"Телевидение при помощи катодных трубок"

книжка Зворыкина, 1933
 
1 2 3 4

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Меня всегда немного удивляло, для кого же осуществлялось телевещание в СССР в 30-х и сразу после войны, когда число телеприёмников исчислялось от силы десятками - для единичных высокопоставленных владельцев, что ли? Но как-то не задумывался.
А вот недавно попалось на глаза, что телевизоры предназначались для домов культуры и заводских клубов. И тут всё стало на свои места. Действительно, логично - тут тебе разом и культурка в массы, да еще заодно и демонстрация технических чудес, ставших возможных при социализме :) И не десятки телевизоров, а тысячи человек.

И тут мы плавно переходим к теме коллективного использования телевизоров. То есть не просто собраться кучкой и смотреть один ящик - ну пара десятков человек разом чего-то увидит - а как-то более массово.

Относительно малоизвестное направление - проекционные кинескопы.

А ведь были. "Телевизор на большой экран". Ну или хотя бы относительно большой. По тем-то временам.

В частности, под самый конец Союза компактные - с дипломат размером - цветные проекционные телевизоры делали во Фрязинском "Платане". Девайс позволял проецировать картинку с достаточной яркостью на экран размером примерно метр на метр. Закупали их военные для всяких штабов, устанавливали в некоторых пассажирских самолётах. Видеосалоны, говорят, тоже брали - может кто видел живьём?
Выпустили одну-две сотни.

Китай, поговаривают, стационарные проекционные телевизоры для своих клубов делал в 80-х - но не настолько компактные и, кажется, чёрно-белые.

Было и еще более экзотическое направление в советском проекционном телевидении - ни больше ни меньше как лазерные кинескопы, квантоскопы. Было несколько опытных моделей, мощных, в принципе всё работало и предназначалось чуть ли не для использования в масштабах до кинотеатров включительно, но потом столкнулись с какой-то проблемой с разрешением - дефекты какие-то вылезали, что ли, при высоких разрешениях - и ко второй половине 90-х дело заглохло.
 28.028.0
RU Бывший генералиссимус #07.12.2014 23:24  @Fakir#07.12.2014 19:55
+
+2
-
edit
 
Fakir> Меня всегда немного удивляло, для кого же осуществлялось телевещание в СССР в 30-х и сразу после войны, когда число телеприёмников исчислялось от силы десятками - для единичных высокопоставленных владельцев, что ли?

Нет, высокопоставленным было просто некогда смотреть эти передачки, у них же жизнь была от послеобеда и до послеполуночи на службе :)

Fakir> А вот недавно попалось на глаза, что телевизоры предназначались для домов культуры и заводских клубов. И тут всё стало на свои места. Действительно, логично - тут тебе разом и культурка в массы, да еще заодно и демонстрация технических чудес, ставших возможных при социализме :) И не десятки телевизоров, а тысячи человек.

Ну, всё ж, не десятки, а сотни. Даже по стандарту 343 строки телевизоров в Москве было пара сотен, в общей сложности, только RCA-шных 40 штук (типа, подарок Зворыкина), наших копий этих аппаратов около сотни, и ещё около сотни разных экспериментальных (штук по 5...10 каждой модели).

Вот, сколько было в Ленинграде по 240-строчному стандарту, сказать не могу, но, тоже вряд ли меньше сотни.

Fakir> И тут мы плавно переходим к теме коллективного использования телевизоров. То есть не просто собраться кучкой и смотреть один ящик - ну пара десятков человек разом чего-то увидит - а как-то более массово.
Fakir> Относительно малоизвестное направление - проекционные кинескопы.
Fakir> А ведь были. "Телевизор на большой экран". Ну или хотя бы относительно большой. По тем-то временам.

Кинескоп проекционный ЛПК-10 появился в 1950 году. До этого отечественных проекционных кинескопов не было. Телевизоры на нём - в 1951. Через 5 лет появился кинескоп 6ЛК1Б с меньшим экраном, но большим световым потоком. Через год, в 1957, телевизоры на нём. В 1959 году появились цветные версии этого кинескопа, с красным, зелёным и синим люминофорами, и в этом же году проекционные телевизоры "Изумруд-201" и "Изумруд-203" на этих кинескопах, под систему ОСКМ (наша версия NTSC).

Fakir> В частности, под самый конец Союза компактные - с дипломат размером - цветные проекционные телевизоры делали во Фрязинском "Платане". Девайс позволял проецировать картинку с достаточной яркостью на экран размером примерно метр на метр. Закупали их военные для всяких штабов, устанавливали в некоторых пассажирских самолётах. Видеосалоны, говорят, тоже брали - может кто видел живьём?
Fakir> Выпустили одну-две сотни.

Стационарных проекционных телевизоров с зеркально-линзовыми объективами и алюминированными экранами было выпущено куда больше - я ещё школьником дважды их встречал в домах отдыха.

Fakir> Китай, поговаривают, стационарные проекционные телевизоры для своих клубов делал в 80-х - но не настолько компактные и, кажется, чёрно-белые.
Fakir> Было и еще более экзотическое направление в советском проекционном телевидении - ни больше ни меньше как лазерные кинескопы, квантоскопы. Было несколько опытных моделей, мощных, в принципе всё работало и предназначалось чуть ли не для использования в масштабах до кинотеатров включительно, но потом столкнулись с какой-то проблемой с разрешением - дефекты какие-то вылезали, что ли, при высоких разрешениях - и ко второй половине 90-х дело заглохло.
Насчёт квантоскопов не скажу, а вот была система с развёрткой электронным лучом по масляной плёнке на движущемся зеркале, освещаемом ксеноновой лампой. Такие системы назывались светоклапанными, и позволяли получать изображение до сотни квадратных метров размером. Такой телепроектор стоял в ЦУПе.

Такой же проектор стоял, как минимум, во Дворце Съездов и ещё в нескольких "злачных" местах. Возможно, в большом зале кинотеатра "Октябрь" он тоже какое-то время работал.
 11.011.0
11.12.2014 11:10, Клапауций: +1
RU Fakir #07.12.2014 23:37  @Бывший генералиссимус#07.12.2014 23:24
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Б.г.> Стационарных проекционных телевизоров с зеркально-линзовыми объективами и алюминированными экранами было выпущено куда больше - я ещё школьником дважды их встречал в домах отдыха.

Совсем стационарных - да, больше, и тема старая. Кстати, некоторые цветные проекционные выполняли трёхтрубочными.
А вот компактных переносных - другое дело.

К сожалению, живьём не встречал ни тех, ни других.

И насчёт алюминированного экрана не совсем понял, о чём речь.


Кстати, квантоскопы (лазерные) тоже те еще шкафы были. ЕМНИС, большинство с водяным охлаждением к тому же.
 28.028.0
RU Бывший генералиссимус #07.12.2014 23:53  @Fakir#07.12.2014 23:37
+
+2
-
edit
 
Fakir> Совсем стационарных - да, больше, и тема старая. Кстати, некоторые цветные проекционные выполняли трёхтрубочными.

ВСЕ цветные проекционные телевизоры тех лет трёхкинескопные, с зеркально-линзовыми объективами.

Fakir> И насчёт алюминированного экрана не совсем понял, о чём речь.

Он был с направленным отражением - в кинопроекции обычно использовали матовые экраны, изотропно рассеивающие, а в телепроекторах - либо просветные, полупрозрачные, либо отражающие, алюминированные. Там такая очень интересная структура, типа ячеек, но не как в уголковом отражателе, чтоб ровно назад, а просто в довольно узком угле (всего 30-40 по вертикали и примерно 60-90 по горизонтали)

Fakir> Кстати, квантоскопы (лазерные) тоже те еще шкафы были. ЕМНИС, большинство с водяным охлаждением к тому же.

Насколько я знаю, квантроны прикрыли не поэтому, а потому, что выяснилось, что даже рассеянное лазерное излучение небезопасно, и, по новым, более жёстким нормам, такие штуки не проходили.
 11.011.0
RU Fakir #08.12.2014 00:02  @Бывший генералиссимус#07.12.2014 23:53
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Б.г.> ВСЕ цветные проекционные телевизоры тех лет трёхкинескопные, с зеркально-линзовыми объективами.

По-моему, в 70-х были уже и однотрубочные.

Б.г.> Насколько я знаю, квантроны прикрыли не поэтому, а потому, что выяснилось, что даже рассеянное лазерное излучение небезопасно, и, по новым, более жёстким нормам, такие штуки не проходили.

Я слышал от людей, работавших по этой тематике и около, что проблема возникла с какими-то дефектами изображения - чуть ли не бездефектный лазерный кристалл нужного размера трудно было вырастить, что ли... Тут могу соврать по памяти. Но в целом то ли яркость пикселей гуляла, то ли появлялось на изображении нечто типа "выпадения пикселей" из-за дефектов - именно с качеством картинки проблема.
 28.028.0
RU spam_test #08.12.2014 11:22  @Бывший генералиссимус#07.12.2014 23:24
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


Б.г.> Нет, высокопоставленным было просто некогда смотреть эти передачки, у них же жизнь была от послеобеда и до послеполуночи на службе :)
В ЮТ было упоминание, что ТВ использовалось в ПВО, передавались данные с РЛС. В великую отечественную.
 22

AXT

инженер вольнодумец

s.t.> В ЮТ было упоминание, что ТВ использовалось в ПВО, передавались данные с РЛС. В великую отечественную.

Так там же индикация на кинескопе. Видеомагнитофоны оттуда же, исходно это регистраторы для локаторов.
 13.0.782.22013.0.782.220

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Так на отечественных радарах военного времени разве уже появились полноценные индикаторы трубочного типа?
 28.028.0

AXT

инженер вольнодумец

Fakir> Так на отечественных радарах военного времени разве уже появились полноценные индикаторы трубочного типа?

Вот зуб не дам, но очень смутно кажется, что уже вроде да.
 13.0.782.22013.0.782.220
RU Бывший генералиссимус #08.12.2014 23:06  @Fakir#08.12.2014 00:02
+
-
edit
 
Б.г.>> ВСЕ цветные проекционные телевизоры тех лет трёхкинескопные, с зеркально-линзовыми объективами.
Fakir> По-моему, в 70-х были уже и однотрубочные.
И в 80-х были трёхтрубочные - просто по причине большего светового потока. И большего кпд.
больше того, я в США в 93-м видел проекционные ТВ с просветным экраном, правда, это была единая нерегулируемая конструкция, экран набирался из типа лески толщиной 1 мм внатяг вплотную. И там было по 3 трубки.
 11.011.0
RU Fakir #08.12.2014 23:14  @Бывший генералиссимус#08.12.2014 23:06
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Понятно, что трёхтрубочные были до упора, и что они всегда ярче уже хотя бы из-за отсутствия маски - но по-моему, в 70-х появились в том числе и однотрубочные цветные.
 28.028.0
RU Бывший генералиссимус #08.12.2014 23:18  @Fakir#08.12.2014 23:14
+
-
edit
 
Fakir> Понятно, что трёхтрубочные были до упора, и что они всегда ярче уже хотя бы из-за отсутствия маски - но по-моему, в 70-х появились в том числе и однотрубочные цветные.

ну подумай сам. В однотрубочной конструкции дискретность изображения мало зависит от размера экрана, а зависит только от точности станка, делающего маску. Из-за этого чёткость 32-см кинескопа (цветного) была заметно ниже чёткости 61-см кинескопа, хотя технологи пытались вытянуть. А теперь ты предлагаешь увеличить 10-см кинескоп до метра. Если там есть какая-то зернистость, мы её увидим на экране с увеличением 10х. Что при этом будет с картинкой - легко представить.

