[image]

Первый трактор СССР

"Запорожец"
 
+
+7
-
edit
 

HolyBoy

старожил

Читал намедни одну книжку и попалось мне в ней описание трактора "Запорожец". Приведу его:
Вдохновленный речью товарища Бухарина, уездный партийный босс товарищ Титов пригласил к себе в кабинет руководство завода «Красный прогресс» – крупнейшего промышленного предприятия в Кичкасском уезде Запорожской губернии.
Пригласил и поставил задачу: стране нужны тракторы. Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.
А сейчас надо оговориться: старой, дореволюционной технической интеллигенции в руководстве завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны даром не проходят… Кто-то из «бывших» угодил в заложники и в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны… В общем, ни одного старорежимного инженера. «Красный директор» Ремпель – на партийной работе после четырех классов реального училища и в чертежах не силен. Главный инженер – бывший цеховой мастер, опыт большой, образования никакого. Начальники цехов – тоже из работяг…
Однако – нужны трактора! Идите и работайте! О результатах докладывать еженедельно!
Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое, трактор? Как примерно выглядит и для чего предназначен?
Ну да… Не производились в царской России трактора в таких количествах, чтобы быть известными всем и каждому, – единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало. И закупались за границей считанные единицы – ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.
Заводик (не так давно именовавшийся «Южным заводом общества А. Копп») после военной разрухи только-только задышал, спасибо нэпу – и сложнее корпусов для керосиновых ламп и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трактор…
Товарищ Титов в вопросах тракторостроения был более подкован – он трактор, по крайней мере, видел. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснил, как умел, словами и жестами.
Понятно, покивали работяги. Сделаем.
Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте! Нам, как говаривал лесковский Левша, мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!
За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт, как принято ныне говорить.
Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастично был устроен… Хотя к стимпанку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой, – внутреннего сгорания. Но и в дизель-панк никак не вписывалась чудо-машина – про детище Рудольфа Дизеля товарищ Титов ничего не рассказывал запорожским левшам. А то бы они сделали, не сомневаюсь…
Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой категории стальное сердце «Запорожца» не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф», десять лет ржавевший на заводском дворе и лишившийся многих деталей. Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.
Не дизель – там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия, здесь же имело место внешнее воспламенение (каким именно способом – отдельная песня). Но и не карбюраторный – карбюратор как таковой напрочь отсутствовал. И топливного насоса не было – горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре.
Какое именно горючее? А вот попробуйте угадать.
Керосин? Мимо…
Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши, слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле.
Мазут? Не то, но уже теплее… Кто сказал «Аи-92»? Двойка!
«Запорожец» работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очистки – что из скважины течет, то и в бак. Дешево и сердито.
Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Кабина, по большому счету, излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сиденье под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке, – ничего, работать можно. Ни одной педали – ни газа, ни сцепления, ни тормоза, – штурвал, и все.
Все-таки недаром говорили древние, что имя – знак судьбы. Автомобиль «Запорожец», созданный десятилетия спустя, спартанской простотой и презрением к комфорту очень напоминал тезку-трактор. Нет, я понимаю, что названия многим автомобилям в советские годы давали по месторасположению автозаводов: «Волга», «Москвич», «Жигули»… Все так, но некая мистическая связь имен и судеб все же имеется.
Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в технических дисциплинах – лишь начало. Но попробуйте-ка заставить заработать свое детище – поехать, поплыть, полететь.
Так вот – ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило – и ездило, и ездило, и ездило, и ездило… Потому что остановиться не могло. Никакого намека на коробку передач и на сцепление – вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее, с одним ведущим задним колесом, ибо «Запорожец» был трехколесным. Хочешь остановиться – перекрой топливный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет. Но завестись будет ох как непросто… Зато удобно—заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же – чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад, за пределы трактора, – чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо. И никаких простоев техники.
Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое, третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку… Почти вечный двигатель.
Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто… Стартера с аккумулятором нет, понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары – на основе керосиновых ламп). Но и заводную ручку придется крутить не сразу. Если трактор хоть чуть-чуть постоял, и двигатель немного остыл, надо разводить костерок и докрасна раскалять на нем запальную головку (обычный болт). Раскалить – и быстро-быстро ввинтить в цилиндр, а уж затем вращать ручку. Так что без крайней необходимости лучше не останавливаться.
Фантастика… Бластер, скованный феодальными оружейниками. Глайдер, выпорхнувший из стен каретной мастерской.
А ведь среди них был гений – там, на Кичкасском заводе. Гений, имя которого мы никогда не узнаем…
Потому что у гениев есть – среди прочего – две особенности: невероятная, прямо-таки мистическая интуиция и не менее мистическая удачливость.
Дедал и его полет… Миф или отголосок реального события? Примитивный планер или дельтаплан вполне можно было построить в средние века, и даже раньше, в античности, – материальная база позволяла. И строили, и прыгали с обрывов и колоколен, и ломали ноги, и разбивались насмерть… Успешно полетел Лилиенталь – понятия не имея об аэродинамике и множестве других необходимых для полета дисциплин. Интуиция и удачливость. Гениальность…
Был гений и на «Красном прогрессе», иначе не выкатился бы «Запорожец» с заводского двора. Даже с места бы не тронулся.
На испытаниях новорожденный трактор показал тягу на крюке аж в шесть с половиной лошадиных сил.
И не надо смеяться – в сравнении с надрывающейся на пахоте клячей уже неплохо. К тому же цифра условная, полученная в результате примитивного перетягивания каната: шесть лошадок «Запорожец» осилил, добавили седьмую—пополз назад.
Но известно, что даже средних кондиций лошадь, как ни странно, развивает тягу в полторы-две лошадиные силы. А элитные першероны-тяжеловозы – и в четыре… Не знаю уж, какую лошадь приняли за эталон, разрабатывая эту внесистемную единицу измерения. Шотландского пони, наверное.
Так что реально трактор был мощнее. Товарища Титова, по крайней мере, он вполне удовлетворил. И поступил новый партийный приказ: запускаем в серию!
Это тоже фантастика… Какие только странные устройства не породила за века человеческая фантазия. Однако – на бумаге, в чертежах. В лучшем случае – пара опытных экземпляров. Но чтобы десятками, сотнями… Не бывает. Фантастика.
Но запустили! И наклепали за три года несколько сотен!
Более того – не разорились, невзирая на весь волюнтаризм затеи! Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение – как-никак «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом. И сельхозартели, и товарищества по совместной обработке земли, и сельские коммуны (колхозов еще не было) желали приобрести чудо-технику. И даже зажиточные крестьяне, проще говоря, кулаки, наивно надеялись, что бухаринский призыв «Обогащайтесь!» относится к ним тоже – и записывались в очередь на приобретение заветного трактора.
Не думаю, что покупка кого-либо разочаровала. Во-первых, сравнивать было не с чем. Во-вторых, управиться с «Запорожцем» было лишь чуть сложнее, чем с кувалдой: получасовой предпродажный инструктаж – и рули, пока нефти хватит. Наконец, исключительная надежность – при отсутствии сервисных мастерских и магазинов запчастей качество весьма важное. А поломки, которые все же случались, мог устранить любой сельский кузнец. Нынешние автомобилисты, морально и материально измученные автосервисом, хорошо могут представить, каково ездить на машине, где сломаться ПРОСТО НЕЧЕМУ Мечта…
И вот ситуация: в стране идет подготовка коллективизации и индустриализации, Госплан верстает планы первой пятилетки. В числе первоочередных задач не забыта механизация сельского хозяйства. Идут переговоры с лидерами американского тракторостроения, компаниями «Форд» и «Катерпиллер», закуплены опытные образцы—технические специалисты (настоящие, высокого уровня) их вдумчиво изучают, проводят полевые испытания, прикидывают, лицензию на производство каких машин купить для Краснопутиловского завода в Ленинграде. Все обстоятельно, все по плану.
А тут весть из глухой провинции, из задрипанного Мухосранска: а мы трактора вовсю уже делаем! И по всей стране продаем!
Технические специалисты и причастные к делу ответственные товарищи из Тракторной комиссии ВСНХ, мягко говоря, удивились. Не поверили, но весть подтвердилась. Отправили гонца на «Красный прогресс»: ну-ка, товарищи прогрессивные новаторы, что вы тут наизобретали? Может, ну их, капиталистов-кровососов, обойдемся своими силами?
Так вот же он, трактор, по двору катается! Гонец впал в легкий ступор, не поверил: трехколесное ЭТО – трактор?! Трактор. Пашет, сеет, жнет. Покупать будете? Да нет, нам бы пакет технической документации для изучения… Ась? Что за пакет? Зачем он нам? Мы по первому образцу все делаем, размеры – вот они, измеряйте, записывайте…
(На самом деле серию лепили не по первому образцу, а по второму. Первый торжественно отправили в подарок Ильичу, в Горки. Неизвестно, дошел ли дар по назначению, не до тракторов тогда было умирающему вождю.)
Легкий ступор гонца сменился глубоким шоком…
Хотите верьте, хотите нет: никакой проектной документации после двух лет производства НЕ БЫЛО! Даже минимального комплекта чертежей – не было!
В архивах сохранился письменный запрос краснопутиловцев, не поверивших гонцу. (Да и как в такое поверить?! Запил в провинции по-черному, не иначе…) Пришлите, дескать, товарищи, чертежи для изучения. И гордый ответ «Красного прогресса»: нам чертежи с мелкоскопами ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Что было потом? Потом ответственные товарищи из Тракторной комиссии остановили свой выбор на тракторе «Фордзон», купили за немалые деньги лицензию и наладили производство. Потом – пятилетки, конец нэпа и относительно свободного рынка: выпуск «Запорожца» свернули волевым начальственным решением. В планах нет, так и нечего тут…
 


Стал искать информацию по нему.

1922 год. На Коломенском заводе под руководством одного из зачинателей отечественного тракторостроения и основоположника науки о тракторах Евгения Дмитриевича Львова был разработан, а затем изготовлен трактор оригинальной конструкции "Коломенец-1". Трактор выпускал также Брянский завод. В этом же году под руководством инженера А. А. Унгерна был запроектирован, а затем построен на заводе "Красный прогресс" в Кичкассе трактор "Запорожец". Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, конструкторы ограничились одним ведущим задним колесом. Двухтактный двигатель мощностью 8,8 кВт с запальным шаром работал на сырой нефти. Трактор имел только одну передачу вперед, развивал скорость 3,6 км/ч, мощность на крюке не превышала 4,4 кВт.
 
© HTTP 404 Не найдено



PS Я горжусь своей страной! :)
PPS Данные трактора работали аж до войны, а некоторые и после, пока не угодили в переплавку. Не осталось, вроде, ни одного живого экземпляра. Вечные были машинки.
   
Это сообщение редактировалось 13.11.2010 в 13:20
13.11.2010 20:05, Волк Тамбовский: -1
+
+2
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
HolyBoy> http://land-tech.narod.ru/zaporgc.jpg

еще одно заднее колесо плюс капот плюс кабина - будет вылитая беларусь! :D
   3.6.123.6.12
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Это не первый трактор в СССР: :)

В 1918 г. обуховцы переживали трудные дни — 2,5 месяца бездействовал завод. Лишь в конце февраля было принято решение об изменении его профиля. Сельскому хозяйству нужны были тракторы, железной дороге подвижной состав. Поэтому правительство поручило Обуховскому заводу наладить производство гусеничных тракторов, ремонт паровозов и товарных вагонов, изготовление рессор, букс, подшипников и других частей подвижного состава. В программу предприятия было включено производство плугов и металлических частей для молотилок.

Для выполнения нового производственного плана вновь было принято около 4 тысяч рабочих, инженеров и техников.
Заказ на тракторы был первым самым крупным заказом нового советского государства на машины. В Историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился интересный документ, датированный 16 декабря 1917 г. "Начальнику Обуховского завода. Сим дается Обуховскому заводу заказ изготовить тракторов системы "Холт" двух типов — в 40 и 75 лошадиных сил. Сорокасильных — 500 штук, семидесятипятисильных — 500 штук. Всего 1000 штук". Заводские конструкторы на базе американского трактора "Холт" в 75 л.с., усовершенствовав его конструкцию, создали русский "Холт", который при испытаниях превзошел своего предшественника. Три первых советских гусеничных трактора окончательно были готовы в 1919 г. и отправлены на фронт для перевозки крупных орудий.

В 1921 г. на заводе возродили сталелитейное производство, введя в строй мартеновскую печь — после революции 1-ю на заводе и 2-ю в Петрограде. Возобновилось тракторостроение. На сельскохозяйственной выставке в 1920 г. трактор Обуховского завода получил диплом 1 степени, который хранится в музее предприятия. Завод продолжал развивать производство тракторов, совершенствуя старые и создавая новые конструкции. Трактора с его маркой работали на полях "Сахаротреста", в сельскохозяйственных коммунах и государственных хозяйствах, на осушении болот, добыче торфа, на строительстве Волховстроя. Начиная с 1922 года, завод достиг выпуска несколько сот тракторов в год. "Большевик" проложил дорогу массовому тракторостроению в стране. Выпуск тракторов был прекращен в 1928 году.
 

