[image]

Православие и Католицизм: справочно

 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
очень часто возникают на форуме горрррячие споры по поводу Христианства, различия в сущности и истории Церкви. Поэтому сюда я постараюсь вынести материалы которые в виде справки поможет в установлении истины. особенно с атеистами, атеизм которых проистекает от невежества :)

Итак -найденный мной (hojja_nusreddin: ЧЕМ ПРАВОСЛАВИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАТОЛИЦИЗМА?) самый полный обзор различий двух ветвей христианской церкви - католицизма и православия:
(наиболее важные IMHO отличия выделены мной)
прим. - После взаимного упразднения анафем Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афиногором в 1964 году, серьёзные богословы уже не решаются заявлять, что Церкви расколоты, а таинства их недействительны и не действенны .

1. ВЕРА и РАЗУМ

Следуя примеру Святых Отцов, Православие использует результаты науки и философии, дабы объяснять Веру. Однако, в отличие от Католицизма, Православие не полагается на науку, чтобы изменять догматы Веры. Православие не стремится объяснять противоречия между Верой и Разумом. Православие не делает попыток логически обосновать истинность Писаний. Если наука случайно подтвердит то, чему учит Церковь, Православие не отвергнет такой информации. Однако, в случае даже очевидных противоречий, Православие не делает ни малейших усилий достичь компромисса.

Например, древние греки (Гераклит, 6 век до н.э.) развили учение о Логосе. Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово" (Логос, по-гречески). Логос язычников был не Богом, как у Христиан, а неким абстрактным принципом, силой, судьбой, необходимостью, разумом, универсальным законом, и прочими атрибутами, с помощью которых Бог создает и организует Мир. Православие, следуя за Св. Отцами, считает сходство Логоса Библии и Логоса Гераклита, просто знаком Провидения, а не закономерной эволюцией понимания человеком концепции Божества.

Католицизм приписывает человеческому интеллекту несравненно большую ценность, чем Православие. История Католицизма полна примеров включения результатов светской философии в состав Канона. Например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию. И с тех пор, Католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально. Были изменены Теология, Таинства, и структура Церкви.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ

Православие не считает, что Учение Христа время от времени претерпевает изменения . Напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам от Христа. Православные 21 века верят в те же самые принципы, что и Православные 1, 5, 10, 15 веков.
Православие признает некоторые чисто внешние перемены (моду облачений священников, монастырские правила, новые посты, правила Вселенских и Поместных Соборов, и т.п.) но ни слова не было изменено в Символе Веры. Целью любых перемен было исповедание старой Веры в новых обстоятельствах. Например, Библия и Служебники были переведены на новые языки. Или были добавлены обряды, подчеркивавшие этнические особенности новообращенных племен. Но сохранялся принцип : "Един Бог, Едина Вера и Едино Крещение".
Главными свидетелями традиции помимо Св. Писания (Ветхого и Нового Заветов), у Православных являются Св. Предание - Учение Св. Отцов (Греческая, Латинская, Сирийская и Славянская школы). Их место в составе Православной традиции не подвергается ни малейшему сомнению или изменению.

Католицизм же создал концепцию "эволюции доктрины" и поэтому не может продемонстрировать непрерывности Кредо и Канона. Католики развили идею (Кардинал Ньюман, 19 век) о том, что Христос дал только "зерно Веры", которое зрело и расло в веках. Они утверждают, что Святой Дух выращивает Веру по мере роста Церкви и изменения обстоятельств.

Поэтому Католицизм рассматривает свою Теологию, как прошедшую несколько стадий роста и включившую в себя новые знания. Учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как важная, но лишь начальная стадия, за которой последовала вторая - Средневековая Схоластика, за которой последовали другие новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов. Поэтому новые догмы, такие как "непогрешимость Папы" могут быть представлены верующим по мере их возникновения, если Церковь сочтёт их необходимыми для их спасения. Предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в "зачаточном состоянии", как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧИЙ

Различия Исповеданий можно классифицировать и перечислять по-разному.
Например, так: догматические, теологические, церковно-организационные, обрядовые, миссионерские, политические, нравственные.
Догматические - их немного, но они трудноустранимы, ибо уже внесены в Догму, и изменить их можно лишь Соборным Решением.
Я попытался организовать их перечисление иначе, в рамках описания структуры Веры и Ритуала: Бог, Богочеловек-Христос, Человек, Богородица, Церковь, Каноны, Таинства, Иконы, Обряды.

4. БОГ

Постижение Бога
Католицизм считает, что человеческий Разум в состоянии доказать, что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п. Эта концепция проникла в Католицизм в средневековье (Дамаскин, Эриугена, Эккарт, Кузанский, Беме), под сильным влиянием мистического течения Ислама (суфизма). Этот Бог - не "Бог Авраама, Исаака и Иакова, но Бог мудрецов и философов" по знаменитым словам Паскаля.

Православие полагает (следуя учению Св. Отцов), что знание Бога имманентно присуще человеческой природе, врожденно и интуитивно, и что именно так люди Его и постигают. И если Бог не говорит с нами напрямую, то мы не в состоянии Его понять нашим слабым логическим Разумом.
Католики считают, что в Мире Ином, человек сможет своим интеллектом (и с помощью Милости Божией) осознать самую Сущность Бога. Однако, по учению Св. Отцов это невозможно в принципе, даже и сама Милость Божия не даст человеку такой силы. Спасенные смогут увидеть Бога только в облике Христа во Славе Его.

Сущность и Атрибуты Бога
Католики никогда не занимались исследованием вопроса о различиях между Сущностью Бога (тем, что Он есть) и Его Несотворенными Атрибутами (Силами, которыми Он Себя проявляет).
Св. Григорий Палама пытался объяснить эту разницу, сравнивая Бога и солнце. Подобно тому, как у солнца есть лучи, у Бога есть Его Силы (среди них Благодать, Милость, Покой и Свет). Именно своими Силами Бог создал, поддерживает и правит Мир. Именно Силами Он преобразует и обожествляет творение, Он наполняет творение, как вода наполняет губку.

Милость Божия
Еще одно важное различие относится к Милости Божией.
Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей.
Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость - есть мистический атрибут и Сила Божия.

Дух Святой и Филиокве - догматическое различие.
Католики полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип Филиокве).
Этот принцип (предложенный впервые на Поместном Соборе в Толедо в 589 году) противоречит Апостольской традиции, по которой Бог-Отец - единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого.
Нарушается Правило 7 постановлений 2-го (Константинополь, 381 г.) и 3-го (Ефес, 431 г.) Вселенских Соборов.
Католики изменили в 11 веке Папским декретом (без утверждения Собором) Кредо Никейского Собора (4 век), добавив к нему 8-м членом Символа Веры Принцип Филиокве:
"Верую в Духа Святого, Бога, Дарителя Жизни, исходящего из Отца и Сына..."

5. БОГОЧЕЛОВЕК

Почему Христос стал человеком и принес Себя в жертву?
Католический ответ на этот вопрос отличен от Православного.

Искупление чего: Преступления-Греха или Наказания-Смерти?
Следуя Св. Преданию, Православие считает, что Христос на Кресте "отдал Свою душу для искупления многих" (Мат. 20:28). Этот выкуп был уплачен Аду: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их" (Ос. 13:14). По-сути, выкуп этот был заплачен Сатане, как хозяину Ада и повелителю мертвых. Христос-человек добровольно отдал Себя Смерти.

Православие: Бессмертие и Обожение Человека
Но умерев, Он воскрес и победил Смерть ("Смертию Смерть попрал"), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми. Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен (проходит процесс его обожения - деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.

Католичество: Вечная Кара и Справедливость
Согласно Католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на Первородный Грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна, и перенесена на потомство Адама. Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.

Синтез идей
Исторически, концепции обожения Католицизм внимания не уделял, разрабатывая свою легалистскую теорию Справедливости. Но в последнее время и Католические теологи осознали важность концепции обожения и наметилось сближение Исповеданий в данном вопросе.

6. ЧЕЛОВЕК

Природа человека
Оба Исповедания согласны в следующем: человек от природы добр, находится в союзе со Св. Троицей, которая его сотворила. Человек создан по образу и подобию Божьему. Подобие означает нравственные достоинства, образ - свободу воли и разум. Женщина создана, как помощница мужчине, они должны жить в согласии и взаимном уважении.

Греховность: Первородный грех, Смерть, Распятие.
Начиная со Св. Августина, Католики верят в концепцию "первородного греха", которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки.
Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.).
Долгое время Католики были глухи к этой концепции, о том, что человек - раб смерти, которой манипулирует дьявол. Даже дьявол в первые века Католицизма был вытолкнут на обочину религиозного сознания. Поэтому и Распятие понималось Католиками как взятие Христом на себя наказания человечеству за первородный грех. Православие же всегда считало, что Христос пострадал не за этот старинный грех, а принес себя в жертву, дабы выкупить у дьявола наказание за него - смерть.

Греховность: Искупление, Епитимия, Чистилище.
По Католическому Исповеданию, души, которым суждено войти в рай после Дня Страшного Суда, пока находятся и очищаются в Чистилище (за несколькими исключениями). Все остальные идут в Ад на вечные муки.
Происхождение доктрины: в древней Церкви на верующего за грехи возлагались очень суровые, часто многолетние наказания (епитимия), лишавшие его доступа к Причастию. Многие так и умирали без Причастия. Дабы избежать этого, Католики выдумали способ переноса части расплаты за грехи на загробную жизнь - Чистилище. Это дало им возможность уменьшить бремя прижизненного наказания.
Православие не признаёт этой доктрины.

Греховность: Искупление, Благотворительность

Православие не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя, если не соблюдены остальные требования.

В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи, в Православии нет.



Греховность: Раскаяние, Прощение, Милость Божия
Другая инновация Католицизма в том, что Христос и Его Святые произвели и производят больше Милости, чем было необходимо для спасения живых. Эти излишки можно подарить раскаявшимся грешникам, например, тем, кто в Чистилище. Или продать в форме Индульгенций (это делалось и было осуждено обеими Исповеданиями).
Кроме того, Богородица и Святые "получили право" на раздачу "прощения грехов" тем, кто находится в Чистилище, чтобы сократить им процесс очистки.

Цель воспитания: Любовь или Воля?
Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписаной авторитетом Церкви Вере.
Православие старается пробудить искренюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть.
Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее "понуждения".
Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение. Только внешнее "благочестие" повинуется воле, но оно может быть видимостью или притворством.
За любовью — как земною, так и духовною — мысль и воображение следуют сами собой, естественно и охотно; но воля может биться над ними всю жизнь и не подчинить их своему давлению. Из раскрытого и любящего сердца — совесть, как голос Божий, заговорит самостоятельно и властно.

Методы Обращения в Веру
Православие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере.
Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится "брать власть над чужою волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30).
Католицизм же считает, что "цель оправдывает средства", и что для обращения можно прибегать и к давлению .

7. БОГОРОДИЦА

Непорочное Зачатие - догматическое различие.
Православные отвергают Католическую версию догмы "непорочного зачатия" введенную в Кредо Папой Пием IX в 1854 г. По этой догме: "С момента зачатия, Благословенная Дева Мария была, по особой милости Всемогущего Бога и за заслуги Иисуса Христа, Спасителя человеков, освобождена от всех последствий первородного греха."

Для этой теории нету никаких оснований ни в Св. Писании, ни в Св. Предании. В ней введены в оборот новые идеи, например "заслуги Христа", безо всяких на то оснований в Писании.
Православные не считают, что Богородица (и другие люди) родилась с унаследованным Адамовым грехом. Однако, она, как и все, унаследовала смертность.
Поэтому Православие отвергает эту инновацию Католицизма.

Вознесение Богородицы - догматическое различие.
В 1950 г. Католики установили еще один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.

Несмотря на глубочайшее почтение к Богородице, Св. Отцы отмечали, что и она согрешила до Воскресения её Сына. Св. Иоанн Златоуст упоминает о том, что во время свадьбы в Кане Галилейской, она давала Ему указания (Иоанн 2: 3 - 4). Но восприяв Святого Духа во время Пятидесятницы, она смогла очиститься ото всякого греха и умерла безгрешною.

8. ЦЕРКОВЬ

Есть различия в вопросах Иерархии, статуса Папы, епископа и священника, монашестве, разделении властей, обращении.

Принцип Соборности
Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов .

Статус Папы - догматическое отличие.
Обе Церкви признают, что Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом.
Однако, Католики считают Папу:
- Наместником Христа на Земле

- Главой Вселенской Церкви

- Главным Епископом всех Католиков,

- Учителем Веры

- Интерпретатором Христианской Традиции

- Непогрешимым (экс-кафедра)
, т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины. Догмат об учительской непогрешимости Папы был утверждён I-м Ватиканским собором в 1870г.

Другие католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.

Епископ и Иерархия
Каждый из епископов может возвести свою линию к Апостолам (апостольское преемство), является "живой иконой Христа". Среди епископов есть ранги - архиепископы, митрополиты, примасы, патриархи, папы. Архиепископ - президент Синода епископов.

Различия: в Православии епископ обладает всеми апостольскими правами совершения таинств без ограничений со стороны других епископов в рамках Канона. Ранговые различия епископов используются только в административной деятельности Церкви или группы Церквей. Архиепископ не обладает большей экклезиастической властью, чем рядовые епископы.
В Католицизме Архиепископ может ограничить права подчиненных ему епископов.

Священник
У Католиков, священник действует "в образе Христа".

Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа
.

Монашество
Оба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Поэтому высшей формой Христианской жизни считается монашество. В нём вся человеческая энергия целиком посвящена борьбе за совершенство.
Есть и отличия. В Католицизме монашество отступило на второй план с окончанием Средневековья. Католические монахи малы числом, разбиты на Ордена и живут в гуще общества. Среди них нет затворников и пустынников.

Ордена
Православие не чтит Католические орденские организации (в особенности иезуитов) .

Разделение Духовной и Светской Власти
Православие в отличие от Католицизма не признает за Церковью и епископами Светской Власти.
В отношениях со Светской Властью Православие ограничивается советом, наставлением, обличением или отлучением.

Прозелитизм среди Христиан
Православие категорически его отрицает - это каноническое различие.
Прозелитизм - нарушение слов апостола Павла: "Я старался благовествовать не там, где уже известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15:20). Резолюция глав Поместных Православных Церквей в Константинополе в 1992 г. запрещает прозелитизм среди христиан.