P.S. А. Я понял. Ты путаешь однообъективные с однотрубочными. Да, были проекторы с одним проекционным объективом, но там цветосмесительная головка была подобна цветоделительной у телекамер (дихроичные зеркала и призмы с полным внутренним отражением.
 11.011.0
RU Fakir #08.12.2014 23:23  @Бывший генералиссимус#08.12.2014 23:18
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Б.г.> P.S. А. Я понял. Ты путаешь однообъективные с однотрубочными.

Да не, именно что в голове засело упоминание именно об однотрубочных (засада в том, что даже не помню - из литературы или из разговоров). Я ж не говорю, что они были чем-то лучше в плане качества изображения - возможно, разве что компактностью или простотой(?). Вероятно, оптическая система попроще, несмотря на ущерб качеству изображения.

Постараюсь уточнить при случае, кажется, знаю, у кого спросить.
 28.028.0

ahs

координатор
★★★
Fakir> Видеосалоны, говорят, тоже брали - может кто видел живьём?

Видел :) Во-первых, в Эрмитаже в 1989 году на таком крутили какой-то фильм ЕМНИП про Италию, очень сильное детское впечатление. Но диагональ была метра 2-3 в затемненном помещении.

Во-вторых, буквально пару лет назад видел ЭЛТ-проекционник с тремя "иллюминаторами" и складным ролл-экраном в передней части салона орейнэйровского В772, не советский конечно же, но сразу вспомнил Эрмитаж :D
Как показали исследования, те кто занимается утренней гимнастикой умирают гораздо реже, потому что их гораздо меньше.  39.0.2171.7139.0.2171.71
RU Клапауций #11.12.2014 11:13  @Fakir#08.12.2014 21:45
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★
Fakir> Так на отечественных радарах военного времени разве уже появились полноценные индикаторы трубочного типа?

Скорее всего речь про ленд-лизовские была.
В тот день, когда ты решишь, что ты лишен недостатков , попробуй прогуляться по воде  
RU AXT #14.12.2014 11:40  @Серокой#17.11.2014 10:10
+
-
edit
 

AXT

инженер вольнодумец

AXT>> А вот и нифига. В системе C-Y всё выглядит почти нормально.
Серокой> А как из цветного ТВ-сигнала получить эту новую систему?

Как обычно — смешением на резисторной матрице. Это же просто умножение вектора на матрицу, на резисторах — тривиально.
 13.0.782.22013.0.782.220
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Моноскоп — Википедия

Моноскоп (устар. — монотрубка, титоскоп, последнее происходит от аббревиатуры ТИТ — телевизионная испытательная таблица) — передающий электронно-лучевой прибор, преобразующий в электрический сигнал единственное изображение (отсюда название), выполненное на мишени за счет неоднородности её физических свойств. Моноскопы применяются, как правило, для получения изображения телевизионной испытательной таблицы. Моноскоп является разновидностью постоянного запоминающего устройства По своему устройству моноскоп похож на приемные электронно-лучевые трубки (кинескопы), однако вместо люминесцентного экрана у него имеется мишень, при взаимодействии с которой электронного луча возникает электрический сигнал, отбираемый во внешнюю цепь. // Дальше — ru.wikipedia.org
 
Моноскоп (устар. — монотрубка, титоскоп, последнее происходит от аббревиатуры ТИТ — телевизионная испытательная таблица) — передающий электронно-лучевой прибор, преобразующий в электрический сигнал единственное изображение (отсюда название), выполненное на мишени за счет неоднородности её физических свойств. Моноскопы применяются, как правило, для получения изображения телевизионной испытательной таблицы. Моноскоп является разновидностью постоянного запоминающего устройства.

upload.wikimedia.org

upload.wikimedia.org // upload.wikimedia.org
 

По своему устройству моноскоп похож на приемные электронно-лучевые трубки (кинескопы), однако вместо люминесцентного экрана у него имеется мишень, при взаимодействии с которой электронного луча возникает электрический сигнал, отбираемый во внешнюю цепь. Различные точки поверхности имеют неодинаковые физические свойства. Существует два типа типа мишеней моноскопов: с неоднородным удельным электрическим сопротивлением и с неоднородной величиной работы выхода электрона.

