Уже весной 1941 года Гитлер отдал приказ показать советской военной делегации наши танковые заводы и учебные центры.
Он особо подчеркнул, что следует показывать, ничего не скрывая.
Советские офицеры, осмотрев все, категорически отказались верить, что танк PzKpfw IV (T-IV) является нашим самым тяжелым танком.
Они постоянно повторяли, что мы прячем от них наши новейшие танки.
— А где у нас случилось?
— Да какой гэдзь тебя с утра укусил?
— Я же не наган, шоб ото все время стрелять и стрелять, я же сломаться могу!
— Так то ж секретное оружие на бандитов!
..когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей
"Ахиллесовой пятой" этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания.
Запись в дневнике Гальдера от 18.11.41 г. гласит, что из 0,5 млн. автомобилей, бывших в немецкой армии на 22.06.41 года, потеряно безвозвратно 150 тыс. и требуют ремонта 275 тыс., причём для этого ремонта надо 300 тыс. тонн запасных частей.
То есть, для ремонта одного автомобиля надо около 1,1 тонны запчастей. В каком же состоянии эти автомобили? От них одни рамы остались!
Советские. Просто звери какие-то. Ведь у каждого немца, носившего эту каску, дома были мама, папа, любимая девушка...
Подруга готовится к экзамену по истории. Пишет: я свихнулась!
смотрю на телефоне время 19:45 и первая мысль: о! война кончилась!
В начале июля 1941 года в районе города Борисова 1-я мотострелковая методом подвижной обороны более десяти дней сдерживала продвижение 18-й танковой дивизии вермахта вдоль автострады Минск — Москва. За это время войска второго стратегического эшелона РККА успели занять оборону по Днепру.
Тактика подвижной обороны стала основой действий дивизии на весь период сражения: в первой половине дня, действуя на фронте шириной до 20 километров и заняв удобные рубежи, силы дивизии, используя все наличные огневые средства, сдерживали продвижение танков противника, вынуждая его разворачиваться в боевые порядки и замедлять продвижение вперед. К вечеру, под прикрытием темноты основные силы дивизии, используя автотранспорт, отходили на 10 — 12 км до нового удобного рубежа обороны. Такая тактика позволила избежать непоправимых потерь, неизбежных на постоянных рубежах обороны при господстве вражеской авиации в воздухе. Кроме того, стремительные и неожиданные манёвры вводили противника в заблуждение, не давая ему обойти порядки дивизии, что было излюбленной тактикой немецких танковых командиров в начальный период войны.
Таким образом, находясь на значительном удалении от своих войск[прим. 1], 1-я московская дивизия не только избежала окружения, что было обычной судьбой советских соединений в этот период войны, но и выполнила поставленную задачу, задержав противника. Продвижение от Борисова до Орши заняло у немцев более недели, при этом наступавшая 18-я тд потеряла половину своих танков.
Газета «Красная звезда» в передовой статье от 23 июля 1941 г. писала, что «Я.Г. Крейзер - первый из мужественных командиров пехоты, удостоившийся высокой награды за отвагу и геройство, проявленные на фронте борьбы с фашизмом, умело управлял боем соединения, воодушевлял личным примером своих подчиненных, был ранен, но не ушел с поля боя». В этот первый, самый тяжелый период войны имя Крейзера в кругах рядовых красноармейцев и младших командиров стало подлинным символом первых побед над оккупантами.
Дивизия в январе 1940 года была переформирована в моторизованную (в мае 1940 переименована в мотострелковую, но фактически осталась моторизованной)