Католицизм же считает, что "благо" и "истина" в миру только там, где мирянами руководит католическая церковь .
Все остальные пребывают во тьме или в ереси и должны быть рано или поздно обращены. Католики даже организовали Крестовый Поход на уже крещёную Русь в 1243 г., совпавший с нашествием татар. Лишь в 1965 г. 2-й Ватиканский Собор признал Православных братьями по вере.
Это одна из основных доктрин Католицизма, проницающая его оценки, организации, решения и действия. Некатолическое в мире - должно исчезнуть: в результате или обращения, или же Погублением Божиим.

Методы Миссионерства
Православие признает свободу исповедания и отвергает дух Католической инквизиции — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение.
Хотя и признаёт собственные сделанные в прошлом перегибы. Как впрочем, и Католицизм.

9. ИЗМЕНЕНИЕ КАНОНОВ

Священные Каноны были составлены Апостолами, Св. Отцами, и Соборами для руководства церковной и общинной жизнью. Право их применения и интерпретации принадлежит только епископам. Епископ может применять канон строго или мягко, хотя нормой является строгость.

В отличие от Католичества, Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку "права" . Православие смотрит на них, как на руководство по созданию "нового человека" через послушание. Как метод тренировки в обретении достоинств и святости.

Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые.
Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз.
Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют. Ибо они вдохновленны Святым Духом.

10. ТАИНСТВА

Обе Церкви признают 7 основных Таинств - Крещение (Омовение, Конфирмация), Миропомазание, Причастие, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Ритуалы почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Крещение
Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха".
Для Православных смысл Крещения иной - смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной.
У Православных ритуал Крещения объединяет три обряда: Баптизм (Омовение грехов), Крещение (Смерть для мира сего и Воскресение для Жизни Вечной) символизируемом троекратным погружением в святую воду.
У обоих Церквей за Крещением следует Миропомазание.

Конфирмация
У Католиков она отделена от Крещения, и совершается лишь епископом над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми, во время их "Первого Причастия", когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.

Миропомазание
Таинство «Царственного Священства». В Ветхом Завете человек, призывавшийся Богом на служение, получал силу от Духа Божьего. Это относилось к народным харизматическим вождям (судьям), царям, пророкам и священникам Храма. В знак дарования силы Духа на голову избранника Помазывали - возливали из рога освященное масло оливы (елей). От этого обряда Помазания происходит и термин «Помазанник». Однако с наступлением мессианской эры дары Духа ниспосланы всем верным. Уже не отдельные избранники, а Церковь в целом становится «родом избранным, царственным священством, народом святым».

У Католиков и Православных нет различий.

Причастие (Евхаристия)
Православные считают, что творение (человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) становится освященным тогда, когда призван Дух Святой.
Католики полагают, что это достигается не Духом, а самим священником, действующим "от имени Христа".
Различие в интерпретации Св. Даров: Католики считают их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.

Покаяние (Примирение)
Иногда этот обряд называют Исповедью или Отпущением грехов. В ранней Церкви Покаянию подвергался лишь возвращающийся в лоно Церкви отступник - лицо изгнанное из Церкви, или добровольно её покинувшее.
В современной Церкви Покаянию подлежит лицо, совершившее серьёзный грех, перед получением Причастия.
Покаяние - примирение с Богом, возврат к Нему после того, как общение с Ним было нарушено грехом. Грех изглаживается из жизни человека.
Различие минимально: у Католиков есть специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у Православных оно ведется с глазу на глаз.

Священство (рукоположение, хиротония)
Это церемония посвящения в сан: дьякона, священника или епископа.
Поскольку у Католиков, священник действует "в образе Христа", а Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа, есть и различия в деталях данного ритуала.
Главное в этом ритуале - призвание Святого Духа для того, чтобы в Нем являть людям Христа. Подобно древним харизматическим вождям и пророкам, священники действуют властью и силой Духа Божьего, посланного им через Христа.

Брак (Обручение и Венчание)
У Католиков венчание совершается навсегда, представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью . Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. В последнем случае, его можно аннулировать, как если бы его вообще не было. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.

У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, имитирующий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь.
Свидетелем является не священник, а "весь Народ Божий", священник служит лишь посредником. Первостепенная цель брака в православии - осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем - деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены.

Елеосвящение
Церковь сообщает больному особую Благодать Божию, помогающую ему преодолеть тяготы связанные с болезнью или старостью, обрести мир и мужество, а также восстановить здоровье или подготовиться к переходу в вечную жизнь.
Различий нет.

11. ИКОНЫ

Обе Церкви едины в следующем - иконы не идолы и им запрещено молиться. Молиться можно только Богу.
На иконах разрешено изображать Христа, Богородицу, Святых, покойников.
Бога Отца изображать нельзя, ибо Его никогда не видели.
Бог Дух Святой являлся в виде голубя и язычков пламени и Его можно изображать в этих видах.
Бога Сына можно изображать лишь в Его человеческом облике.

Далее идут различия.
Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения , дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя.
Святые лики, изображенные на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее - они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией.
Православные чтут и целуют иконы, считая, что почитание иконы передаётся и Св. Лицу на ней изображённому.

Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции . Священные персонажи Католических изображений подаются в их "естественном состоянии", "как живые". Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что "Милость Божия улучшает Природу" (а не просто наполняет её).

В Православии иконы играют бОльшую роль, чем в Католичестве, где они лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.
Такое различное отношение к иконе восходит своими корнями к различиям в отношении к Божьей Милости, отраженном в иконографии. Православные считают, что икона является сосудом для передачи Милости Божией, а Католики веруют, что Милость передается людям лишь непосредственно от Св. Лица или во время Таинства.

12. ОБРЯДЫ

В отношении Водосвятия, Пострижения и др. различия минимальны.
Культура церковного пения: в Православии - Григорианский строй.
Молитвословие: Православие не признает Латыни единственным служебным языком.
Православные молятся оборотясь только на Восток. Католики - куда угодно.
Звон: Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Традиции колокольных звонов тоже различны.
Знамение креста: у Православных трое-, а у Католиков двое-перстие.
Устроение алтаря: различно.
Пост: Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье.
Коленопреклонение: Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое "приседание".
Целибат: Православный клир может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат.
Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики - пресный.
Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду ("теплоту" - символ Св. Духа), Католики - только хлеб и белое вино (мирянам - только хлеб).
Православные монахи не состоят в Орденах .
Облачение клира: моды священства различны. Католические монахи могут носить светские одежды.
Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано).
Есть и более мелкие этнические расхождения.

13. ИСТОЧНИКИ

- Иван Ильин. "О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ". Журнал "Москва", 1993, №3. H-SPHERE
- Николай Державин. "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВЕЙ". Русская Православная Церковь в общении с Апостольским Римским Престолом
- Юрий Табак. "Учение о чистилище". Русская Православная Церковь в общении с Апостольским Римским Престолом
- "Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы". Русская Православная Церковь в общении с Апостольским Римским Престолом
- Митрополит Кирилл. "Католический Прозелитизм Среди Православных России". http://www.krotov.org/acts/21/20020625.html

Ник
   
Это сообщение редактировалось 05.01.2007 в 18:43
06.01.2007 00:53, AGRESSOR: +1: Про православие и католицизм толковая инфа.
18.03.2007 19:03, MoRa: +1: решпект.
26.03.2007 19:28, kirill111: +1
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★

Однозначный плюс за толковый ликбез. Спасибо, Ник.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
AGRESSOR> Однозначный плюс за толковый ликбез. Спасибо, Ник.
Эт не мне - а парню который таки сумел проделать немаленькую работу - у меня духу не хватило изложить то, что я знаю, а он еще кучу того, чего я не знал нашел. Даже у Кураева нет такого полного списка, даже по всей полемике вместе взятой

Ник
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Хм, что-то мне, страшно сказать, аж католичество больше понравилось :)

Хотя бы вот за это:
>Католицизм приписывает человеческому интеллекту несравненно большую ценность, чем Православие. История Католицизма полна примеров включения результатов светской философии в состав Канона. Например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию.

