stas27> В конце концов, оно (то, во что сын Пола превратился через 5000 лет правления) решает, что пора на покой, как-то попадает в воду, и его тело рассыпается на личинок червя.
Он не просто попадает в воду, это запланированно-предвиденное действие, которое гарантирует, что с Золотого Пути человечество уже не сойдёт во всех прозрённых вариациях.
Аллюзия на жертву Христа, "да избегнет меня чаша сия" с полным пониманием необходимости и неизбежности грядущего. Он же не просто так распался на песчаную форель и сделал он это не в случайном месте.
Bredonosec> Даааа.... этто шЫшки мощные.. я столько не выкурю...
Bredonosec> Наверно, хорошо, что я этого не читал, а то б смотреть не смог )
Укуренность в произведении, ессно, присутствует, но её не вовсе не много, и по бОльшей части она имеет вид "цветущей сложности".
...
В нашем мире происходит очень много как бы укуренного и невероятного (в том числе глобально), такого, что нелегко объяснить даже постфактум и что кажется абсолютно алогичным, если считать всех действующих лиц имеющими полную информацию о ситуации и разумными.
Но наш мир реален.
А "укуренность" происходящего объясняется тем, что мы не видим полной картины, действующие лица не видят полной картины (лишь только малый кусок) и даже имея достаточно информации, неспособны понять, как их действия скажутся на общей картине. В итоге всё в комплексе даёт такие "выбросы" за пределы понятно-предсказуемого, что аж иногда волосы на жопе дыбом.
"Дюна" - фантастика и фантазия, но если принять фантастические предположения (существование Червей, спайса и его свойств и т.п.), ничего такого бредового нет ни в мотивации, ни в поступках персонажей.
...
Где автор курил смело - так это когда сочинял червей. Они, бедняги, не могли бы протолкнуться сквозь песок на химии, просто столько брюквы не сожрёшь, даже если жрать постоянно. Автор это понимал. Поэтому им пришлось заиметь в пузе термоядерный реактор.