. "Самолет конечно может, вопрос только в длинне ВПП|"
Извиняюсь, а как то он не взлетит то? вроде крыло никуда не девается и антикрыльев из самолета не выдвигается.
Ну для начала на пальцах - самолет может лететь горизонтально, так? Так. Считайте что не едет, а летит не убирая шасси с высотой 0. ;D
Теперь серьезней. Подъемная сила крыла зависит от его геометрического профиля и угла атаки. Угол атаки крыла стоящего на земле самолета назвается стояночным. Обычно, когда самолет хотя и движется с высокой скоростью но стоит на всех опорах шасси (со стояночным углом атаки) подъемной силы крыла недостаточно для уравновешивания веса самолета. Поэтому для взлета угол атаки увеличивают отклоняя руль высоты и отрывая переднюю опору шасси от ВПП, при этом резко возрастает подъемная сила и самолет взлетает. Если этого не делать, то не отрываясь от ВПП самолет может разогнаться до достаточно больших скоростей.
Для поддержания горизонтального полета надо иметь определенный угол атаки, чем выше скорость тем меньше угол атаки нужен (при прочих равных - высота полета, полетный вес). Вот скорость на которой потребный для горизонтального полета угол атаки будет меньше чем стояночный и будет той выше которой не разогнать самолет на земле - взлетит.
Я описывал самолет с носовй опорой шасси, для самолета с хвостовой процесс взлета выглядит немного по другому.