Потому у нас науки вообще не было аж до второй половины XVIII века :(

И развивают свою веру, не стоят на месте. Реагируют, так скз, на вызовы времени ;)

Наличие чистилища как-то немного обнадёживает, опять-таки :D

Плюс у католиков еще орган и готика... Н-да, кажется, еще Чехов писал, что русскому человеку нельзя заходить в католические соборы - не выдержит, веру сменит :D

Из плюсов православия сразу видна разве что оригинальная традиция в иконописи - мощная, если приглядеться (по кр. мере, ранняя, до XVII в.).
А, ну еще священникам, чёрному духовенству, жениться можно - не изымают мужиков из оборота, обедняя как женщин, так и генофонд нации :D
   
+
-
edit
 

RUS_7777

опытный

Исторически так сложилось, апостолы организовали церкви, со временем связи потерялись между церквями, да еще был был период, православие было частью государства, в Византии, Россиии, церковь подчинялась правителям. В католиков, Папа Римский, и над ним, среди земных обитателей, никого выше нету.
   
US Машинист #06.01.2007 11:24
+
-
edit
 
Всё-таки забавно, что люди веру выбирают в значительной степени из-за нравится/не нравится.
Ну вот кто сказал, что, к примеру, тот же кальвинизм - это плохо? Может, это как раз справедливо - жЭчь людей в аду за то, что "ну не нравишься ты мне, и всё!"(с) :)
Кто сказал, что бог - добр в нашем понимании этого слова? Кто сказал, что он должен относиться к людям так, как он хочет, чтобы люди относились друг к другу? Может, он считает, что после смерти все должны попадать в ад, включая младенцев, или ещё что-нибудь в этом роде. Много ли людей в такое поверит? Немного, потому что неприятно. Хоть права на существование у такой религии же, сколько у остальных.
   
RU riven-mage #06.01.2007 12:15
+
-
edit
 

riven-mage

опытный

Машинист> Всё-таки забавно, что люди веру выбирают в значительной степени из-за нравится/не нравится.
Машинист> Ну вот кто сказал, что, к примеру, тот же кальвинизм - это плохо? Может, это как раз справедливо - жЭчь людей в аду за то, что "ну не нравишься ты мне, и всё!"(с) :)
Машинист> Кто сказал, что бог - добр в нашем понимании этого слова? Кто сказал, что он должен относиться к людям так, как он хочет, чтобы люди относились друг к другу? Может, он считает, что после смерти все должны попадать в ад, включая младенцев, или ещё что-нибудь в этом роде. Много ли людей в такое поверит? Немного, потому что неприятно. Хоть права на существование у такой религии же, сколько у остальных.

Эхх...очередная попытка измерить веру логикой.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Машинист> Всё-таки забавно, что люди веру выбирают в значительной степени из-за нравится/не нравится.
riven-mage> Эхх...очередная попытка измерить веру логикой.

Сложный вопрос - кто кого выбирает. Человек религию, или религия человека.

2Fakir
В Христианстве Свобода Воли - одна из фундаментальных ценностей.
Поэтому поклал бы я с прибором на интеллект :D и если бы сдуру (!) стал бы "выбирать", то обратил бы внимание в первую очередь на следующее:

Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету....
Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть...

Это ВАЖНЕЕ - а с наукой там и техникой - всегда можно разобраться, тем более, что православие просто не вмешивается в процесс - лучше водки всё равно ничего не изобретут :D