Мишень с неоднородным удельным электрическим сопротивлением получают нанесением на поверхность металлической пластины слоя диэлектрика, как правило, окисла или стекла. При сканировании мишени электронным лучом, последний включается в ток проводимости внешней цепи в момент касания непокрытых участков металла и выключается при касании покрытых участков. Вторичные электроны, возникающие при бомбардировке диэлектрика электронным лучом собираются специальным электродом — коллектором. Таким образом отбор сигнала во внешнюю цепь осуществляется от мишени.

Мишень моноскопа.

upload.wikimedia.org

upload.wikimedia.org // upload.wikimedia.org
 

Мишень с неоднородной работой выхода электрона получают путем нанесения на поверхность мишени, изготовленной из металла с большой работой выхода электрона (например или вольфрама или позолоченной меди), тонкого слоя другого металла или оксида, с малой работой выхода (например, цезия, бария или их оксидов). При сканировании мишени электронный луч, попадая на непокрытые участки образует малое количество вторичных электронов, а при попадании на покрытые — большое. Вторичные электроны собираются коллектором. Сигнал во внешнюю цепь отбирается от коллектора.

Существуют два способа применения моноскопов — прямой и обратный.

При прямом способе моноскоп устанавливается в специальном устройстве — генераторе испытательной таблицы, на выходе которого образуется телевизионный сигнал. С помощью этого сигнала получают изображение на экране испытуемого телевизионного устройства. Прямой способ обычно применяют для настройки телевизоров и мониторов.

При обратном способе моноскоп устанавливается в испытуемое устройство вместо основной электронно-лучевой трубки, а телевизионный сигнал от моноскопа наблюдается на экране специального монитора. Обратный способ обычно применяют при настройке приборов, содержащих ЭЛТ без видимого изображения: память ЭВМ на базе потенциалоскопов, передающие телевизионные камеры, графеконные преобразователи. Естественно, что моноскоп должен быть механически и электрически совместим с ЭЛТ целевого устройства.

Кроме того, в 50-е годы моноскопы применялись в качестве постоянных запоминающих устройств ЭВМ первого поколения.
 
 3.6.33.6.3
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

И о ранних варианта двуцветного цветного ТВ.

Цветное телевидение — Википедия

Цветное телевидение — технология телевидения, позволяющая передавать движущееся изображение в натуральных цветах. Все современные вещательные системы цветного телевидения соответствуют принципу совместимости, то есть цветная телепередача может быть принята и воспроизведена как чёрно-белыми, так и цветными телевизионными приёмниками. При этом чёрно-белые приёмники используют только сигнал яркости, ничем не отличающийся от обычного чёрно-белого видеосигнала. Информация о цвете передаётся при помощи дополнительного сигнала, используемого только цветными телевизорами. // Дальше — ru.wikipedia.org
 
Наиболее перспективным оказался путь, который предусматривал использование кинескопа с тремя электронными прожекторами и мозаичного люминофора с разным цветом свечения.

В середине 1940-х годов Бэйрд начал разработку первой такой системы, названной «Телехром». Принцип действия был основан на особой конструкции кинескопа с двумя электронными прожекторами, расположенными под углом с разных сторон полупрозрачного экрана. При этом пучки электронов каждой из пушек попадали на «свой» слой люминофора с разным цветом свечения[32]. Использование голубого и пурпурного цветов позволяло получить упрощённую цветопередачу, напоминающую двухцветные технологии цветного кинематографа, такие как «Синеколор» и ранний «Техниколор». Полная аналогия с кинематографом дополнялась использованием двухцветного телевидения также для воспроизведения 3D-изображения в технике анаглифа.

Дальнейшее совершенствование системы привело к появлению третьей электронной пушки в трёхцветном кинескопе с двухсторонним полупрозрачным растровым экраном[33]. Первая демонстрация состоялась 16 августа 1944 года и доказала перспективность направления, однако внезапная смерть Бэйрда прервала опыты. Похожий принцип использован в трубке «Трихромоскоп» (англ. Trichromoscope) компании «Дюмон»: электронные прожекторы располагались с трёх сторон под большими углами к мозаичному экрану, состоящему из трёхгранных пирамид с разноцветным люминофором разных граней[34].

Дальнейшие исследования шли в этом же направлении. «Пенетрон», как и «Телехром» Бэйрда, использовал только два цвета, но основывался на двухслойном люминофоре. Такая технология нашла применение в радиолокационных системах опознавания «свой-чужой»[35]. Ближе всего к цели оказался «Хроматрон», разработанный физиком Эрнстом Лоуренсом[36]. Кинескоп, также известный как «трубка Лоуренса», использовал электрод в виде решётки для фокусировки электронных пучков на соответствующих полосках люминофора трёх цветов[37].

32 Baird Electronic Color System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Проверено 13 февраля 2014.

Baird Electronic Color System

Museum Hours: Saturday 10-6 Sunday 12-5 Line Sequential System (?) This system was based on designs evolved by John L. Baird.  In 1943, he designed a two color system, with two images produced on the face of a CRT. Lenses then converged the images. James T. Hawes commented: What you show is more like Baird's line-sequential system that succeeded Telechrome. The idea was to reduce flicker in large areas of color. I've seen drawings of that that include three-color, side-by-side images. // Дальше — www.earlytelevision.org
 

33 The World's First High Definition Colour Television System (англ.). BAIRD TELEVISION.
 
Baird Electronic Color System




Фирмы-производители

Ведущие мировые производители аудио- и видеотехники: краткие исторические обзоры. // www.gromko.ru
 
...

Необходимо признать, что Sony была не одинока в своих стремлениях усовершенствовать цветной кинескоп. Например, одним из возможных решений была «банановая труба» (banana tube). В этой конструкции пучки электронов посылались сквозь длинную тонкую трубу и прерывались вращающимся фильтром. В процессе работы «банановая труба» издавала характерный стучащий шум, который в японском языке называется «каракара» (karakara). Создание телевизора на ее основе виделось весьма сомнительным, но зато словосочетание «каракара телевидение» фонетически было близким к слову «колор» (color - цвет, англ.). Другой вариант кинескопа был предложен ученым Филко (Philco), он стал предшественником трубки Indextron. И наконец, наибольшие перспективы были у ЭЛТ «Chromatron», изобретенной американским физиком-атомщиком, нобелевским лауреатом доктором О.Е. Лоуренсом (O.E. Lawrence).

В марте 1961 года инженер Кихара (Kihara) со своей командой принял участие в шоу IRE, проходившем в Нью-Йорке. На выставке демонстрировались последние технические и технологические достижения, причем в отличие от современных коммерческих мероприятий, она была более научной. Кихара привез свою разработку SV-201, первый в мире компактный видеорекордер, и металлопорошковую магнитную ленту к нему. Здесь же, на выставке, инженеры Sony увидели самый яркий цветной дисплей, применявшийся исключительно в военной технике в качестве основы системы распознавания «свой-чужой». Теперь Кихара знал, к чему надо стремиться. В целом техническая идея профессора Лоуренса была верна, но вместе с тем, Chromatron обладал и рядом существенных недостатков, от которых полностью свободен разработанный Sony кинескоп Trinitron. В нем также вместо теневой маски используется ряд из натянутых металлических проволочек - апертурная решетка, но, пожалуй, самое главное его отличие от традиционной трубки - совершенно плоский в вертикальной плоскости экран. Кроме того, Trinitron на несколько процентов «ярче», то есть энергия электронов в нем утилизируется более эффективно. Официальной датой рождения телевизора Trinitron считается 15 апреля 1968 года, а в 1973-м Sony получила за свою разработку престижную награду «Emmy Award».
 
 3.6.33.6.3
Это сообщение редактировалось 22.12.2014 в 23:24
RU Бывший генералиссимус #06.01.2015 00:12  @Fakir#22.12.2014 20:22
+
-
edit
 
Fakir>
В общем, катодные трубки умерли, но формфакторы их живут!
 11.011.0
FR Fakir #06.01.2015 21:56  @Бывший генералиссимус#06.01.2015 00:12
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Б.г.> В общем, катодные трубки умерли,

Нну... это несколько поспешное утверждение :)
 3.6.33.6.3
RU Грач #06.01.2015 22:24  @spam_test#08.12.2014 11:22
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★☆
s.t.> В ЮТ было упоминание, что ТВ использовалось в ПВО, передавались данные с РЛС. В великую отечественную.
уж не помню откуда, но наткнулся в свое время на инфу:
11 января 1942 года в блокадном Ленинграде состоялась конференция изобретателей и рационализаторов 2-го корпуса противовоздушной обороны. На этой конференции Эммануил Иосифович Голованевский выступил с предложением создать телевизионную систему для нужд обороны города. Он излагал не просто идею, замысел, а четкий план. Прямо указывал, какое оборудование можно использовать, называл фамилии специалистов, которых следует привлечь. Думаю, что такая чисто деловая постановка вопроса и привела к тому, что предложение было немедленно поддержано начальником штаба истребительной авиации ПВО Прокофием Даниловичем Жильцовым, а затем и горкомом партии – и превратилось в реальную блокадную задачу, которую предстояло неотложно решить».
В её создании участвовали Голованевский, Николай Федорович Курчев и Иван Маркович Завгороднев, служившие тогда в 72-м Краснознаменном отдельном радиобатальоне.
Суть системы сводилась к тому, что с "редутов" информация о самолётах противника передавалась в штаб ПВО с помощью телевизионного сигнала.
Чтобы обеспечить штабу ПВО наблюдение за всем воздушным пространством, один из «редутов» был поднят на крышу пятиэтажного здания бывшего НИИ-9 в Лесном. Уже 15 января сюда привезли оборудование, приборы, а главное – контрольно-измерительную установку (КИТУ) с завода «Радист». Так создавалась передающая станция. В этой работе также принимали участие А. А. Железов, А. К. Белькевич, И. Ф. Песьяцкий, Б. И. Орлов, В. А. Подгорных.
А Курчев и Завгороднев начали оборудовать в штабе Ленинградской армии ПВО приемный центр. Пристройка на его крыше стала «радиорубкой», в ней находился основной приемник, от которого сигналы подавались на три монитора – командующего армией ПВО, командующего артиллерией и командующего воздушными силами.
Опыт работы с телевизионными системами у них уже был. Вспоминает Иван Завгороднев:
«До войны я работал в лаборатории телевидения НИИ-9, которой руководил Александр Андреевич Расплетин, впоследствии – один из выдающихся специалистов в области электроники, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий. Он предложил мне в качестве дипломной работы (а я заканчивал ЛЭТИ) проект телевизионного приемника с размером изображения в квадратный метр. Я сильно сомневался, что это возможно, но Расплетин сказал: «Берись, должно получиться...».
Проект получился. На его основе был построен приемник ТЭ-1, а затем и усовершенствованный ТЭ-2. С этим приемником мне пришлось много выступать в нашем известном лектории на Литейном, демонстрировать прием изображения. В 1939 году мне было поручено организовать «Телевизионный театр» в Москве. Он был создан в Парке культуры имени Горького. Каждый сеанс продолжался 20 минут, зал вмещал 150 человек, и перед театром очередь выстраивалась почти на километр.
Мы понимали, что телевидение очень скоро широко войдет в жизнь. И для этого в предвоенные годы была создана очень серьезная конструкторская и экспериментальная база. Работы были крупными, масштабными. Наша лаборатория создавала телевизионный комплекс для Дворца Советов, строительство которого планировалось в Москве. Я, в частности, разрабатывал телеэкран площадью уже 12 квадратных метров. Однако завершению этого проекта помешала война».
Освоение телевизионной системы проходило не очень просто, и доверие к ней появилось не сразу. «Вот самолеты», – говорили инженеры, указывая на светящиеся карты. «Где?» – спрашивали их. «Вот...» Но не только дежурные сержанты, а и старшие офицеры не могли поверить, осознать, что засветки на экране, похожие на маленьких белых мух, и есть воздушные цели. Оперативные дежурные медлили с объявлением тревоги, дожидаясь обычных сообщений от «редутов». Но они неизбежно приходили, и то, что казалось сначала невероятным, сказочным, становилось обыкновенным...
ГОЛОВАНЕВСКИЙ: «Совершенно объективно хочу отметить, что необходимость применения телевидения в данном случае была продиктована экстремальными условиями блокады. Сразу же после разгрома фашистских армий в январе 1944 года, когда они были отброшены на 300 – 400 километров от города, интерес к нашим разработкам со стороны летчиков стал снижаться. Наша авиация уже завоевала господство в воздухе и успешно громила врага без помощи телевидения».
Через некоторое время прекратила свое действие и основная блокадная телевизионная система – в ней уже не было нужды. А 30 июня 1945 года все ее оборудование было передано Институту инженеров связи имени Бонч-Бруевича, который уже разворачивал исследования по телевидению мирному. От 72-го радиобатальона акт об этой передаче подписал Курчев, от института – профессор П. В. Шмаков.
Той страшной зимой ленинградские конструкторы сумели намного опередить свое время – американцам аналогичную систему («Телеран») удалось создать только в 1946 году. В личном архиве Голованевского сохранились три свидетельства на изобретения, которыми была отмечена ленинградская телевизионная система. В каждом из них – прекрасные слова: «с приоритетом от февраля 1942 года».
 1414
RU Бывший генералиссимус #07.01.2015 01:58  @Fakir#06.01.2015 21:56
+
-
edit
 
