Тут на форуме среди бесконечных наших баталий относительно происхождения и эволюции биологического материала проскользнул в чьей-то реплике один интересный вопрос. Как появился и развился человеческий разум. Предлагаю обсудить и эту тему. Для начала определимся в терминах.
Толковый словарь русского языка о разуме говорит так: «Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания...».
Универсальная энциклопедия: “РАЗУМ, ум, способность понимания и осмысления...”
После прочтения книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» (а точнее её последней главы, посвящённой эволюции информации) я всё больше стал склоняться к тому, что то неуловимое отличие нас (человеков) от остального живого мира, которое мы сегодня называем нашим разумом, разумностью в высшей степени является плодом именно (стартовавшей когда-то давно на головах наших предков) эволюции информации. Человек с некоторых пор является участником не только (и не столько) эволюции биологического материала, но и участником эволюции информации. (с каких пор? это тоже интересный и обширный вопрос). Поглядите на наши достижения - чем мы отличаемся от других животных? Точно, биологически ничем (во многом мы даже гораздо слабее и беззащитнее многих других представителей фауны Земли). А сильны мы нашими накопленными многими поколениями знаниями, которые позволяют нам сделать то, что не дано природой (и даже больше!). Причём знания эти по аналогии с биологической эволюцией также стремятся к размножению, подвержены мутациям и естественному отбору. И носитель всего этого - человеческая популяция. Даже религия как часть этих знаний, как мы видим, активно эволюционирует. И здесь опять-таки по аналогии с биологическими процессами главная задача человеческого индивида - размножение информации. Человек участвует в таком размножении автоматически, так как сперва его насильно учат более старшие собратья а повзрослев он и сам понимает, что без знаний в этом мире не занять приемлемого для него места. Некоторые человеки являются генераторами "мутаций" информации - они пытаются как-то комбинировать уже накопленные знания, применить их в других областях, под другим углом зрения и т.п. Примерно так получаются научные открытия. А естественный отбор обрабатывает информацию удаляя неудачные решения, а также постепенно уменьшая количество носителей устаревших знаний (например, уже сейчас мало кто знает как устроен паровоз (особенно не в общих чертах, а со всякими подробностями об устройстве мелких (но важных!) узлов и агрегатов) и чтобы построить его нормально функционирующий экземпляр нужны достаточно серьёзные усилия по работе с архивами и т.п., а что будет через 100 - 200 лет?). А душа, если она и существует, то это, по-моему, всего лишь побочное действие эволюции информации. Так как мы не просто машины для размножения самих себя, но и носители и множители информации нам смутно кажется, что что-то в нас есть особенное и таинственное, отличающее нас от всего прочего на земле. Собственно говоря, оно в нас есть - это тот багаж знаний находящийся в нашей голове. Причем он не просто там находится, он ещё и непрерывно обновляется, дополняется, модифицируется и мутирует причём во многом даже без нашего непосредственного участия (вспомните, как не понятно откуда вдруг появляется в нашей голове неожиданная мысль). Вот, похоже именно это брожение (кроме того, не всегда предсказуемо влияющее на наши поступки) и воспринимается нами как то, что принято называть душой.
Ещё несколько мыслей.
Чем меньше в человеческой группе информации, тем ближе она к природе и тем больше индивиды её составляющие похожи на животных. Но даже самые отсталые (на наш взгляд) племена обладают достаточным багажом знаний для того, чтобы мы всё-таки признавали в них людей.
Человеческие особи, лишённые процесса накопления знаний (например, попавшие в стаю зверей) биологически представляют собой, несомненно, человеческий организм, но можно ли их назвать человеками? Кроме того, они, пробыв в стае достаточно долго не только слабо похожи на человеческое существо, но и больше почти не способны обучаться.
С другой стороны, особи близких к человеку видов (шимпанзе, гориллы) с первых дней жизни "накачиваемые" информацией показывают (не смотря на свой, как мы считаем, относительно малоразвитый мозг) поразительные (в сравнении со своими дикими собратьями) успехи в плане общения, творческого решения различных задач и т. п.
Посему похоже, что человека делает человеком именно активно получаемая в процессе развития (в нормальных условиях человеческого общества) информация. Но и именно человек является "разнощиком" информации.
Кстати, на счёт "разнощика". Информация в некоторой степени напоминает одновременно массовую эпидемию и наркотик. Дело в том, что совершенно не очевидно, что обладание информацией есть благо. Новые наши достижения, давая нам что-то полезное, обязательно заставляют чем-то расплачиваться. Как думаете, кто живёт спокойнее, гармоничнее и счастливее представитель развитого общества или член какого-нибудь "дикого" племени из тропического леса? Думаю, что если хорошо подумать, то однозначного ответа просто не будет...
Таким образом, есть идея о том, что человеческий разум есть плод эволюции информации. Эволюция информации стартовала в древние времена видимо тогда, когда у сообщества наших предков появилась (достаточно ёмкая и точная, чтобы сложились условия для хранения и размножения информации) групповая память. Необходимые атрибуты эволюции информации (типа гена, наследственности, изменчивости и т. п.) аналогичные эволюции биологического материала легко прослеживаются (если трудно, прочтите указанную выше главу).
Разгромите меня! Или поддержите...