Ник
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
А вот обобщенный, т.с. синтетический взгляд на христианские церкви от диакона Кураева. После подробного разбора полетов, это эссе скорее исторически-интуитивистское, чем логическое:
Три конфессии составляют сегодня христианский мир. Православие, Католичество, Протестантизм. Каждая из них несет в себе печать той эпохи, в которую она сложилась.
Православие – это античное христианство. Мы – старообрядцы Европы: мы верим так, как европейцы тысячу лет назад. Мы – Европа Боэция, Августина, Тертуллиана, Амвросия. Православие – это то прочтение Евангелия, тот образ жизни во Христе, который сложился в эпоху поздней античности.
Когда греческая философия достигла своего зенита в Плотине, в тот век и в том же городе творил человек, именуемый «отцом православного богословия» – Ориген. Св. Василий Великий и св. Григорий Богослов успели окончить афинский (еще языческий) университет прежде его заката и успели посоветовать своим ученикам взять в свой христианский путь великих языческих авторов28.
Именно IV век был центральным в истории православия – это и «золотой век святоотеческой письменности», и время принятия Символа Веры, время рождения монашества и окончательного оформления структуры церковного организма. До эпохи нашествия варваров христианство успело найти свои основные формы, сохраненные в Православии в основном и доныне настолько, что даже по наблюдению А. Гарнака – знаменитого протестантского историка Церкви – Православие с тех пор не менялось: «Я попрошу вас пропустить столетия и перейти к рассмотрению греческой церкви в том ее виде, в котором она существует теперь, который остался в ней существенно неизменным в течение более чем тысячи лет. Между третьим и девятнадцатым веком в церковной истории Востока мы не видим какой-либо глубокой разницы… Очевидно, народы, принадлежащие к православию, не переживали с тех пор ничего такого, что могло бы сделать для них церковь несносной и заставить их потребовать реформ» 29.
Гарнак об этом говорит с интонацией уничижения: вот, мол, православные так и не двинулись вперед за полтора тысячелетия. И все же даже он поражен загадкой неизменности Православия. Настолько «впору» оно пришлось грекам и славянам, что все попытки церковных реформ приходилось навязывать народам сверху – и все они после первых десятилетий успехов все же так и гасли в толще церковного народа. «Русь не просто приняла христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названье жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его постам – свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странникам – свой кров и хлебушек… Только всего и нужно было: возродить этот прежний „святой дух“ Руси, дать выйти ему из дремного замиранья»30. Конечно, жила Церковь, конечно менялись обстоятельства и формы ее жизни. Но организм ощутимо тот же – во всех столетиях. Но духовные гены – те же.
Сравнив беседу «О смысле христианской жизни» святого XIX века Серафима Саровского или сборник речений преп. Силуана Афонского (ХХ век) с беседами преп. Макария Египетского (IV век) или Игнатия Богоносца (II век), можно согласиться с замечанием О. Мандельштама о том, что «у каждой истинной книги нет титульного листа». Православный (не-богослов) может читать Златоуста – и даже не догадываться о том, в каком веке жил этот учитель; он будет читать Ефрема Сирина и не осознавать, что держит в руках труд не грека и не русского, а сирийца… Вообще это действительно чудо – что при всей очевидности герменевтического закона «каждый понимает по-своему», православная экзегетика смогла сохранить свою самоидентичность на протяжении двух тысячелетий и на пространстве десятков народов и культур. Чудо состоит в том, что, будучи образом миропонимания, взращенным в совершенно определенной и специфичной культурной среде (Восточная Римская империя), православие смогло не остаться в ней, а пройти сквозь совершенно иные культурные условия. Византия осталась в прошлом. Церковь живет и после Византии.
Но пока Византия была, она (точнее – «Восточная Римская империя») продолжала оставаться восточной звездой в темных веках Европы. Когда после варварских нашествий связь Европы с античностью ослабла, Византия продолжала оставаться оплотом римской государственности и эллинской мысли. Философ и историк средневековой культуры Лев Карсавин писал, что «с самых начал своих западная церковь отстала от восточного умозрительного богословия, что обыкновенно объясняют умственною отсталостью Запада вообще. Психология, этика, учение об обществе, о государстве Божием – таковы главные вопросы, занимавшие западную мысль. Очень быстро догматическая жизнь Запада упрощается, становится элементарной, и Августин переводится на язык Григория Великого. На долгое время все христианское учение на Западе как бы превращается в „fides implicita“ (лат. „подразумеваемая вера“ – А. К.), и это происходит в тот самый момент, когда на Востоке идет напряженное изучение самых трудных и основных вопросов догмы»31.
Даже когда через арабов, завоевавших многие культурные сокровища Византии, Запад получил-таки Аристотеля и античных философов (никогда не терявшихся в православном мире -спец. для Fakira :)); даже когда множество греческих интеллектуалов убежало на Запад, спасаясь от мусульманского нашествия и неся с собою дух Эллады и книги отцов Древней Церкви; даже когда в самой Западной Европе началось брожение Возрождения; даже когда Запад начал воспринимать Православный Восток как «раскольнический» и «еретический», – даже тогда в восприятии лучших умов Запада Константинополь оставался городом загадочных духовных и культурных сокровищ. 12 июля 1453 года, через месяц после падения Константинополя, Эней Сильвий Пикколомини, будущий папа (1458-1464) писал папе Николаю V: «Но что за чудовищная весть, только что принесенная из Константинополя? Стыдно жить… Скорблю о бесчисленных базиликах святых, построенных с дивным искусством, а теперь обреченных на руины или магометанскую скверну. Что скажу о книгах, которых там без числа, латинянам еще неизвестных! Увы, имена скольких великих мужей теперь будут утрачены! Это вторая смерть Гомеру, вторые похороны Платону. Где теперь будем искать творения философов или поэтов? Иссяк источник муз. Вижу одновременно уничтожение веры и науки»32.
Католичество по основным своим чертам – это средневековое восприятие христианства. Властность, юридизм, стремление заковать Церковь в латы схоластического разума, канонических предписаний и папского авторитета 33. В отличие от православного мира, католичество последние сто лет испытывает ощущение неудобства от своей старины и пробует «обновляться»34. Часть этих реформ явно идет католикам на пользу; часть, по моему ощущению, – во вред. Во всяком случае, во второй половине ХХ века в католическом богословии появилась плеяда блестящих мыслителей, поставивших своей целью прорваться сквозь стену средневековой схоластики к антично-христианскому наследию, к Отцам первых веков, то есть – к Православию (это прежде всего Ив де Конгар, Анри де Любак, Жан Даниелу, Луи Буйе, Ганс Урс фон Бальтазар). Если еще в середине нашего века папа Пий XII требовал от ватиканского официоза «Оссерваторе романо», чтобы писали не православные, а так называемые православные или в кавычках35, то после Второго Ватиканского Собора католической церковью на официальном уровне практически сняты все вероучительные претензии в адрес православия. Католик может без всяких укоров совести читать православный символ веры. Католическая церковь признает, что православие сохранило неизменными древнехристианскую веру и образ благочестия. Обвинений в ереси со стороны католиков нам более не выдвигается. Так осуществилось то, о чем мечтал в прошлом веке св. Иннокентий Херсонский36.
В православии же существуют два образа католичества. Один – это образ обновленного католичества, на православный вкус слишком много уступившего духу секуляризации37. Слишком много светской идеологии, светской психологии и политики в жизни современной католической церкви. Не догматы, но стиль жизни более различает нас сегодня и вызывает недоумение православных. Отстраняя от себя черты прежнего, средневекового католичества, католические реформаторы приобрели немало таких черточек, которые не сделали их более близкими в православном восприятии.
При этом в православии хранится память и о прежнем, средневековом образе латинства. В таком случае различие православия и католичества может, например, ощущаться изнутри православной традиции так: «Непомерное развитие схоластики в вероучении и художественных форм в церковнослужении не спасло католической Церкви, этой блудной дочери христианства, – пишет В. О. Ключевский, – ни от богохульного папства с его учением о видимом главенстве и непогрешимости, ни от мерзости религиозного фанатизма с его крестовыми походами на еретиков и инквизицией, явлениями, составляющими вечный позор католицизма . Люди, о которых идет речь (славянофилы – А. К.), никогда не были за такую Церковь: они слишком прониклись духом своей строгой матери, учащей „пленять разум в послушание веры“, чтобы сочувствовать учению другой Церкви, внушающей „пленять его в послушание чувства“… Они никогда не были за Церковь, в которой Слово Божие слишком заглушается человеческими звуками, живая и действенная истина поочередно анатомируется схоластикой и гальванизируется религиозным фурором, и вера тонет в море форм и впечатлений, возбуждающих воображение и поднимающих страсти сердца… Они ценят дух своей Церкви, предлагающей сознанию человека чистую божественную мысль, как она высказана в простоте евангельского рассказа и в творениях первоначальных церковных учителей – мысль, не закрытую для человеческой веры схоластическими наслоениями и не разбавленную поэтическими развлечениями и декорациями. Ее обряд, скудный художественным развитием, всегда трезв и не туманит, не пьянит верующей мысли… Этих характеристических свойств православия не могут не ценить люди, не любящие жертвовать чистой созерцаемой религиозной истиной возможно красивому ее выражению, возбуждающему наиболее приятные законные ощущения – люди, привыкшие не терять из-за негармоничного голоса одинокого дьячка нити воспоминаний, вызываемых его чтением и пением, – и пусть указывают им на неразвитость православного церковного искусства или на недостаток пропагандистской энергии, также характеризующих нашу Церковь, – они не посетуют ни на то, ни на другое, зная, что с Церковью связаны у человека потребности повыше художественных и что не какое бы то ни было насилие, нравственное или физическое, лежит краеугольным камнем в ее основании. Потому-то так крепко стараются они держаться за церковные догматы и формы в их первоначальном, чистом виде, какой они находят в православии»38. Впрочем, фраза о неразвитости православного искусства – слишком от своего времени (еще не открывшего для себя мир русской и византийской иконы, равно как и богатейший мир древнерусских церковных распевов) и от западнического европоцентризма, от которого не был свободен по сути ни один светский русский мыслитель прошлого века.
Немцы, поднявшие бунт против папства на полтысячелетия позже греков и славян, создали протестантизм. Увы, Лютер появился через сто лет после того, как пал Константинополь и с ним великая школа византийского богословия. Отцы протестантизма вступили в переписку с патриархами восточно-православной Церкви, надеясь найти у них богословие иное, чем то, что было знакомо им по католичеству. Лютер, начиная полемику с папством, с надеждой всматривался в мир восточного христианства: «Ни Собор Никейский, ни первые Отцы Церкви, ни древние общины Азии, Греции, Африки не были подчинены папе; да и сейчас на Востоке существуют истинные христиане, у которых епископы Папе не подчинены… Не вопиющая ли несправедливость – извергать из Церкви и даже из самого неба такое великое множество мучеников и святых, какими в течение четырнадцати веков прославлена Восточная Церковь?»39.
Если бы Лютер был современником великого Григория Паламы (XIV век), история мира была бы иной… Но в середине XVI века восточные богословы уже несколько десятилетий учились лишь по западным схоластическим учебникам. И потому протестанты увидели в полученных ответах православных не несомненный голос древности, а лишь разбавленное латинство («католичество без папы»)… Протестантизм тогда не узнал, что можно быть в традиции, и при этом в традиции радикально иной, чем латинская схоластика40. Не встретив православия на современном ему Востоке, протестантизм пошел своей собственной дорогой.
Не найдя дороги к раннехристианскому прошлому, протестантизм стал всего лишь порождением современной ему эпохи. Лютеранство, кальвинизм, англиканство – родом из «эпохи буржуазных революций». А тот протестантизм, что сегодня известен в России (баптизм, адвентизм, пятидесятничество) еще современнее: это всё родом из совсем недавнего и «прогрессивного» XIX века. Но это не комплимент. Невелика честь быть плодом эпохи духовного упадка, секуляризации и материалистического культа потребления.
По религиозному признаку все культуры можно разделить на «сотериологические» и «гедонистические»41. Первые ищут спасения (по-греч. «спасение»); последний смысл человеческой жизни они полагают по ту сторону смертного порога, и саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как «подготовление к смерти», как искусство умирать… Другие (гедонистические, от греч. (наслаждение) видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в пределах земной жизни, безотносительно к грядущей Вечности, с максимальным комфортом устроиться на земле. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», – так итожил мироощущение подобных людей ап. Павел. Можно симпатизировать одному жизненному укладу или другому, но нелогично ожидать религиозных откровений и религиозного учительства от гедонистической, по сути материалистической цивилизации.
К первому типу культур относятся Египет и Индия, средневековая Европа и Россия. Во второго рода цивилизации живем мы сейчас… Нужны доказательства? Но можно ли возразить горьким словам сербского богослова архим. Иустина (Поповича): «Еретические народы нашего времени отвели Христу последнее место на трапезе этого мира, как последнему нищему, тогда как на первые места посадили своих великих политиков, писателей, философов, легендарных героев, ученых, финансистов и даже туристов и спортсменов. Если бы Европа осталась христианской, то хвалилась бы Христом, а не культурой. И великие народы Азии и Африки, хотя и некрещеные, но духовно настроенные, это понимали и ценили, ибо каждый из этих народов хвалится своей верой, своими божествами, своими религиозными книгами – Кораном, Ведами и др. Не хвалятся они лишь делами рук своих, своей культурой, но тем хвалятся, что считают высшим себя, действительно наивысшим в мире. Только европейские народы не хвалятся ни Христом, ни Его Евангелием, но своими смертоносными машинами и дешевыми фабриками, и последствия этого самохвальства таковы, что все нехристианские народы возненавидели Христа и христианство. Возненавидев плоды Европы, возненавидели и европейского Бога. Но Европу и это не волнует, ибо она прежде всех возненавидела и отвергла своего Бога… Ты – Азиат, сказала Европа Христу в своей многовековой уже тяжбе с Ним»42.
И если из гедонистической цивилизации можно заимствовать сантехнику и кулинарию, то вряд ли столь же успешен будет импорт ее религиозных представлений. «Маленькие мы, но большая у нас идея и светлое осенило нас видение. Мелкие бесы ходят около нас и хотят в тьму своей мелочности затянуть, чтобы померкло все, светившее нам, и маленьким стало бывшее в нас великим», – так выглядит встреча двух этих цивилизаций из мира религиозного43. А В. Марцинковский, замечательный русский миссионер начала века, рассказывал, что как-то одна американская фирма в Китае предложила миссионеру перейти к ней на работу в качестве переводчика. Деньги предлагались большие. Миссионер отказался. На вопрос, не показалась ли ему недостаточной предлагаемая оплата, он ответил: «Деньги-то большие. Да дело больно маленькое».
Сама Реформа когда-то рождалась в муках, рождалась как протест против «прирученного» христианства. Но, даже с симпатией вспоминая «романтику» Реформы, можно ли не замечать того, что произошло затем? – «Дальнейшее хорошо известно. Христианство „восстановилось“ на новом, комфортабельном и безопасном уровне. Кажется, Тиллиху принадлежат слова об удобном, уютном Боге, ничего не требующем, всегда готовом спасти тебя, хоть ты вовсе того и не желаешь… А „мгновение внезапно разразившейся Истины“… – оно исчезло, растворилось где-то там, в доисторической мгле. Оно тревожило пару чудаков, атавизм среди добрых христиан, невозмутимо, с деловой пунктуальностью отмечающих Воскресенье доброго Бога, гаранта здоровья и коммерческих успехов, хранителя домашнего очага…», – так пишет Валерий Сендеров о религии сегодняшних европейцев44.
«Всегда и большинство ищет пассивной спасенности, приобретения даров духовной жизни без самой жизни. Всегда и везде большинство рассчитывает купить Св. Духа», – говорил о. Павел Флоренский45. Европа новейшего времени, всюду ищущая развлечений, сделала из религии Распятия повод для «чувства глубокого удовлетворения»: «ты только признай, что за тебя долг уже заплачен, и продолжай твой бизнес, ибо местечко на Небесах тебе уже готово!». Но может ли быть большая подмена? И не есть ли это всего лишь выдача уже не частной, как бывало у католиков, а тотальной индульгенции за счет «заслуг Христа»?
Против этой покупки спасения обрядовым благочестием протестовал Лютер. Но в конце концов протестантизм лишь назначил еще более низкую цену в этой торговле – «просто вера». Боже, если бы Лютер видел, как его муки в обретении веры превратятся в дешевую уверенность нынешних протестантов, в «занудно бубнящий мятеж»46. Если бы Лютер увидел, как выстраданную им веру рекламируют как залог комфортабельного земного устройства! И сегодня уже православная мистика является голосом протеста: мало лишь соглашаться с Евангелием, мало веры, мало собраний и стихов. Нужен еще тяжкий путь духовного восхождения…
И все же массовый американский протестантизм, столь хорошо знакомый теперь россиянам в своих баптистских и адвентистских разновидностях, это – христианство уходящей эпохи. Этот протестантизм из той эпохи, которая называлась «Новым временем» и выразила себя в культе «Просвещения» и рационализма (до некоторой степени это же можно сказать и о более ранних формах протестантского движения). Примитивное эстетическое чувство. Нарочитое морализаторство. Отсутствие ощущения Традиции и Церкви (индивидуализм). Нечувствительность к мистике и таинству. «Все, что не поучает, должно быть отброшено, хотя бы в нем ничего плохого и не было», – утверждает Ж. Кальвин47. Человек становится одномерен, он сводится к рассудку, к изготовителю и потребителю ясной и отчетливой – «поучающей» – религиозной информации.
Но сегодня из мира нейтрально-безрелигиозного, светского либерализма и просветительства мы входим в мир нового религиозного мироощущения. Маятник мировой истории прошел от точки религиозного напряжения в эпоху Реформации к религиозному минимуму ХХ века, и в канун XXI века явно входит в зону новой религиозности, в которой пока задают тон антихристианские течения.
Более «современными» (в смысле еще более подверженными влиянию духа современности) на сегодняшний день оказались протестантские движения так наз. «третьей волны»: харизматические движения, на которые с практически равным ужасом смотрят и православные, и католики, и обычные протестанты. Эпоха неоязычества, эпоха оккультных вкусов по своим рецептам создала себе и соответствующую разновидность «христианства» – со столь же легкими и массовыми чудесами, видениями и исцелениями. Стоит «чудотворцу» «Слова жизни» взмахнуть пиджаком – и вот уже десятки людей падают на пол, сраженные силой «святого духа». Джон Уимбер, один из основателей харизматического движения, так описывает одну из практик своего движения (под названием «покой в Духе»): «Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или на животе по нескольку часов, известно нам не только из сообщений истории Церкви. Он случается часто и в наши дни. Случается, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. Случаются ситуации весьма драматические, когда так падает пастор или духовный руководитель. Как правило, многие действительно повергаются в Духе ниц и продолжают лежать на животе. Были случаи, например, когда один пастор на протяжении почти часа бился ритмически головой о пол»48.
Классический протестантизм недостаточно приспособлен к оккультным модам «эры Водолея», и потому не будет распространяться беспрепятственно и легко. Он был слишком «современен» сто лет назад, и потому сегодня становится слишком устаревшим: богословие, как и литература и мода, если стремится быть современным, очень быстро оказывается устаревшим. А харизматические секты, растущие поразительно быстрыми темпами именно в силу своей созвучности оккультным потребностям сегодняшнего общества, явно не противостоят оккультизму, но всего лишь являются его передовым отрядом. Понятно, что оккультизм, слегка замаскированный под христианство, с оккультизмом уже прямо антихристианским всерьез бороться не будет. Слишком легкие чудеса и там и там, и от слишком странной, слишком анонимной «силы» они в обоих случаях исходят. Значит, не от протестантов-харизматов ждать противодействия неоязычеству.
Когда я говорю о противодействии оккультизму – я не имею в виду лишь издательскую, лекторскую и просветительскую деятельность. Лекциями сатану, сорвавшегося с цепи, не остановишь. Оккультисты призывают к себе нечеловеческие «силы» и «энергии», «духов» и «иерархии». Борьба с атеизмом была борьбой просто с человеческим заблуждением, это была дискуссия с людьми. Борьба с оккультизмом – это уже борьба с тем, что страшнее невежественного человека и сильнее взвода лекторов-агитаторов. Надо не просто предупредить человека: «не связывайся!». Надо защитить его от того зла, что причиняется и призывается теми, кто живет вокруг него. И освящение его квартиры здесь будет не менее важно, чем вручение ему брошюр о вреде оккультизма. Брошюра защитит его от собственного греха. А от греха соседки? А просто от хулиганства «барабашек» и иных «мелких бесов»? Человек, вновь опущенный в мир бытового оккультизма, снова ощутил и потребность в реальной, сверхсловесной защите от духовной реальности зла. Православное убеждение в том, что людей надо реально, энергийно защищать от сил зла, от бесов, сегодня мощно подтверждается с противоположной стороны: самими теоретиками и практиками язычества49.
Мало говорить о Христе. Мало верить в Христа. Нужно пропитать себя благодатными энергиями Христа. Человеческие действия, призывающие в наш дольний мир энергии мира горнего, называются обрядами. Та самая развитая и пышная обрядность православия, в которую было выпущено столько ядовитых стрел в эпоху рассудочного просветительства, сегодня открывает свой над-педагогический смысл. Обряд – не просто проповедь в жестах и гимнах. Обряд есть освящение материи, освящение мира. Это вытравливание из мира коррозии смерти и новое насыщение его токами Истинной Жизни. Да, православие есть религия священного материализма. Да, наша главная религиозная задача – вовсе не перевоспитание мира, не моралистика и не построение философских систем. Главная задача Церкви, как понимает ее православная традиция, – простереть благодатный покров над миром человека. Наша главная жизнь – в обряде, в той практике, которая привлекает защиту Горних сил над нашим миром, отравленным энтропией и смертью. И много раз мне доводилось убеждаться в мудрости совестного инстинкта русского человека: даже обращенный в протестантизм и регулярно ходящий в протестантские лектории, в минуту действительной боли, действительного искушения духовным злом – он бежит все же к православной святыне…
Интерес к восточной мистике и аскезе вдруг выявил бедность традиционного протестантизма именно в этой области человеческой жизни. И тут оказалось, что то, что в прошлом веке казалось в православии самым архаичным, отжившим и ненужным, к конце ХХ века стало самым актуальным и нужным. Оказалось, что огромная аскетическая практика есть не только в Тибете. Монашество, отвергнутое в христианстве протестантами (когда монах Лютер женился на монахине), сохранилось не только в Индии. И колдовство оказалось не просто «грехом» (в смысле нарушения библейского запрета), не просто субъективной ошибкой, а чем-то гораздо более реальным.
Протестантизм вырос в христианском мире, в мире, в котором уже не было реального язычества, и потому он не смог разглядеть духовную необходимость тех сторон православия (и католичества), которые сформировались в эпоху первохристианской борьбы с языческим миром. Он потерял ощущение земли как планеты, оккупированной силами зла, и потому лишь смеялся, читая в православных молитвословах молитвы «на освящение всякой вещи». Сегодня же уже тысячи людей, прежде далеких от всякой религиозности, готовы подтвердить, что дом действительно надо освящать, что святая вода есть не просто бабушкино суеверие и что иконы в доме не просто настенное украшение.
У православия же есть опыт жизни в антично-языческом обществе. И поэтому оно сможет дать защиту и ответ там, где окажется бессилен протестантизм. Христианство «Эпохи Водолея», «Новой Эры», «Эпохи Матери мира», «Эпохи Будды-Майтрейи» и прочих «эпох», под которыми неоязычники имеют в виду эру своего пред-антихристова торжества – это именно Православие.


http://lib.fictionbook.ru/.../kuraev_protestantam_o_pravoslavii.html

Ник
   
+
-
edit
 
RU flogger11 #07.01.2007 20:32
+
-
edit
 

flogger11

втянувшийся

Fakir> А, ну еще священникам, чёрному духовенству, жениться можно - не изымают мужиков из оборота, обедняя как женщин, так и генофонд нации :D
"Черному" духовенству нельзя жениться. :) Женится можно "белому"(до принятия монашества).
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆


...для русской традиции, где писцам было принято не подписываться, в отличие от Запада. Это одно из крупных отличий между православием и католицизмом – подписывался ли автор художественного произведения или текста под ним. Православие, как известно, очень подавляло желание автора поставить свое имя, поэтому в большинстве случаев имя отсутствует.
 
   

MoRa

аксакал
★☆
Лично для меня православие является единственным, пожалуй, приемлимым "подвидом" христианства...

ЗЫ Нику очередной решпект.
   
RU RUS_7777 #18.03.2007 15:15  @Машинист#06.01.2007 11:24
+
-
edit
 

RUS_7777

опытный

Машинист> Всё-таки забавно, что люди веру выбирают в значительной степени из-за нравится/не нравится.

Если бы так было, уже сознательный, начинаешь разбираться, а так по месту рождения религию выбирают, или в семьи, к которой родился, что исповедуют исповедуют, тем и становишься. да и перейти из одной в другую веру иногда чревато тяжелыми последствиями. В исламских странах, за переход из ислама в другую религию и убить могут, за переход в другую религию полагается смертная казнь. В индусов тоже какие то наказания есть.
   
RU RUS_7777 #18.03.2007 15:23  @Wyvern-2#06.01.2007 13:14
+
-
edit
 

RUS_7777

опытный

Wyvern-2> А вот обобщенный, т.с. синтетический взгляд на христианские церкви от диакона Кураева. После подробного разбора полетов, это эссе скорее исторически-интуитивистское, чем логическое:
Wyvern-2> Три конфессии составляют сегодня христианский мир. Православие, Католичество, Протестантизм. Каждая из них несет в себе печать той эпохи, в которую она сложилась.
Wyvern-2> Православие – это античное христианство. Мы – старообрядцы Европы: мы верим так, как европейцы тысячу лет назад. Мы – Европа Боэция, Августина, Тертуллиана, Амвросия. Православие – это то прочтение Евангелия, тот образ жизни во Христе, который сложился в эпоху поздней античности.
Wyvern-2> Когда греческая философия достигла своего зенита в Плотине, в тот век и в том же городе творил человек, именуемый «отцом православного богословия» – Ориген. Св. Василий Великий и св. Григорий Богослов успели окончить афинский (еще языческий) университет прежде его заката и успели посоветовать своим ученикам взять в свой христианский путь великих языческих авторов28.
в нашем православии тоже можно найти изменения, те же гонения на старообрядцев, церковь была подчинена государству, был период, была разогнана, вновь по указу гонителя церкви создана, и т.д.
   
MD Wyvern-2 #19.03.2007 12:05  @RUS_7777#18.03.2007 15:23
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
RUS_7777> в нашем православии тоже можно найти изменения, те же гонения на старообрядцев...

Страрообрядцы - "обратный" термин, реформы РПЦ, против которых были старообрядцы - это реформы "наоборот".
Т.е. с течением времени в обрядах накопились ошибки. Церковь подняла старые, византийские книги - и привела систему обрядов к ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ варианту.
Старообрядцы же продолжали настаивать на ОШИБОЧНОМ варианте -просто из за инерции.

Церковь за госудасртво не ответчик. С точки зрения РПЦ ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ -от Бога и ей следует подчиняться.

Ник
   
RU RUS_7777 #19.03.2007 17:35  @Wyvern-2#19.03.2007 12:05
+
-
edit
 

RUS_7777

опытный

RUS_7777>> в нашем православии тоже можно найти изменения, те же гонения на старообрядцев...
Wyvern-2> Страрообрядцы - "обратный" термин, реформы РПЦ, против которых были старообрядцы - это реформы "наоборот".
Wyvern-2> Т.е. с течением времени в обрядах накопились ошибки. Церковь подняла старые, византийские книги - и привела систему обрядов к ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ варианту.
Wyvern-2> Старообрядцы же продолжали настаивать на ОШИБОЧНОМ варианте -просто из за инерции.
и те и другие считают себя православными, и обвиняли друг друга в нарушении правил
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
Хых, забавные текстики. :D Ник, ты хоть и православный, но вроде врач, да? Диагноз поставишь? :F
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
AidarM> Хых, забавные текстики. :D Ник, ты хоть и православный, но вроде врач, да? Диагноз поставишь? :F

Кому? (себе то я уже поставил ;))

Ник
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
...римско-католическая церковь в эпоху средневековья представляла собой, по определению Ф.Энгельса, наивысшее обобщение и санкцию феодального строя.
"Ясно, что при этих условиях - пишет Энгельс - все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные - социальные и политические - доктрины должны были по преимуществу представлять из себя и богословские ереси."
"Всякая борьба против феодализма - пишет он в другой работе, - должна была тогда принимать религиозное облачение..."
Поэтому не следует удивляться и тому сугубо религиозному облачению, которое приняла борьба Константина и Мефодия с немецким духовенством за славянскую народную культуру и письменность. Не следует удивляться и тому, что эта борьба внешне сводилась к защите богослужебных книг и богослужения на понятном населению Моравии славянском языке.
 
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
>Кому?
Кому-нибудь! :P Хочешь - автору-компилятору всего текста, хочешь - авторам отдельных пунктов.

>(себе то я уже поставил ;))
Да?! Оччень интересно. И диагноз, и лечение. :D
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
>>Кому?
AidarM> Кому-нибудь! :P Хочешь - автору-компилятору всего текста, хочешь - авторам отдельных пунктов.
>>(себе то я уже поставил ;))
AidarM> Да?! Оччень интересно. И диагноз, и лечение. :D

Лечения не требует ибо является вариантом нормы :) остальное врачебная тайна ;)

А насчет себя ты спокоен? ;) Или может всё же полечишься? :F

Ник
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
>...остальное врачебная тайна ;)
Ну, не такая уж и тайна. :D Вот погляди, например:

RUS_7777>в нашем православии тоже можно найти изменения, те же гонения на старообрядцев, церковь была подчинена государству, был период, была разогнана, вновь по указу гонителя церкви создана, и т.д.
Wyvern-2>Страрообрядцы - "обратный" термин, реформы РПЦ, против которых были старообрядцы - это реформы "наоборот".
Что имеем? Похер, "наоборот" или нет (кстати, когда в среде духовенства начинают делить власть, часто орут о возврате к истокам истинной веры - фундаментализм). Важно, что различие появилось, и неважно когда.

>Т.е. с течением времени в обрядах накопились ошибки. Церковь подняла старые, византийские книги - и привела систему обрядов к ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ варианту.
Старообрядцы же продолжали настаивать на ОШИБОЧНОМ варианте -просто из за инерции.
Может и так, может и наоборот. В любом случае, разбираться в этом надо не у старообрядцев и не у РПЦ. Ты обязан признать различие вслух, ты ж доктор, тебе еще людей лечить надо. Твой мозг тебе нужен. А тебе попы говорят, что никаких изменений в православии нет. В итоге ты знаешь, что изменения были, не отрицаешь в одном месте, но продолжаешь гнуть линию "их не было". :D

Врачебная тайна, говоришь? :F

>А насчет себя ты спокоен? ;) Или может всё же полечишься? :F
Более-менее спокоен. Лечиться пока не вижу необходимости. :P Возникнет необходимость - обязательно подлечусь.

>Церковь за госудасртво не ответчик. С точки зрения РПЦ ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ -от Бога и ей следует подчиняться.
Неправда. И вообще вранья в приведенном ИМХО хватает.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
>>Церковь за госудасртво не ответчик. С точки зрения РПЦ ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ -от Бога и ей следует подчиняться.
AidarM> Неправда. И вообще вранья в приведенном ИМХО хватает.

А попобдробней? А то нехорошо как то - ОБЛЫЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ называется :F

Ник
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
>А попобдробней?
В смысле? Типа РПЦ не считала ту же советскую власть властью антихриста, не воевала с ней? Это я так, для примера. Не говоря уже о том, что власть антихриста, которая якобы настанет с началом армагеддеца уж точно не от бога. :D

>А то нехорошо как то - ОБЛЫЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ называется :F
Да я вообще ужасно нехороший. :P Например, я видел, как именно православное чмо в рясе пыталось с умным видом притянуть за уши научные факты как якобы подтверждающие правильность его религии. :D А в приведенном тобой тексте говорится, что Православие этого не делает. Кто такой Православие, я не знаю :D , но проправославные мозгомойцы, если им хочется, это делают. Лично видел. И клал я не чьи-то верования в обратное с пробором, для меня факт важнее. :P

Ужасно лень разбирать весь текст. Так что я лучше пообвиняю, да пооблыжнее.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru