Реклама Google — средство выживания форумов :)
Далее последовало десятилетие совместной работы конструкторов, переговоров политиков и финансистов. В 76-м году лайнер впервые перешел звуковой барьер с сотней пассажиров на борту. Он летал и в Азию, и в Южную Америку, но в итоге самым прибыльным оказался единственный маршрут — в Нью-Йорк.
26 лет безаварийных полетов. Но в июне 2000 года при взлете в Париже кусок от шины шасси пробивает бак Конкорда, единственное, что успевает сделать пилот — увести самолет от жилых кварталов. Гибнут 113 человек. Наряду с общим экономическим спадом в мире, катастрофа привела к отказу многих от полетов на оставшихся 12 сверхзвуковых лайнерах.
В 1976 г. «Конкорды» начали регулярные коммерческие рейсы с пассажирами на борту. Английские сверхзвуковые лайнеры летали из Лондона в Бахрейн, а французские по маршруту Париж — Рио-де-Жанейро.
С мая 1976 г. «Конкорды» начали регулярные полеты в Вашингтон. Эксплуатация «Конкордов» с самого начала не приносила прибыли. Самыми удачными были заполненные трансатлантические рейсы. В первые годы расходы на сверхзвуковые лайнеры брали на себя правительства Франции и Великобритании. Но билеты все равно были слишком дороги, в результате чего все рейсы, кроме трансатлантических, были свернуты.
Чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой, «Конкорду» сначала требовалось 4 часа, потом — около 3. В феврале 1996 г. «Конкорд» долетел из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа 52 минуты 59 секунд.
За 20 лет эксплуатации лайнеров «Конкорд» (с 1976 по 1996 г.) было перевезено 3,7 млн пассажиров при налете 200 тысяч часов. «Конкордами» летали королева Великобритании Елизавета Вторая, королева-мать Елизавета, музыканты Пол Маккартни и Мик Джаггер, актеры, спортсмены, политики. В эксплуатации лайнеры считались надежными машинами.
Первая и единственная катастрофа «Конкорда» произошла 25 июля 2000 г. вскоре после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы «Конкорда», пришла к выводу, что причиной трагедии стала отвалившаяся деталь американского аэробуса «Дуглас ДК-10″, который взлетел с той же полосы перед «Конкордом». Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре взлетно-посадочной полосы, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей.
Ну и «звезда» данного конкурса — Starship. Да, этот корабль выделяется всем, начиная размерами и заканчивая функционалом.
Начнём с того, что рассмотренные нами ранее варианты кораблей являются лэндерами и на нечто большее, чем полёт между Луной и ОЛС не способны. Лунная версия Starship представляет из себя огромный и полноценный корабль, способный курсировать между орбитой Земли и Луной. Огромный запас топлива, огромный объём внутреннего пространства и возможность привезти на поверхность Луны пару гружённых Камазов, с картошкой… Что ещё нужно для счастья?
Особенности
Вообще, проект лэндера SpaceX, честно говоря, способен конкурировать со всей ОЛС в гибкости и перспективах.
Пожалуй, главной особенностью является то, что Лунный Starship способен нести в несколько раз больше оборудования, чем вся ОЛС, не говоря про другие лэндеры. К тому же, данный корабль является, пожалуй, единственной системой, способной адекватно доставить на поверхность Луны крупные модули базы или материалы для её строительства, в каких-либо адекватных количествах, учитывая то, что каждый грузовой лэндер придётся запускать заново, а старые оставлять на поверхности Луны…
Лунный Starship же может «подбирать» грузы на орбите Земли и транспортировать их на Луну самостоятельно. К тому же, Лунная версия Starship сможет получить гораздо более высокий уровень обслуживания всех систем, нежели сама ОЛС, не говоря про модули, хотя, те частично одноразовые и многоразовостью в них обладает только жилой модуль. Доставить группу разношёрстных специалистов на орбиту Земли в разы проще, безопасней, быстрее и дешевле, нежели привезти их на туже ОЛС, для её обслуживания.
Конечно, можно заметить, что Starship надо бы заправлять, а это можно делать только на орбите Земли при помощи танкера, запуск которого также не будет дешёвым удовольствием. В тоже время, запуск даже одноразовых систем конкурентов будет дешевле. Но тут же стоит и отметить, что Лунный Starship — это, по факту, станция курсирующая между орбитами Земли и Луны, совершающая посадку на её поверхность, при этом, не требующая существования какой-либо дополнительной инфраструктуры на орбите Луны или систем доставки экипажа (Орион). Что существенно снижает сопутствующие затраты. Сколько тонн груза сможет перевезти Starship за один полёт и сколько понадобится полётов других систем, что бы сделать туже самую работу? Не забывая про активное лоббирование всеми любимой $L$ (SLS), может получиться так, что эти маленькие аппараты будут запускать именно на ней. Тем более, что цена запуска SLS постоянно растёт. Также в сопутствующие расходы для других лэндеров стоит включить не только доставку экипажа на ОЛС и с ОЛС, но и само обслуживание ОЛС. Ведь, по факту, для чего-то, кроме «узла» между Орионами и лэндерами она не сильно-то годиться.