Покойный академик Раушенбах - человек нетривиальной судьбы; немец по происхождению, русский "по выбору", причём - православный. "Я чувствую себя одновременно русским и немцем - интересное ощущение".
Перед войной работал в РНИИ, с началом войны был посажен как немец, в своих мемуарах пишет, что выжил почти чудом, но тем не менее весьма спокойно и фаталистично относится к этому факту своей биографии - "что ж, я был немец, была война, и это было вполне естественно". В лагере тем не менее продолжал научную работу, списавшись с бывшими коллегами - что и помогло ему продержаться. После войны несколько лет был лишен права на жительство в Москве, и работал "дистанционно" пока его не вытащил Келдыш. Занимался сперва процессами горения в ракетных двигателях, позднее - проблемами управления космическими аппаратами, чему и посвятил тридцать лет на фирме Королёва.
Работая над проблемой стыковки КА, задумался о восприятии плоской телевизионной картинки пилотом-космонавтом, и обратился к теории перспективы. В результате написал три книги на эту тему. Отдельно интерес к иконописи и довольно смелые трактовки.
ПЯТЬ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ (октябрь-ноябрь 1979 г)
Лекция первая. Происхождение и сущность иконы.
Лекция вторая. Происхождение и структура иконостаса.
Лекция третья. Иконы праздничного ряда иконостаса.
Лекция четвёртая. Внутренняя сущность икон
Лекция пятая. Икона в целом
pdf, 35 страниц:http://museum.fizteh.ru/gallery/.../f_2zvmc6/f_31is7u-arpf3wg43y5Этим лекциям предшествовал другой цикл лекций БВР о пространственных построениях в живописи, прочитанный им, кажется, в 1978 году. Я сожалел, что законспектировал их весьма поверхностно, но в 1986 г. в издательства «Наука» вышла книга «Системы перспективы в изобразительном искусстве», которая и явилась обобщением цикла лекций 1978 года. Впрочем, те лекции имели преимущество, что БВР иллюстрировал их большим количеством слайдов, и уж конечно, печатный текст не может передать обаяние БВР как рассказчика и лектора.
Сборник "Пристрастие" - в нём помимо воспоминаний (в т.ч. о Королёве и М.М.Герасимове), биографии Оберта также эссе о живописи:
Интерпретация икон как изображения "четырёхмерного" пространства: