В последнее время нередко можно встретить на страницах православной прессы весьма странные мнения. Люди, для которых вопрос о спасении от американской глобализации является куда более насущным, чем вопрос спасения от греха, любят порассуждать о необходимости "объединения православия с исламом", измышляют мифы об "исторической дружбе и добрососедстве русских с мусульманскими народами", которую теперь якобыми всеми силами пытаются разрушить злобные американские сионисты. И тут же (видимо, в качестве "укрепления дружбы") неизменно навязчиво предлагается преклонение перед арабско-мусульманским Востоком, льстивые именования Мухаммеда "пророком" и утверждения, что нас-де объединяет поклонение одному Богу.
Подобные примеры словоблудия в последнее время доводится встречать все чаще. Имеет место определенная тенденция, даже мода на подобные суждения.
Оставим в стороне чудовищный антиисторизм мифов о "добрососедстве" (наши предки сражались с булгарами-мусульманами еще тысячу лет назад, а уж сколько бед натерпелаьс Русская Земля от исламизированных монголов и татар - знает каждый, у кого не атрофировалась национальная память и элементарное образование), оставим в стороне сомнительную "честь" позиции лизоблюдства в отношении арабов вместо американцев и рассмотрим сугубо религиозный аспект. Может ли православный христианин считать, что Бог Евангелия и Аллах Корана - это один и тот же?
МУСУЛЬМАНСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГЕ:
Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов - это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и пр. Однако даже схожие названия таят в себе принципиальные отличия.
Например, взять хотя бы представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога Творцом, то автоматически подразумеваем, что они это понимают так же, как и христиане: Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим промыслом, после шести дней творения больше ничего не творит. Однако мусульмане начиная с IX века благодаря богослову аль-Ашари считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог - творец, то подразумевают, что Бог - творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире. Вдумайтесь: отвечает ли святоотеческому богомыслию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и прочее?
Кажется странным, но на самом деле это естественное проявление мусульманского учения, согласно которому Аллах есть равно источник добра и зла.
В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что "он есть приносящий пользу и вред" (Муххамад ибн Сулейман ат-Тамими "Книга Единобожия"), что иногда он "хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба"; что "Он - приносящий зло, Он - дарующий блага". Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (К. 2:14). Он "сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого захочет" (К. 35:9). Он "замышляет хитрость" (К. 86:16), ибо "Аллах - лучший из всех хитрецов" (К. 47 (54)). "Он обманывает" (К. 4:141). Он меняет Свою волю (К. 13:39). По мусульманским понятиям, для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра и нет зла, кроме Твоего зла...".
Пусть каждый сделает вывод сам, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который не искушается злом, и Сам не искушает никого (Иак. 1,13-14), совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор. 32, 4), Который говорит: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был (Иез. 33, 11), Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), и у Которого нет изменения и тени перемены (Иак. 1, 17), ибо Бог не человек, чтобы Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Числ. 23, 19).
Объявить Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства - богохульство. Для самих же последователей Мухаммеда это обусловлено еще одним краеугольнымо отличием - учением о предопределении, согласно которому "ничего не происходит без Его желания и ничто не выходит из-под его воли, и ничто не отклоняется от Его предопределения"...
Осуществилось предопределение достаточно просто: "первым, что создал Аллах, было перо. Затем Он повелел ему: Пиши! Записывай меру всего вплоть до наступления Часа... то есть все сущее до дня воскресения". Предначертано все до мельчайших подробностей, каждый поступок каждого человека, и более того, как мы помним, сам же Аллах эти действия и творит. Мир и вся история человечества низводятся до заурядного театра марионеток, а Творец - до странного кукольника, заигравшегося с самим собой.
В Коране Аллах повелевает Мухаммеду: "Скажи: "Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах"" (К. 9:51).
Некоторым Аллах предначертал верить в него: "не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха" (К. 10:100), а других ему угодно делать неверующими: "Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми они не слышат. Они - как скоты, даже более заблудшие" (К. 9:178), поэтому "того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь" (К. 39:36), "для них - великое наказание!" (К. 2:6), "Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение" (К. 2:14).
В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Муххамеда: "Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: Мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей. Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: Мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада".
Не случайно святые отцы Православия осуждали учение о предопределении как ересь и богохульство, ведь Бог, согласно такому представлению, есть непосредственная причина всех поступков человека, но при этом Он же и наказывает за то, что Сам же заставил его сделать. Разве это справедливо? Разве это не абсурдно?
Но у мусульманских богословов на все аргументы ответ эффективный, в духе Корана: "Тот, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, будет сожжен Аллахом в огне"...
Но это еще далеко не все отличия. В мусульманском богословии в результате споров и дискуссий в Средние века появилось учение об атрибутах Бога. В их перечне есть очень оригинальные атрибуты, которые с христианским представлением никак не вяжутся. Например, с точки зрения мусульман у Бога-Аллаха есть атрибут перемещения в пространстве, что с точки зрения христиан абсурдно и отрицает вездесущие Божие. В исламе же это основано на аятах Корана, в которых говорится, что Бог каждую треть ночи спускается к нижнему небу и там смотрит, молится ли ему кто-нибудь в это время. Об Аллахе говорится, что "Он тот, Который сотворил для вас все, что на земле, а потом вознесся к небу... а потом вознесся на Трон" и, видимо, ежедневно слезает с трона "в последнюю треть ночи, когда Он опускается на ближайшее небо".
Сравните эти представления со словами Библии: "...может ли челвоек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? - говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23, 24. Очевидно, что вездесущие только и подобает Творцу вселенной. Иначе придется признать, будто Бог запутался в путах собственного творения и подвластен пространству.
Другой своеобразный атрибут Аллаха - Коран. Он считается вечным словом Аллаха, неизменно существовавшим всегда; соответственно получается, что и арабский язык существовал всегда, и Коран вечен и неизменен, как Бог, совечен Ему.
Ну и как, сильно сочетается с библейским, да и вообще с разумными представлениями о Боге, учение о том, что Он имеет совечный и неизменный атрибут в виде книги на арабском языке? Что суры "Корова" или "Паук" есть атрибуты божества и существовали до творения мира? Равно как и отчаянная ругань на Абу Лахаба и его жену - личных врагов Муххамеда?
Это абсурдное учение встречало критику даже в среде самих мусульман. Так, в VIII-X веках богословское учение мутазилитов восставало против догмата о несотворенности Корана, вполне логично указывая, что допущение извечности и несотворенности Корана равносильно наделению его свойствами Бога, или, иначе, признанию наряду с Аллахом второго бога. И где здесь хваленое исламское единобожие (таухид)? Мутазилиты исчезли под гнетом суннитских преследований, но аргументы их вполне резонны и по сей день. Ведь Коран не тождественен Богу (никто не назовет экземпляр книги Богом) и при этом неразрывно с Ним слит, обладает божественными свойствами.
Христианский Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), Аллах же говорит о себе: "Высокомерие - Мой плащ, а гордость - Мой покров. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в огонь". Характерно, что среди девяносто девяти имен Аллаха, которые почитают мусульмане, нет имени "Любовь" или "Любящий", а авторитетные средневековые мусульманские богословы (например, Ибн Тамийя) прямо осуждали идею о том, что возможна любовь Бога к человеку и любовь человек к Богу, так как слишком несоизмеримы величины. Действительно, если вспомнить то, как представлен Аллах в Коране, сложно представить, что Он любит свое творение, которое создал на потеху себе как безвольных марионеток, часть которых определил для топки, а другую - для бесконечного борделя.
Но мы еще не рассмотрели вопрос, как ислам относится к христианскому представлению о Боге. В 112-й суре Корана об Аллахе говорится: "...не рождал он и не был рожден". И как же это можно соотнести с православным учением о Боге Отце, Сыне и Святом Духе - Троице единосущной и нераздельной? Коран за то, что христиане сказали "Христос - Сын Аллаха", так как характеризует их: "Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!" (К. 9:30, 32). Согласно исламу, Христос - обычный человек, а не Сын Божий, мусульмане принципиально отвергают даже мысль, что у Бога есть предвечно рождающийся Сын, тогда как Писание говорит нам: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1 Ин. 2, 23).
Пусть теперь каждый сам, будучи в курсе дела, решит самостоятельно: одинаково ли мы верим в Бога? Одному и тому же ли поклоняемся?