К 2020 году практически вся территория России может стать уязвимой для средств воздушно-космического нападения иностранных государств

 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Anleon

опытный

Концепция воздушно-космической обороны (ВКО), утвержденная указом президента России и рассчитанная на период до 2016 года, реализуется в России уже год — с января 2008-го. Вскоре после решения о создании ВКО главком Военно-воздушных сил РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил: темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО очень низки. Отсюда недостаточные возможности по защите суверенитета страны в воздушном пространстве: к 2020 году практически вся территория России может стать уязвимой для средств воздушно-космического нападения иностранных государств. Может ли исправить ситуацию основной производитель средств противовоздушной обороны в стране — концерн ПВО «Алмаз-Антей»? На этот и другие вопросы военного обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответил генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Владислав МЕНЬЩИКОВ. Встреча состоялась накануне открывающейся 22 февраля в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) представительной международной оборонной выставки «АЙДЕКС-2009», на которой у концерна ПВО большая экспозиция.

--Какова роль входящих в него предприятий в реализации концепции воздушно-космической обороны?

-- Завоевание превосходства в воздушно-космической сфере — ключевое звено в обеспечении военной безопасности государства. Это показывают практически все крупные конфликты последнего времени. Поэтому руководством страны и принята концепция ВКО. В ее разработке активное участие приняли ведущие ученые и специалисты научно-исследовательских объединений нашего концерна. 19 июня 2007 года решением Военно-промышленной комиссии при правительстве России наш концерн определен системным интегратором — головным исполнителем работ по созданию единой системы воздушно-космической обороны. Ему отведена центральная роль по наполнению системы ВКО огневыми, разведывательными и информационными средствами, а также средствами управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Это решение не случайно. Во-первых, именно силами концерна разработаны проекты межвидовой многофункциональной системы зенитного ракетного оружия, составляющей основу ВКО, а также разведывательно-информационных систем, систем управления авиации и ПВО. Во-вторых, у нас есть кадровый потенциал — ученые, инженеры, специалисты, уровень которых позволяет решать поставленные задачи с требуемым качеством. В-третьих, концерн обладает развитой производственно-технологической базой, которая постоянно совершенствуется под производство высокотехнологичной радиоэлектронной продукции. А современные, тем более перспективные средства ВКО — продукция наукоемкая и самого различного предназначения. Силами одного концерна создавать все комплектующие элементы этих систем невозможно, а иногда и экономически невыгодно. Поэтому мы активно взаимодействуем с большим количеством предприятий ОПК.

-- Ваш концерн стал, по существу, монополистом в создании средств противовоздушной и противоракетной обороны для государства. Оправдан ли такой монополизм?

-- Монополизм обычно связывают с подавлением конкуренции. В советское время при разработке военной техники допускалась конкуренция разработчиков. Это было вполне оправданно при массовом производстве. К примеру, комплексов С-300 различных модификаций было сделано более трех сотен. Дополнительные затраты на этапе разработок с лихвой покрывались за счет повышения качества выпускаемой продукции. При современных же объемах закупок техники ПВО, как показывает простой расчет, затраты на конкуренцию разработчиков не компенсируются на этапе производства. Но в работе нашего холдинга сегодня объемы заграничных поставок не ниже внутренних. На мировом рынке конкуренция очень сильна. У нас серьезные соперники в США, Великобритании, Франции, Израиле и некоторых других странах. Поэтому говорить, что объединение предприятий в системообразующие концерны подавляет конкуренцию и не способствует инновациям, неверно.

-- В состоянии ли концерн адаптировать имеющуюся технику ПВО к ведению вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве?

-- Создаваемые нашими предприятиями средства ПВО стоят на вооружении нашей армии и ряда зарубежных стран по нескольку десятков лет. Это говорит об их качестве, востребованности. Однако основные типы зенитных ракетных комплексов, радиолокационных средств, средств радиоэлектронной борьбы и управления были разработаны еще в годы существования СССР. Затянувшиеся реформы конца прошлого века существенно замедлили разработки новой техники. Только в последние пять--семь лет появилась реальная возможность ее модернизации, чтобы адаптировать к ведению вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве. Достигается это за счет внедрения новой высокотехнологичной аппаратуры, элементной базы, компьютерной техники, активных фазированных решеток, перехода от аналоговой обработки сигналов к цифровой. Эффективность проведенной нами модернизации основных средств ПВО подтверждает устойчивый спрос на них на международном рынке.

К качественно новым разработкам концерна относится прежде всего зенитная ракетная система ЗРС С-400, в августе 2007 года поставленная на боевое дежурство. С-400 с учетом модернизации станет основным огневым средством системы ВКО нашего государства на ближайшие годы.

-- С какими основными проблемами вы сталкиваетесь при создании системы воздушно-космической обороны?

-- Можно выделить две группы проблем. Текущие, производственные и экономические, оставим в стороне — они хорошо известны всем руководителям предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вторую группу более масштабных проблем на уровне концерна можно отнести к стратегическим. Это сохранение и развитие научных школ, технологическое переоснащение, формирование инвестиционных проектов, развитие корпоративных информационно-управляющих систем и ряд других. Но на первое место я поставил бы восстановление кадрового потенциала. На большинстве предприятий серьезный кадровый разрыв поколений. В Москве и Санкт-Петербурге ощущается просто кадровый голод. Путь решения проблемы только один — повысить до прежнего уровня престижность работы на предприятиях ОПК. Это достойная заработная плата, хорошие условия труда, высокий уровень социальной защищенности.

Повышение производительности труда — тоже стратегическое, многоаспектное направление. Остановлюсь только на автоматизации процессов управления, разработки и производства. Сейчас отечественные и зарубежные фирмы предлагают для этого большой выбор систем и средств. Однако опыт их применения показывает: успех приходит лишь в том случае, когда на предприятиях имеются собственные подразделения, определяющие стратегию построения информационно-управляющих систем. Это особенно важно для крупных оборонных структур с высоким уровнем режимных ограничений.

Техника отвечает современным требованиям, только если она базируется на последних научных достижениях. Это невозможно без сохранения и развития научных школ. Здесь кроме привлечения талантливой молодежи необходимо переоснастить экспериментальную базу НИИ и КБ. Нужны опять же серьезные средства. Резерв у нас только один — повышение производительности труда. При малосерийном производстве это задача огромной сложности. Она неразрывно связана с технологическим оснащением. Однако путь модернизации производств во многих случаях оказывается нерациональным. Более быстрый и менее затратный путь, как это ни парадоксально, — создание принципиально новых производств. По этому пути и планирует идти концерн. К великому сожалению, сегодняшний финансово-экономический кризис вносит коррективы в реализацию наших замыслов.

-- Может быть, выручит продукция двойного назначения?

-- Да, мы выполняем работы по нескольким федеральным целевым программам. В рамках ФЦП «Совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации на 2007--2010 годы» ведем разработку центров информационного взаимодействия Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органов управления ПВО во всех регионах, занимаемся оснащением трассовых радиолокационных позиций двойного назначения, модернизацией существующей техники на нескольких десятках таких позиций по всей территории страны. Эти работы направлены на улучшение контроля воздушного пространства, от чего зависит безопасность полетов.

Наиболее существенный объем работ концерн должен выполнить в 2009--2015 годах по ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения". Значительны работы по модернизации наземного и бортового оборудования радиотехнических систем ближней навигации и посадки, систем подвижной сотовой связи и цифрового телевидения. И это далеко не полный перечень. Мировой опыт однозначно свидетельствует: только таким путем в современных условиях можно обеспечить экономическую устойчивость оборонных предприятий.

-- Формирование и выполнение государственного оборонного заказа в последнее время — предмет пристального внимания и обсуждения. Скажите, исходя из опыта становления концерна, как в этом смысле наладить взаимодействие интегрированных структур ОПК с исполнительной властью?

-- Совершенно очевидно, что системообразующие концерны, как и наш, в ближайшие годы станут полноценным базисом оборонной промышленности. От того, насколько они вовлечены в процесс формирования государственной программы вооружения и гособоронзаказа, будет зависеть успех дела. С одной стороны, требования заказчика должны быть строго согласованы с возможностями промышленности, а с другой — развитие оборонной промышленности должно идти в направлении удовлетворения потребностей вооруженных сил.

Современное законодательство в сфере ОПК ориентировано на деятельность отдельных предприятий и поэтому нуждается в существенном усовершенствовании — в соответствии с происшедшими структурными преобразованиями. Взаимодействие с госзаказчиком должно выйти на уровень партнерских отношений. Концерны должны нести полную ответственность за поставку конечной продукции и при этом иметь полномочия по формированию всей кооперации предприятий, необходимой для ее разработки и реализации. Только так можно добиться снижения стоимости, повышения качества и надежности поставляемой в войска техники.

И во взаимодействии с органами государственного управления должны произойти изменения. Объединение предприятий ОПК в интегрированные структуры позволяет вывести систему государственного управления на качественно иной уровень. Отпадает необходимость в оперативном взаимодействии с двумя тысячами разрозненных предприятий, и государственные органы могут сосредоточиться на проведении полномасштабной военно-технической политики. А она включает подготовку научных, инженерных и производственных кадров, реализацию федеральных целевых научно-технических и инвестиционных программ, участие в формировании госпрограммы вооружения и гособоронзаказа, создание конкурентных преимуществ отечественным производителям — государственное лоббирование на внутреннем и внешнем рынках.

Важной функцией концернов становится и прогнозирование перспектив научно-технического развития, чтобы сформулировать задания для федеральных целевых программ. Именно через такой механизм можно согласовать планы научно-технического развития страны с потребностями оборонной техники.

-- Каковы стратегические направления развития вашего холдинга?

-- Прежде всего это научные разработки по всем направлениям техники ВКО. Мы должны не только направить на это свой собственный потенциал, но и напрямую работать с институтами Российской академии наук, профильными вузами. Это аксиома для любого оборонного предприятия, ведущего разработки в области радиоэлектроники — самой динамичной области современной науки.

Стратегическое значение для техники ВКО имеет уровень электронной компонентной базы. В свое время именно потребности разработчиков комплексов С-300 инициировали развитие микроэлектронных производств в Зеленограде. Сейчас ключевая проблема антенной техники — создание полупроводниковых приемно-передающих модулей с высокими выходной мощностью и КПД. Концерн активно подключился к решению этой сложнейшей проблемы.

Еще я бы выделил направление, связанное с рациональным территориальным расположением научной и производственной базы концерна, имеющего предприятия по всей стране. Таким путем можно оптимизировать затраты по оплате труда и транспортные расходы.

-- Концерну ПВО «Алмаз-Антей» в наступившем году исполняется семь лет. Фактически ведь вы были первопроходцами в интегрировании ОПК. Каковы, по-вашему, главные итоги этих лет?

-- Да, время идет быстро. За семь лет концерн прошел несколько этапов становления и развития. Объединение пяти десятков предприятий, обремененных многими проблемами и долговыми обязательствами, в интегрированную структуру — чрезвычайно трудоемкое дело. Параллельно с акционированием требовалось выстроить систему корпоративного управления дочерними предприятиями и зависимыми обществами, сформировать дееспособную головную компанию, отладить взаимодействие с органами государственного управления, с госзаказчиком и зарубежными партнерами.

Нельзя сказать, что период становления мы прошли без издержек — мы действительно были первопроходцами. Но уже с 2005 года мы лидируем среди компаний российского оборонно-промышленного комплекса по объемам годовой выручки. В указе президента России об образовании концерна ПВО «Алмаз-Антей» ключевой задачей головной компании определено обеспечение вооруженных сил техникой ПВО современного уровня. Для ее решения требовалось провести системную реструктуризацию всего научного и промышленного потенциала дочерних предприятий, разработать и реализовать планы технического перевооружения. За семь лет многое удалось сделать, но процесс совершенствования непрерывен. Новые задачи по созданию техники ВКО требуют принципиально новых научно-технических решений и соответствующей технологической и элементной базы.
 3.0.63.0.6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru