Реклама Google — средство выживания форумов :)
Российская компания, оператор коммерческих пусков, говорит что не ожидает, что новая ракета средней грузоподъемности "Союз-5" будет доступна до середины 2020-х годов, несмотря на использование существующих конструкций и средств.
В интервью во время Международного конгресса астронавтики Евгений Солодовников, директор по продажам ГК "Пусковые услуги", сообщил, что ракета "Союз-5", конструкция которой прошла много итераций, скорее всего, не начнет летные испытания до 2023 года и не начнет коммерческие запуски до 2026 года.
Нынешняя конструкция ракеты включает модернизированный вариант двигателя РД-171, применяемого на первой ступени ракеты "Зенит" и вторую ступень, работающую на варианте двигателя РД-0124, применяемого на ракете "Союз-2". И первая, и вторая ступени будут построены ракетно-космическим центром "Прогресс". "Союз-5" будет использовать существующую разгонную ступень блока ДМ, построенную РКК "Энергия", которая также является генеральным подрядчиком ракеты.
"Союз-5" будет запускаться как с космодрома Байконур в Казахстане, так и с нового космодрома Восточный на Дальнем Востоке России. Солодовников сообщил, что "Союз-5" будет использовать существующую инфраструктуру на Байконуре, изначально построенную для ракеты "Зенит".
"Идея заключается в том, чтобы иметь максимальную совместимость с организационной структурой и инфраструктурой космодрома на Байконуре", - сказал он. Эти объекты включают в себя стартовую площадку и мощности, которые, по его словам, потребуют «определенной модернизации» для размещения кораблей "Союз-5".
Солодовников подчеркнул, что ключевым пунктом разработки "Союза-5" является наследие. «Разработчики максимально поддерживают наследие с помощью доступных систем», - сказал он. Хотя оба двигателя РД-171 и РД-0124 прошли глубокую модернизацию.
Несмотря на это наследие, разработка ракеты все равно займет несколько лет. По его словам, на 2021 год запланирован критический обзор конструкции "Союза-5", после чего начнутся полномасштабные разработки и наземные испытания. Летные испытания начнутся не ранее 2023 года, а коммерческие запуски начнутся в 2026 году.
"Союз-5" - ракета среднего класса, способная в своей нынешней конструкции вывести на стандартную низкую околоземную орбиту 17,3 тонны, а на геостационарную - 5 тонн. "Размер ракеты позволит ей запускать созвездия спутников и при этом иметь возможность конкурировать в секторе GEO", - сказал Солодовников.
Он отказался назвать примерную стоимость ракеты, сказав лишь, что она обеспечит «доступный» диапазон цен по сравнению с существующими и проектируемыми транспортными средствами в этой части рынка. Нет никаких планов, добавил он, по восстановлению и повторному использованию компонентов ракеты в попытке снизить затраты на запуск. ГК не планируете начать активно заниматься маркетингом ракеты для потенциальных клиентов, прежде чем она начнет летные испытания.
Союз-5 восполнит пробел в российских пусковых услугах, утверждает Солодовников. Ракета "Ангара-5", которая еще не приступила к регулярным запускам после длительного периода разработки, будет выводить большие полезные нагрузки. Он добавил, что "Союз-5" не заменит существующий "Союз-2", который по-прежнему будет использоваться для полетов экипажей в космос, а также запусков небольших спутников.
Первая ступень ракеты "Союз-5" также рассматривается в качестве ракеты-носителя для планируемой ракеты большой грузоподъемности, добавил он. Эта ракета будет использовать шесть первых ступеней "Союза-5" в качестве ускорителей для корабля, способного выводить более 100 тонн в LEO (низкая околоземная орбита). Такая тяжеловесная ракета будет готова к летным испытаниям «очень ориентировочно» в 2028 году.
"Сегодня мы с премьер-министром Казахстана обсуждали возможность создания к концу 2022 года так называемого пускового минимума, то есть обеспечить в принципе готовность к началу летных испытаний до конца 2022 года, а не уходить на 2023 год", - сказал он.
Если это получается, отметил Рогозин, то со следующего года начнутся строительные работы по модернизации стартового комплекса от носителя "Зенит" (сейчас - "Назарбаевский старт") под новую ракету "Союз-5".
"Тогда 2022-2023 год - летные испытания "Союза-5", а года через полтора, по мере готовности ракеты "Союз-6", ее летных испытаний с "Назарбаевского старта", - сказал он.
"Баки для первой ступени "Союза-5" уже изготовили, сейчас они проходят испытания", - отметил собеседник агентства. Он не уточнил, как долго продлятся испытания.
"В результате учета всех ограничений соотношение запасов топлива первой и второй ступеней стало неоптимальным. Фактическое соотношение характеристических скоростей ступеней ракеты-носителя "Союз-5" существенно ограничивает ее грузоподъемность", - говорится в тезисах доклада сотрудников РКК "Энергия", опубликованных к научной конференции по космонавтике "Королевские чтения", которые пройдут в Москве с 28 по 31 января.
В текущей компоновке ракета способна выводить на низкую околоземную орбиту 18 тонн груза, но специалисты РКК "Энергия" утверждают, что могут увеличить грузоподъемность до 20 тонн. "Найден максимум массы полезного груза: при увеличении массы заправки на 60 т и тяги на 80 тс (измеряется в тоннах-силы - ред.) масса выводимого полезного груза равна 20,1 т", - говорится в тезисах.
Для повышения грузоподъемности ракеты требуется модернизация стартового стола, чтобы он выдержал увеличенную массу ракеты, а также разработка более мощного двигателя второй ступени ракеты.