Б.г.>> В общем, катодные трубки умерли,
Fakir> Нну... это несколько поспешное утверждение :)

В телевидении - умерли! остались всякие суперэкзотические применения.
 11.011.0
CZ Fakir #09.01.2015 12:29  @Бывший генералиссимус#07.01.2015 01:58
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Б.г.>>> В общем, катодные трубки умерли,
Fakir>> Нну... это несколько поспешное утверждение :)
Б.г.> В телевидении - умерли! остались всякие суперэкзотические применения.

Да и в телевидении, даже нормальном, еще подёргиваются :)
Вроде корейцы делали или патентовали ЖК-дисплеи с катодной подсветкой.

А еще есть FED, полевые эмиссионные дисплеи. Они не взлетели в своё время, а потом появились ЖК и плазма - но может для нишевых применений еще и выродятся, публикации на эту тему и поныне бывают.
 3.6.33.6.3
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Идиллическая картина у КВН-а с линзой :)

 3.6.33.6.3
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Стоит упомянуть еще об одной малоизвестной специфической разновидности телевидения при помощи катодных трубок :)

Помните телеэкраны во всю стену высотного здания? Не, не те светодиодные, что на Ленинградке и т.п., а тридцатилетней и более давности. Уж не помню точно, когда и где именно такие появились первыми - то ли к фестивалю молодёжи, то ли к Олимпиаде-80, но где-то так.

Так вот, как минимум некоторые из этих экранов вовсе не были набраны из крашеных лампочек накаливания :)
 3.6.33.6.3
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru