итак, обещанный ответ:
>Ну вот, наконец-то добрался до справочной книжки. С 14 на 15 мая 1917 года (т.е. через 3!!! года после развёртывания барража и через 2 года после вступления в него Италии) "Новарра", "Сайда", "Зента" сотоварищи преспокойненько прошли весь барраж насквозь и лишь на обратном пути занялись делом: грохнули итальянский конвой, потопили пару эсминцев, обменялись "подарками" со срочно вышедшими на перехват крейсерами.
конвой "грохнули" ДО подхода к барражу, он был севернее. насквозь барраж, тем более незамеченными, они не прошли. итак, разбор операции (к сожалению карту запостить не могу):
Австрийцы вышли в составе: крейсерская эскадра (Новара, Сайда, Гельголанд), эсминцы (действовали отдельно) Чепель и Балатон. поддержку операции осуществляли ПЛ У-4 (район Валона), У-27 (линия Бриндизи - Остро), УЦ - 25 (установка мин у Бриндизи).
отрантский барраж находился на траверзе о. Корфу, с севера (откуда шли австрийцы) его прикрывали итальянский лидер "К. Мирабелло" и 4 новых французский эсминца. австрийцы прошли совсем рядом с этой эскадрой но итало-французы умудрились их не заметить! (первая возможность поймать Хорти упущена). далее австрийские эм пошли к албанскому побережью и в20 милях южнее Валлоны наткнулись на итальянский эм Бореа, конвоировавший тот самый конвой из 3 транспортов (время 3.15 ночи). итальянцы не смогли ответить 2 австриякам (1 хороший снаряд - и им не уйти, а силы почти равны т.к. Балатон сразу занялся транспортами), Бореа и Карачио погибли, с остальных 2 транспортов итальянцы бежали хотя те почти не пострадали и потом были приведены в порт буксирами. итальянцы даже не радировали о нападении! 2 австрийских ЭМ повернули домой. в 4.00 австрийские крейсера нападают на барраж и топят 14 дрифтеров из 47 и быстро начинают отход. фр. ЭМ К. Бари, случайно оказавшийся поблизости, из-за неполадок в машине опоздал, но атаковал У-4. неразбериха в эфире была просто поразительна, сообщение французов пришло лишь в 5.30, сообщения дрифтеров вообще не дошли, а переданная с НП на о. Сазено депеша имеет итальянский внутренний шифр и англичане с франками ее не понимают. "Бристол" и 2 ит. ЭМ выходят в 5.00, такой же отряд с "Дартмут" - в 5.20, "Марсала" с 2 лидерами и ЭМ - лиш в 7.00 а ремонтировавшийся "Ливерпул" - и того позже. Актон наводит на 3 крейсера А-В "Мирабелло" с 3 французскими ЭМ (Бутефо" отстал) они имели бортовой залп из 10х100-102мм и 6х65мм против 15х100мм австрийцев плюс подавляющее преимущество в скорости и Т/А, и должны были задержать Хорти, но после пары залпов в 6.45 итало-французы выходят из боя. при этом "Мирабелло" сообщает Актону НЕВЕРНЕ координаты! зная тихоходность своих крейсеров Актон высылает "Аквилу" с эскадрой ЭМ, которе в 8.00 натыкаются на 2 австрийских ЭМ. у итальянцев многократный перевес, но бой кончается повреждением "Аквила" а "Чепель" с "Балатон" спокойно уходят под защиту БО в Дураццо. тем не менее несмотря на "помощ союзничков" и тихоходность своих кораблей Актон догнал Хорти в 9.30. "Дартмут" получил 3х100мм снаряда, кроме того его бомбило 8 самолетов, но Хорти понял что надо валить, его положение безнадежно, "Новарре" уже снесло мостик а быстре ЭМ союзников его окружают. и тут "Мирабелло" и французский "К. Ривьер" выходят из боя (из-за "медвежьей болезни", скромно названной неполадками) а остальне ЭМ остаются их охранять - лиш бы не воевать! обреченне А-В вырываются на свободу, их преследуют лиш "Дартмут" с "Асерби", сзади тащится "Бристол", который вскоре выходит за дальность огня. "Новарра" теряет скорость из-за повреждений машины от 152мм снаряда, в 10.10 Хорти ранен. вскоре свою дозу получает и "Сайда", берущая "Новарру" на буксир, лишь "Гельголанд" остается боеспособен и судьба австрийцев казалось решена: с "Новаррой" им не уйти, а к союзникам подходит "Марсала" с эскадрой. и тут появляется "С. Георг" с 2 ЭМ, а с ним города тягатся не могут. в 12.00 и отрезанне от своих "Чепель" и "Балатон" прорываются из-за ротозейства ЭМ союзников. более того, на отходе "Дартмут" поврежден торпедой с УЦ-25, а ЭМ "Бутефо" тонет на мине.
Итоги: теоретически победа австрийцев - у них тяжеле повреждения получил лишь 1 КР, тогда как кроме повреждения "Дартмут" они потопили 2 ЭМ, транспорт и 14 дрифтеров. но очевидно, что несмотря на невероятное везение Хорти и позорность действий итальянцев с французами австрийцев несколько раз должны были уничтожить и они спаслись лишь чудом.
1. если бы "Мирабелло" не прозевал
2. если бы "Бореа" хотя бы повредил "Чепель" в единоборстве
3. если бы не путаница со ВСЕМИ донесениями союзников
4. если бы не позорный бой группы "Аквила"
5. если бы не трусость группы "Мирабелла" ДВАЖДЫ не остановившей австрийцев
6. если бы не тихоходность "городов"
7. если бы тяжеле корабли итальянцев вышли в море как это требовалось, "С. Георг" не только не прикрыл бы отход, а и сам бы стал жертвой.
все это понимали и А-В, поэтому их легкие силы больше на такое не решались.
Помните, что война с арабами - это война ловушек, засад и убийств из-за угла. (с) Атос, граф де ла Фер ( с помощью А. Дюма)