САПР тяжелая, судостроительная stimul.onlineЦифровая модель обстановочного судна проекта 3050.1А в системе КОМПАС-3D; проект судна разработан в ООО «Кингисеппский машиностроительный завод». Источник изображения:...
// sdelanounas.ru
«АСКОН, будучи петербургской компанией, не мог не работать с предприятиями судостроения. Эта работа шла со дня основания компании. На данный момент мы активно входим в стратегически выбранный сегмент — создание специализированных сквозных решений в сфере судостроения. Наши решения будут строиться на опыте, накопленном за более чем тридцатилетнюю историю компании».
Решения АСКОН сейчас используют многие предприятия судостроения. Это и те заводы, которые непосредственно строят суда, и производители размещаемого на судне оборудования, агрегатов, приборов, аппаратуры и так далее.
В качестве примера можно привести ПО «Севмаш», где с PLM-комплексом АСКОН работают более десяти тысяч человек. С помощью систем управления инженерными данными и проектирования технологических процессов обслуживается все, что делается на предприятии, за исключением самой верфи.
ПО компании используют и тридцать предприятий-заказчиков, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде рассказал о создании специализированной системы автоматизированного проектирования (САПР) для судостроительной отрасли.
По словам Алексея Рахманова, к настоящему времени полностью сформирован индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Судостроение», в который вошли ОСК со всеми 12 конструкторскими бюро и 16 крупнейшими верфями, консорциум «Роснефть» — Дальневосточный завод «Звезда», Зеленодольский завод имени А. М. Горького и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ).
«После проведения научно-технического совета и огромной внутренней борьбы между теми бюро, которые делают подводные лодки, и теми, которые делают надводные корабли, мы в итоге нашли консенсус: нас больше всего устраивает продукт компании АСКОН. В итоге будет комбинированная конструкция, в ней каждый найдет свой маленький модуль, и эта программа станет основой тяжелой судостроительной САПР, которую мы намерены внедрять по мере разработки», — отметил гендиректор ОСК.
Выход пилотных версий САПР намечен на 2025-2026 годы.
Если посмотреть на дорожную карту проекта, говорят в АСКОН, то можно заметить, что судостроительная САПР является геометрическим интерфейсом системы управления данными на проектной стадии жизненного цикла — от эскизного проектирования до выпуска рабочей конструкторской документации, и все это связано единым информационным стержнем.
Разработка тяжелой судостроительной САПР повлияет и на развитие флагманского продукта АСКОН — КОМПАС.
«После проведения всех доработок КОМПАС перестанет быть классической машиностроительной системой автоматизированного проектирования. В чем главное отличие? В том, что в судостроительной САПР нет нулевой сборки, всегда есть отсеки, построечные районы и другие способы структурирования информации».
Чтобы эффективно работать в судостроении с огромными объектами, содержащими миллионы деталей и сборочных единиц (ДСЕ), необходимо изменить подход «нулевой сборки». Это можно сделать только из системы, которая работает с геометрией, превратив ее в систему, работающую с данными. В этом и будет заключаться основная трансформация КОМПАС-3D в процессе создания судостроительной САПР.
«На данный момент основной задел сконцентрирован в инструментальной части: мы достаточно неплохо продвинулись в задачах моделирования конструкции корпуса, начаты проработки по задачам моделирования судовых систем. Надо отметить, что все инструментальные средства разрабатываются с учетом требований по коллективной распределенной работе, и за эту часть отвечает отдельный технологический сервис. С самого начала работ было понятно, что стандартными механизмами и подходами, принятыми в машиностроительных САПР, невозможно качественно и эффективно работать с изделиями судостроения и для решения этой задачи необходимо искать совершенно иные технические решения».
Судостроительная САПР состоит из трех уровней. Есть уровень управления данными, процессами, проектами, жизненным циклом, уровень работы с геометрическим данными и уровень инженерных расчетов. Ведь делая судостроительную САПР, невозможно не заботиться об эксклюзивных инженерных расчетах, которые должны выполняться интегрированно в едином проекте.
«Работая по проекту судостроительной САПР, мы понимаем, что впереди есть еще несколько лет, но для того, чтобы вся отрасль одновременно вышла на этап тиражирования, начинать нужно уже сейчас. Процесс идет по двум параллельным трекам».
Первый трек — обеспечить готовность предприятий к работе с отечественным стеком технологий, с доверенными операционными системами и СУБД. Система КОМПАС-3D с конца этого года будет доступна для пилотных зон, полностью построенных на нативных доверенных операционных системах на Linux, и КОМПАС будет так же, нативно, на них работать. Можно будет знакомиться и готовить инфраструктуру.
Второй трек — методологический. Необходимо начинать осваивать базовые инструменты проектирования в КОМПАС и гармонизировать процессы, встраивая систему в процессы предприятия.
«Второй этап нашего отраслевого исследовательского процесса — наша инициативная НИР по задачам технологической подготовки производства и самого строительства судна, — рассказывает Максим Богданов. — Мы приступили к ней в начале 2022 года. Благодаря коллегам из ОСК, которые пригласили нас поучаствовать в опытно-конструкторской работе „Цифровое производство“, мы получили доступ к заводам и верфям корпорации. Совместно с ними отработали прототип/макет будущего решения, которое выполняет задачи, позволяя принять данные, созданные на этапе проектирования в судостроительной САПР, в процесс подготовки строительства судна».
В рамках этой ОКР специалисты АСКОН также опробовали компонент по миграции данных. На данный момент подтверждена возможность чтения данных из зарубежных судостроительных САПР, в частности из системы Aveva, в КОМПАС-3D без потери информации. Вся атрибутивная информация становится «родной» информацией КОМПАСа.
После завершения второго этапа решение должно стать полноценным судостроительным тяжелым PLM (ПО для контроля над жизненным циклом выпускаемой продукции), который предусматривает согласованную работу всех составляющих решения на всех предприятиях: в проектных бюро, на заводах и верфях.
«В результате разработки прототипа мы получили подтверждение реализуемости сквозной объектной судостроительной системы „тяжелого“ класса на методологии, используемой нами в судостроительной САПР. С нашей точки зрения, именно сквозная, дата-центричная модель работы с глубоким реинжинирингом процессов проектирования и строительства изделий морской техники позволит предприятиям судостроения работать более эффективно и качественно. Одна из задач, которую мы ставим, — свести к минимуму, а в отдельных случаях и избавиться вовсе от процессов ручной доработки, конвертации или повторного перемоделирования ранее спроектированных элементов при продвижении проекта по этапам жизненного цикла.