[image]

К вопросу об альтруизме

именно человека
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Книги

Книга содержит обзор и обобщение всего, что стало известно о социальном повелении человека за тридцать лет. Одна из главных задач книги «помочь человеку взглянуть со стороны на наш биологический вид со всеми его слабостями и недостатками». Ридли подвергает критике известную модель, утверждающую, что в формировании человеческого поведения культура почти полностью вытесняет биологию. Подобно Ричарду Докинзу, Ридли умеет излагать сложнейшие научные вопросы в простой и занимательной форме. Чем именно обусловлено человеческое поведение: генами или культурой, действительно ли человеческое сознание сводит на нет результаты естественного отбора, не лишает ли нас свободы воли дарвиновская теория? // Дальше — elementy.ru
 

«Происхождение альтруизма и добродетели». Глава из книги

От инстинктов к сотрудничеству Книга содержит обзор и обобщение всего, что стало известно о социальном повелении человека за тридцать лет. Книга содержит обзор и обобщение всего, что стало известно о социальном повелении человека за тридцать лет. «Тот, кто понимает бабуина, больше продвинулся почасти метафизики, чем Локк». Чарльз Дарвин. Записные книжки. 1836–1844 Вообразите, что люди занимались бы сексом сообща и публично, а кушали тайком и при закрытых дверях. Нет никаких конкретных причин, по которым бы мир не мог быть устроен именно так: желание предаваться любви в одиночестве не могло бы считаться странным, а принятие пищи на виду у всех — постыдным. // Дальше — elementy.ru
 
Равноправие в вопросах еды свойственно не только нам, но и шимпанзе, на время общего пиршества забывающих обо всякой иерархии в стае. Молодые, нижестоящие особи просят пищу у старших — и обычно ее получают. Разумеется, альфа-самец может присвоить убитого колобуса себе, но это ни в коем случае не норма. Старшие обезьяны других видов никогда не позволяют брать пищу стоящим рангом ниже, если те не являются их близкими родственниками. Старшие же шимпанзе регулярно это делают. Но главное, младшие сами требуют пищу — обезьянам других видов это совершенно несвойственно. Единственная, у кого они могут попросить еду — их собственная мать. Шимпанзе используют целый набор специальных, связанных с пищей жестов. Найдя кучу фруктов, они улюлюкают и красноречивыми знаками приглашают друзей разделить с ними угощение. Естественно, сие вовсе не означает, что они делятся едой всегда — это далеко не так. Они делятся ею иногда.

Этой особенностью шимпанзе воспользовался Франс де Ваал1, изучавший их в Центре исследования приматов Йеркса в Атланте. Он поместил в вольеры связки свежих веток ликвидамбара (амбровое дерево), тюльпанного дерева, бука и ежевики (каждая была прочно скреплена жимолостью) и, убедившись, что некоторые из них достались особям низшего ранга, стал наблюдать за происходящим. На листву выбор пал не случайно: высококалорийная пища (бананы) часто провоцирует насилие среди человекообразных обезьян, тогда как листва, хоть и пользуется популярностью, не является столь желанным лакомством, и ею часто делятся. Предполагалось, что каждая особь, которой достанется связка, либо позволит другим брать из нее ветки, либо будет раздавать их сама.

Первой реакцией на появление связок стало знакомое исследователям всеобщее ликование (так живущие в дикой природе шимпанзе радуются хорошему источнику пищи). Обезьяны целовались, обнимались и кричали. (Отыскав увешанное плодами дерево, бонобо — карликовые шимпанзе-, близкие родственники шимпанзе из Центральной Африки — заходят еще дальше: чтобы отпраздновать находку, они устраивают настоящую оргию, в ходе которой совокупляются друг с другом). Затем настал черед процедуры «подтверждения статуса», необходимой перед тем, как иерархия подчинения будет на время забыта. Во время пиршества, кстати, наблюдалось повышение уровня агрессии и количества общих перебранок.

Тем не менее дележ пищи характеризовался потрясающим равноправием. Доминирующие особи, как выяснилось, больше склонны давать, чем получать. Ранг значил меньше, чем реципрокность. Если А дает ветку Б, тогда Б часто будет делиться с А. Налицо модель смены ролей: А скорее даст пищу Б, если Б недавно чистил шерсть А — но не в тех случаях, когда А чистил шерсть Б. Шимпанзе, проявившего скупость, наказывали.

Де Ваалу все это говорило о том, что обезьянам известно понятие обмена. Они делятся пищей не только потому, что не могут помешать другим заполучить ее силой — иначе зачем доминирующим особям отдавать ее тем, кто ниже их рангом? Они делятся пищей, чтобы оказать услугу, получить ответную выгоду в будущем и, в целом, отстоять свою добрую репутацию. Фактически, шимпанзе очень похожи на разумных теоретиков игр. «Практика делиться пищей, существующая у шимпанзе, — пишет де Ваал, — внедрена в многогранную матрицу взаимоотношений, социального давления, отсроченных наград и взаимных обязательств».

Но шимпанзе почти никогда не отдают еду по собственной инициативе. Они делятся ею лишь в ответ на требование. Соответственно, полагает де Ваал, хотя шимпанзе и сделали шаг вперед, отойдя от эгоизма прочих обезьян и, таким образом, получив возможность использовать преимущества реципрокного альтруизма, они «не перешли эволюционный Рубикон» реципрокности, что удалось сделать нам, людям.
 
   3.0.153.0.15

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Косвенно в тему:

Элементы - новости науки: Коллективисты голосуют за будущее

Социологи представили на страницах Nature интересное исследование, в котором продемонстрирована выгода коллективных решений. Работа базировалась на результатах модифицированной экономической игры, где игроки имели возможность решать судьбу будущих поколений. Оказалось, что игроки склонны принимать полезные для общества решения, только если они уверены в справедливом дележе ресурсов. В противном случае они придерживались эгоистических стратегий игры. // elementy.ru
 
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Развёрнутое.

Марков. Эволюция кооперации и альтруизма.

Your browser does not support inline frames or is currently configured not to display inline frames.     А.В.Марков Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека Расширенная версия доклада на IV Международной конференции "Биология: от молекулы до биосферы" (15.12.2009)         Изучение эволюции альтруизма и кооперации – это центральная тема эволюционной этики, и это одно из тех направлений, двигаясь по которым, биология – естественная наука – в последнее время начала смело вторгаться на «запретную» территорию, где до сих пор безраздельно хозяйничали философы, теологи и гуманитарии. // Дальше — www.evolbiol.ru
 
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Элементы - новости науки: Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству

Дети до 3–4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7–8 годам они начинают думать и о других. Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько стремлением к равенству. Одновременно у них развивается забота о членах «своей» социальной группы, причем у мальчиков эта черта выражена сильнее. // elementy.ru
 
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
люди могут себя вести
эгоистично и при этом вполне в пределах правил, причем даже в
пределах правил морали. Наконец они могут себя вести вообще не
эгоистически
- это называется «слабое поведение», когда человек
идентифицирует себя с какой-то общностью
- с деревней, с
кланом. Правда, обычно «слабое поведение» встречается в
патриархальных обществах.

Иногда связки, которые дает традиционное общество, очень
эффективно используются и сегодня, в международной
конкуренции. Например, Южная Корея построила на основе
кровнородственной лояльности чеболи - огромные бизнес-конгломераты,
состоящие из отдельных, формально самостоятельных фирм.
Корейцы получили крайне низкие издержки управления, потому
что использовали «слабое поведение», признание того, что ты есть
часть чего-то большего.
 
   56.056.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru