[image]

Удаленное обучение

 
1 2 3 4
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Университет XXI века: офлайн vs. онлайн - Троицкий вариант — Наука

О том, каковы главные итоги дистанционного обучения, в чем недостатки и преимущества офлайнового и онлайного форматов, как будет развиваться высшее образование в постковидную эпоху, каким будет сочетание оф- и онлайна, размышляют лингвист Александр Пиперски и математик Илья Щуров. //  trv-science.ru
 
Ну и, конечно, общение: вдруг выяснилось, что главное в университете — это неформальные связи с одногруппниками и с преподавателями. Десять минут болтовни на перемене, еще десять на следующей, и так четыре года — и вот у тебя есть друзья на всю жизнь, особенно в российских университетах, где курсов по выбору мало и ты действительно каждый день на всех занятиях видишь рядом одних и тех же людей. Хороший вопрос после лекции, профессор говорит: «А пойдемте обсудим это за кофе» — и вот ты уже член профессионального сообщества, о котором вспомнят, когда будут искать сотрудника в грант.

Трудно и неприятно признавать, что студенты (или их родители, или государство) платят деньги не столько за знания, сколько за участие в лотерее, приз в которой — выпить кофе с авторитетным человеком, но жизнь именно такова.
 


Да, конечно. Да это и всегда по-моему очевидно было. Но не вижу никаких фундаментальных препятствий к неформальному общению и при дистанте.



До проведения опроса мои представления о влиянии удаленки на студентов можно было описать следующим образом. По моим впечатлениям и впечатлениям многих коллег, переход в онлайн увеличивает дисперсию результатов. Часть студентов учится в онлайне не хуже, чем в офлайне, а иногда и лучше — и это, как правило, наиболее сильные студенты. Тем, кому учиться трудно, на удаленке становится еще труднее — и их результаты заметно снижаются.

Я предполагал, что для второй категории студентов должен быть более важным прямой контакт с преподавателем, возможность задать вопрос — как на семинаре, так и на лекции, — то, чего в онлайне все-таки не хватает (несмотря на все технические возможности, студенты в онлайне менее активны). И особенно не хватает в асинхронном онлайне, когда студенты слушают заранее записанные ролики, пусть даже и перемежающиеся с контрольными вопросами (как в онлайн-курсах). Это выглядело для меня сильным аргументом против излишней «ютюбизации» образовательного процесса. (Надо сказать, я люблю читать лекции, стараюсь делать это максимально интерактивно, постоянно отслеживаю контакт с аудиторией, задаю собственные вопросы и отвечаю на вопросы студентов, и, конечно, мне хочется верить, что студентам это помогает понимать материал, — поэтому все предложения перенести лекции в асинхронный режим вызывают у меня эмоциональный протест.)

А вот что говорят данные опроса.

Любят ли студенты удаленку? И да и нет. Можно выделить две примерно равные группы: есть те, кто в целом доволен онлайном, и есть те, кто предпочитает офлайн-обучение. (В опросе нужно было согласиться или не согласиться с утверждением: «Занятия в офлайн-режиме (то есть в физической аудитории) в целом эффективнее занятий в онлайне (то есть дистанционных)».) При этом, вопреки моим ожиданиям, это разделение оказалось не связанным с тем, насколько студентам сложно учиться — нет заметной корреляции ни с субъективно воспринимаемой сложностью курсов, ни с оценками. (Здесь стоит отметить, что в моей выборке студенты с низкими оценками оказались существенно недопредставленными.)

Лекции и семинары: что лучше в онлайне? Тут не было больших сюрпризов: что касается лекций, то мнения разделились также примерно пополам (при этом все, кто не любит офлайн в целом, не видят преимуществ и офлайн-лекций, и наоборот, большинство любителей офлайна в целом — хотя и не все — любят и офлайн-лекции), а вот семинары предпочитает в офлайне всё-таки большинство, хоть и не подавляющее (порядка 60%).

Что насчет асинхронных занятий? Такое же шаткое большинство студентов в целом не против заменить лекции на записанные ролики, а также не видят большого преимущества в том, чтобы посещать онлайн-лекции (в то время, когда они читаются), по сравнению с просмотром их записей позже. (На удивление, сторонники асинхронных лекций оказались и среди тех, кто в целом предпочитает слушать лекции в аудитории.) А вот отказаться от синхронных семинаров (оставив при этом консультации) согласны лишь около четверти студентов. По крайней мере часть опрошенных — как видно по ответам на открытые вопросы — ценят возможность что-то спросить по ходу обсуждения и получить мгновенную реакцию преподавателя.
 


Ну надо же, некоторые открыли для себя колесо - оказывается, семинары являются ключевым и незаменимым элементом обучения. А вовсе не лекции. Ну кто бы мог подумать! А еще она вертится!

Чего не хватает в онлайне? По меньшей мере — мотивации и общения. Около 60% студентов согласились с утверждением «Я чувствую себя более мотивированным(ой) осваивать материал курса, когда занятия происходят офлайн», причем среди тех, кто в целом любит офлайн, утвердительно ответили почти все, а среди тех, кто не любит, — около трети. Подавляющее большинство отметило, что во время офлайн-занятий студенты чаще общаются друг с другом по учебным вопросам, и это общение существенно помогает в освоении курсов. Отвечая на открытые вопросы, студенты отмечали снижение концентрации и вовлеченности из-за различных отвлекающих факторов, а также потерю контакта с преподавателями и в целом недостаток живого общения. И, конечно, все ругаются на онлайн-экзамены.

Что хорошего в удаленке? Конечно, не нужно тратить время на дорогу, но не только это. Совершенно единодушно студенты положительно оценивают записи занятий, особенно лекций, которые мы стали выкладывать после перехода на удаленку, — все опрошенные согласились, что наличие записей компенсирует недостатки онлайн-лекций. В целом онлайн дает возможность более свободно распоряжаться своим временем — выбирать, слушать трансляцию или запись, если запись — то на большой или на маленькой скорости, тогда, когда это удобно, при необходимости — совмещать занятия с другой активностью.
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Профессор — лопух? - Троицкий вариант — Наука

Вынужденный переход на дистанционное обучение в весеннем семестре 2020 года обнаружил серьезную проблему жульничества при сдаче контрольных и экзаменов. Причем специфика связана именно с форматом сдачи, при котором преподаватель и студент не находятся в одной аудитории. //  trv-science.ru
 

Онлайн-преподавание физики: pro et contra - Троицкий вариант — Наука

Карантинные меры, введенные с середины марта в нашей стране, заставили высшее образование сдать стресс-тест — перейти в дистанционный режим. Если теперь, спустя два с половиной месяца, почитать мнения о результатах этого эксперимента, то у читателя, не связанного с преподаванием, создается в целом радужная картина: тест пройден. //  trv-science.ru
 
Существенным элементом курса являются семинары. При преподавании физики главный компонент семинара — это решение студентами задач у доски, причем по возможности «с колес», когда студент заранее про задачу не думал. Если у студента возникают затруднения, то преподаватель, ведущий семинар, направляет ученика в сторону правильного решения. При таком стиле удается интерактивно работать максимум с двадцатью студентами. В режиме онлайн организовать взаимодействие со студентами технически сложнее, так как для этого требуется, чтобы у каждого студента был хороший Интернет, а еще iPad или графический планшет со стилусом. Поэтому в большинстве случаев семинар проходит в режиме, когда студент заранее решает задачи, а на семинаре демонстрирует и объясняет записанное решение одногруппникам и преподавателю. При этом вовлечь в активное обсуждение удается уже в два раза меньше студентов, чем при работе в аудитории.
 


При наличии сайтов-онлайн досок, с которыми можно работать и просто мышкой через браузер, и легко показывать экран всем присутствующим - не вижу никаких принципиальных проблем. Да с онлайн-досками еще и несколько человек одновременно могут работать.
   56.056.0

digger

аксакал

Fakir> При наличии сайтов-онлайн досок, с которыми можно работать и просто мышкой через браузер, и легко показывать экран всем присутствующим - не вижу никаких принципиальных проблем. Да с онлайн-досками еще и несколько человек одновременно могут работать.

Писать многоэтажные формулы не вручную неудобно, или вообще уходить от решения выражений руками и переходить только на Матлаб.И еще блок-схемы, стрелки и прочие не строчные структуры.Можно разве что использовать дизайнерский планшет со стилусом, который мало отличается от бумаги или доски, но он АФАИК дорогой.

>Тем, кому учиться трудно, на удаленке становится еще труднее — и их результаты заметно снижаются.

Личное общение с плохо мотивированными студентами (и рабочими тоже) ничем не заменяется.Зато отсев по способности работать самостоятельно, но польза спорная, не всегда на работе так.Решение специфических проблем : не знаю, насколько в науке есть аналог stackoverflow или прочих платформ, где объясняются сложные вопросы, в программизме очень удобно.
   89.089.0
+
-1
-
edit
 
Fakir> При наличии сайтов-онлайн досок, с которыми можно работать и просто мышкой через браузер, и легко показывать экран всем присутствующим - не вижу никаких принципиальных проблем. Да с онлайн-досками еще и несколько человек одновременно могут работать.
- экран поделить более чем на 9-12 частей для каждого студиозуса - уже не очень. Плюс резко вырастает требовательность к потоку.
- задержка в пару секунд любую синхронность общения и вовлечения студней уже ломает. Говорить в один момент может только один.
- если транслировать не говорящую голову каждого, а еще и их рабочие столы - вообще надо и экран размером с доску в ауде, и мозг мутанта. И всё равно без персонального увеличения ничего не видно и не ясно.
Короче, для лекций богословия это прекрасно, а для точных наук уже сильно не очень.
   88.088.0
IL digger #18.06.2021 01:36  @Bredonosec#18.06.2021 01:00
+
+1
-
edit
 

digger

аксакал

Bredonosec> - экран поделить более чем на 9-12 частей для каждого студиозуса - уже не очень. Плюс резко вырастает требовательность к потоку.

Доска на семинаре одна и на ней пишут по очереди, потому не влияет.В тетради студентов преподаветель обычно не смотрит, но если надо - можно переключиться на полноэкранный режим к студенту же.Само собой, скорость и пинг влияют.Потому семинары лучше оставить оффлайновыми, но можно и минимизировать и максимизировать самостоятельную работу.Но тут вырастает проблема копипасты.
   89.089.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
digger> Писать многоэтажные формулы не вручную неудобно,

Никаких принципиальных проблем на онлайн-доске. Во многом проще, чем на меловой.

А если речь только о формулах - МатТайп великолепен (ушлые люди только в нём выкладки делают при профессиональной математико-аналитической работе). Пишутся формулы, свой экран расшаривается всем присутствующим.


digger> Можно разве что использовать дизайнерский планшет со стилусом, который мало отличается от бумаги или доски, но он АФАИК дорогой.

Да копейки он стоит. Есть и за полтинник баксов.
   56.056.0
LT Bredonosec #19.06.2021 23:17  @digger#18.06.2021 01:36
+
-
edit
 
digger> Доска на семинаре одна и на ней пишут по очереди, потому не влияет.
влияет, поскольку интерактивный метод в отличие от "телевизора" подразумевает вопросы по ходу дела, вопросы в зал, на которые студень может отвечать, а остальные слышат и или мотают на ус, или могут поправить.
Интерактивность - основное, для чего все эти видеосвязи и лепят. И именно это в них и хромает.

>В тетради студентов преподаветель обычно не смотрит,
В случае аудитории "тетрадью" является доска, на которой студень может что-то писать.

>Потому семинары лучше оставить оффлайновыми,
то есть, от всего процесса обучения оставить только семинары. Если ранее было, к примеру, сто часов предмета в семестр, то останется, скажем, три. И за эти три часа надо успеть как-то дать студням то, что с трудом втискивалось в сто.

А в отношении того, что в видеокурсах, - чем хуже обыкновенная книга? Материал можно изучать с любой желаемой скоростью в любом месте. Где непонятно - перечитывать или сравнить с другим местом, взять некие базовые формулы и вывести самостоятельно, чтоб убедиться, что вот эта нифига не очевидная зависимость реально вытекает из предыдущего, это не ошибка и не опечатка в учебнике. А где толкут воду в ступе, обьясняя очевидное - просто пропустить.
Попробуй с видеолекцией так сделай. Хрена. Тебе надо тупо высидеть всё время, слушая говорящую голову. Обьясняющую битых три часа, что веревка есть вервие обыкновенное, для дебилов, которым надо просто услышать одну и ту же хрень не менее 50 раз подряд, чтоб запомнить (но не понять) - как с новостями по ящику или в соцсетях.. Чисто к примеру.

>Но тут вырастает проблема копипасты.
Ну, это уже проблема волоё..ов, учащихся на отье..ись. Это, конечно, значимая проблема, но я сначала хотел обьяснить неудачность формата видеолекций для тех, кто именно хочет учиться.
   88.088.0
Последние действия над темой
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru