Знаешь... Гуманизм не характерен человечеству целом, как это не дико звучит с филологической точки зрения
Гуманизм - это черта одиночек. А для простого человека всегда есть свои и есть враги (просто так, иррационально), и гибель врага всегда его радует. Арабы радуются, что ударили Империю Зла, евреи радуются, что теперь будут бить арабов, русские радуются, что досталось главному, и на данный момент победившему, конкуренту, голландцы радуются, что курсе евро может взлететь над долларом... Список можно продолжать. Но есть и цветы у американского посольства, и мусульмане, служащие молебны по погибшим... Так было всегда, так будет всегда... Хороших людей меньше, чем просто людей. Но они есть всегда. Кстати, вышецитированный Рыбаков тоже задаётся этим вопросом.
И вот тут уж остается только руку протянуть до рокового вопроса,
со времен Иова не дающего покоя всякому мало-мальски порядочному
человеку: почему праведный несчастен, а неправедный счастлив? В
чем изначальный вывих нашего мира? С какой стати подонки сплошь
и рядом живут себе припеваючи, а на честных, добрых,
благородных, ранимых обрушиваются все кары земные и небесные?
Для безоговорочно верующего человека тут нет противоречия; за
тысячи лет гениальные богословы сумели виртуозно
отинтерпретировать все, что нехристям кажется несообразностями.
Возлюбленных чад своих Господь испытывает всю жизнь в хвост и в
гриву, чтобы с полной гарантией забронировать для них номера
люкс в раю - а прочим гадам предоставляет полную свободу
грешить, разрушать, мучить праведников, чтобы впоследствии,
ежели гады так и не раскаются, безоговорочно низвергнуть их в
геенну. Но, ей-богу, даже при столь железобетонной умственной
подпорке все ж таки и сердце лучше иметь каменное, а то, неровен
час, хоть изредка, а возропщешь на заоблачного садюгу...
Можно, если религия не греет, давать научные, социологические
объяснения; я и сам таковые давал. Например: человечеству
необходим определенный процент этически ориентированных
индивидуумов, и совокупная генетическая программа вида
предусматривает обязательное их появление в каждом поколении,
ибо они являются единственным естественным амортизатором, при
встрясках предохраняющим общество от поголовного
взаимоистребления; но сами эти индивидуумы, как и надлежит
амортизатору, всегда, всегда находятся между молотом и
наковальней, и никуда им от этого не деться, такова их
биологическая функция.
// В.Рыбаков, «
Трудно стать Богом»