404 - страница не найдена

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка: Перейти на главную страницу сервера // www.goz.sp.ru
 
   8.08.0
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
HolyBoy> И закупались за границей считанные единицы

1500 все ж таки успел закупить

нашел у себя в записях (источник - скорее всего СОВЕТСКИЙ еще "Техника-Молодежи")

в 1913 было 165 тракторов, во время войны закупили 450 гусеничных, перед 25.10.1917 - было 2000 (значит 1500 закупили колесных)
в Брянске в 1917 строилось производство гусеничных тракторов-грузовиков "Аллис-Чалмерс" и полугусеничных "Ломбард"
также строились тракторные заводы А. Коппа, А. Уигера, Гельферих-Саде
   
13.11.2010 14:03, Серокой: +1: "нашел у себя в записях"
US Спокойный_Тип #13.11.2010 13:59  @Kuznets#13.11.2010 13:41
+
-
edit
 
апупенный аппарат , вот это дизель-панк так дизель-панк
   3.6.123.6.12
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
> Идут переговоры с лидерами американского тракторостроения, компаниями «Форд» и «Катерпиллер», закуплены опытные образцы—технические специалисты (настоящие, высокого уровня) их вдумчиво изучают, проводят полевые испытания, прикидывают, лицензию на производство каких машин купить для Краснопутиловского завода в Ленинграде.


На самом деле путиловский Фордзон был цельнотянутый, и никаких лицензий не было :) .
Более того, с этим связан один из забавных казусов: когда в 1929 г (в рамках подготовки контракта на строительство ГАЗа) один из фордовских специалистов посетил ряд ленинградских заводов, то при посещении Путиловского ему простодушно показали производство "советских тракторов" - американский специалист скандала поднимать не стал (на кону был контракт по ГАЗу), великодушно дал рекомендации по изготовлению зубчатых передач (производство которых было самым слабым местом), и даже пообещал прислать на помощь американских инженеров.... отметив что завод был "самым допотопным из всех виденных им” и “всё, что относилось к массовому производству, ставило русских в тупик”... :D
   8.08.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
john5r> нашел у себя в записях (источник - скорее всего СОВЕТСКИЙ еще "Техника-Молодежи")

Там в 70-х была "Историческая серия" о тракторах. А также потом - сеялках-веялках.
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 

HolyBoy

старожил

Таки первый, ибо в твоей же цитате
Сим дается Обуховскому заводу заказ изготовить тракторов системы "Холт" двух типов — в 40 и 75 лошадиных сил.
 


Я под словами «первый трактор СССР» подразумевал именно оригинальную разработку и именно в СССР.
   
RU Серокой #13.11.2010 15:13  @HolyBoy#13.11.2010 13:09
+
+1
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
HolyBoy> Жесткое металлическое сиденье под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке

Это для всех тракторов тех лет было, металлические сиденьице типа "как у наводчика пушки".
   
RU HolyBoy #13.11.2010 15:17  @Серокой#13.11.2010 15:13
+
-
edit
 

HolyBoy

старожил

Серокой> Это для всех тракторов тех лет было, металлические сиденьице типа "как у наводчика пушки".

Способ запуска оценили?
   
RU Серокой #13.11.2010 15:23  @HolyBoy#13.11.2010 15:17
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
HolyBoy> Способ запуска оценили?

Ага, сурово. ) Хотя вот, скажем, отогревание картера трактора "Беларусь" ведёрком, в котором горела ветошь, я видел. )
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
HolyBoy> Я под словами «первый трактор СССР» подразумевал именно оригинальную разработку и именно в СССР.

В оригинальность не поверю. Особливо если "выпускали без единой бумажки". Т.е. скорее всего был образец, уж глядя на который .... "напильником по месту"(с).
   8.08.0
RU Kernel3 #13.11.2010 15:26  @Серокой#13.11.2010 15:23
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

Серокой> Хотя вот, скажем, отогревание картера трактора "Беларусь" ведёрком, в котором горела ветошь, я видел. )

Ха, я такое с "Газелями" видел той самой зимой 2005/06 годов :)
   
+
-
edit
 

hnick

старожил

A.1.> В оригинальность не поверю. Особливо если "выпускали без единой бумажки". Т.е. скорее всего был образец, уж глядя на который .... "напильником по месту"(с).

мне тоже не верится - изобрели все заново с нуля, и получился практически классический трактор? По компоновке хотя бы.
   3.6.123.6.12
RU Серокой #13.11.2010 15:31  @HolyBoy#13.11.2010 13:09
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
HolyBoy> Неизвестно, дошел ли дар по назначению, не до тракторов тогда было умирающему вождю.

Уже тяжелобольной Владимир Ильич живо интересуется, как идут дела в тракторостроении. И в свою последнюю поездку из Горок в Москву 19 октября 1923 года посещает первую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку СССР, на которой экспонировались 75 русских тракторов. Владимир Ильич подошел к «Запорожцу», прочитал табличку-характеристику, ласково провел рукой по радиатору. Прислушался к разговору крестьян, спрашивавших у экскурсоводов, сколько стоят машины и какая в них заключается сила...
 




Ну и вообще, текст конечно советский, но есть чертежи и описание из М-К.
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
HolyBoy> Способ запуска оценили?

;)

Всё о тракторах

Было: Золотая осень 2006 (трактора) // www.balancer.ru
 
   8.08.0
RU Barbarossa #13.11.2010 16:28
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Жалко что не сохранился.
   

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
hnick> мне тоже не верится - изобрели все заново с нуля, и получился практически классический трактор? По компоновке хотя бы.

хм. а были еще трехколесные трактора без коробки передач? ну а то что на нормальный трактор похож - так вон, идеолог какой-то где-то в фильме видел говорят :)
   3.6.123.6.12
+
+2
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Kuznets> хм. а были еще трехколесные трактора без коробки передач? ну а то что на нормальный трактор похож - так вон, идеолог какой-то где-то в фильме видел говорят :)
видел недавно трехколесный трактор на пьедестале,где-то в районе Херсона проезжали...


з.ы. в Цурюпинске :)
   3.6.123.6.12
RU Серокой #13.11.2010 16:44  @Jurgen BB#13.11.2010 16:28
+
+2
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Barbarossa> Жалко что не сохранился.
"До наших дней дожил только «Запорожец» серийного выпуска за № 107 1 , хранимый Черниговским музеем."

И ещё по моей ссылке пишут, что начали делать реплики в 80-м году. Но закончили ли? :-)

_________
1 На тракторе «Запорожец» №107, например, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год.

Первый советский трактор. Почти легенда

  Крестьянский двор трактор купить не сможет. Крестьяне могут организовать кооператив, сброситься деньгами и купить трактор, скажем, на 10 дворов. Дневная… // poltora-bobra.livejournal.com
 
   
Это сообщение редактировалось 13.11.2010 в 16:53
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Capt(N)> видел недавно трехколесный трактор на пьедестале,где-то в районе Херсона проезжали...

не, надо наоборот ;)
   3.6.123.6.12
RU Спокойный_Тип #13.11.2010 20:14
+
-
edit
 
ну может и стянули, тогда вопрос были ли аналогичные конструкции заграницей?

а в МК пишут что сцепа была , кому верить то



можно предположить что после описания вот таких тракторов "заказчиком", могли сделать ЗАПОРОЖЦА
   3.6.123.6.12
Это сообщение редактировалось 13.11.2010 в 20:39
+
+1
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
john5r>> нашел у себя в записях (источник - скорее всего СОВЕТСКИЙ еще "Техника-Молодежи")
Fakir> Там в 70-х была "Историческая серия" о тракторах. А также потом - сеялках-веялках.

их помню, но эти данные я точно выписывал из какой-то второстепенной статьи. информация в "исторической серии" такими реверансами в сторону императорской россии (или зарубежья) не отличалась, там все было в стиле "советские слоны - самые сознательные слоны в мире"
   
HolyBoy> Не осталось, вроде, ни одного живого экземпляра

@#!, ну почему историю свою не бережем.

Серокой> "До наших дней дожил только «Запорожец» серийного выпуска за № 107 1 , хранимый Черниговским музеем."

А, все же сохранился. Это хорошо — кавайный агрегат =)
   3.6.33.6.3
RU Владимир Малюх #14.11.2010 11:14  @Серокой#13.11.2010 15:23
+
-
edit
 
Серокой> Ага, сурово. ) Хотя вот, скажем, отогревание картера трактора "Беларусь" ведёрком, в котором горела ветошь, я видел. )

У запорожца (в смысле у ЗАЗ:) в инструкции по эксплуатации было описано, как греть зимой паяльной лампой. Штатная процедура.
   7.07.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru