Комплекс многоцелевого глубоководного телеуправляемого подводного аппарата (ТПА) рабочего класса ROSUB-6000. Предназначен для проведения научных исследований и выполнения инженерно-технических работ на глубинах до 6000 м с управлением с борта судна.
Основные характеристики:
• Глубина погружения ТПА - 6000 м.
• Размеры ТПА - 2,0х1,5х1,5м; Вес -2500 кг. Полезная нагрузка -150 кг.
• Движительный комплекс: 7движителей (2 маршевых, 2 лаговых, 3 вертикальных).
• Скорость движения: Вперед - до 2.5 узлов; Назад - до 2.0 узлов; Лагом - до 2.0 узлов. Вертикальная, вверх-вниз - до 1.5 узлов.
• Электропитание: 3-х фазное 380 В, 50 Гц.
• Система управления, видеонаблюдения и телеметрии: Управление по курсу, дифференту, крену, глубине, высоте над уровнем дна в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах. Режим самодиогностики / калибровки. Передача данных и видеоизображений на ЦПУ по двум одномодовым оптическим волокнам (всего – 12). • Две цветные и черно/белая CCD-камеры, 2 миникамеры с светодиодными светильниками на манипуляторах. 6 светодиодных и галогеновых светильников.
• Высокоточная система навигации: Инерциальная навигационная система, допплеровский измеритель скорости, датчик высоты, глубиномер, УКБ-ДБ гидроакустическая система навигации, многолучевой эхолот, локатор секторного обзора.
• Манипуляторы: 5-степенной с максимальной нагрузкой - 450 кг, 7-степенной с максимальной нагрузкой - 150 кг.
• Гараж верхнего базирования с 400 метровым кабелем.
• Универсальное спуско - подьемное устройство.
• Три поста управления, дублирование возможностей операторов на центральном пульте управления.
• Комплекс компонуется в четыре морских контейнера.
Опытно-конструкторское бюро Океанологической техники Российской Академии Наук (Россия, Москва) и NIOT (National Institute of Ocean Technology, Ministry of Earth Sciences, Government of India) (Индия, Ченнаи)* в рамках Российско-Индийской программы ILTP (Integrated Long Term Programme), проект А-11.1, выполнило разработку и изготовление мобильного комплекса многоцелевого необитаемого подводного аппарата (НПА) рабочего класса с глубиной погружения до 6000 м, предназначенный для выполнения различных научно-исследовательских и подводно-технических работ.
В период с 14 октября по 17 октября 2006 г. в Индийском океане в точках с координатами 12°49'43.63''СШ; 74°40'13.92''ЗД и 12°22'12.47''СШ; 74°10'07.27''ЗД с борта судна Сагар Канья проведены первые успешные испытания комплекса на глубинах свыше 200м. Глубина испытаний ограничивалась отсутствием на борту судна штатного СПУ. С вводом комплекса в эксплуатацию после глубоководных испытаний Индия становится 5-й страной в мире, обладающей телеуправляемым аппаратом на глубины до 6000м.
A fascinating visit to the @MoesNiot today where I met officials to discuss the importance of protecting our oceans from plastic pollution and see some of the incredible technology developed to explore the ocean depths. @UKinIndia @UKRI_India pic.twitter.com/tUHdTm5z18
— Sam Gyimah 🔶 (@SamGyimah) July 27, 2018
Read about @SamGyimah’s successful visit to India and the announcement of numerous partnership projects across science and tech @UKinIndia @IndiaDST @DBTIndia #IndustrialStrategy https://t.co/7kNaFpcHVl pic.twitter.com/euOa3uDvym
— Dept for BEIS (@beisgovuk) July 30, 2018
Chennai: India's ambition to send men to the deep sea in a submersible vehicle appears to be one step closer to fruition with ISRO successfully developing a design for its crew module, a sphere shaped capsule.
"The design for the manned submersible's sphere has been successfully developed by ISRO. Now it has to be certified and then we will go ahead with the fabrication," Secretary, Ministry of Earth Sciences, Madhavan Nair Rajeevan said.
Interacting with journalists on the sidelines of the silver jubilee celebrations of the National Institute of Ocean Technology here, the top official said that designing the sphere (intended to be built using titanium) involved complex technology.
"ISRO has developed the design and it will be sent to an international agency for certification," he said, adding that the Indian space agency has taken up both designing as well as fabrication -at a later stage- of the sphere.
A three member crew can be accommodated in the sphere, one of the key components of the manned submersible vehicle.
"Work is already on for the deep ocean mission and scientific and technical work has started," he said.
An MoU has already been signed between the ISRO and NIOT on development of the module.
NIOT is tasked with aspects like electronics and navigation for the manned submersible.
Also, multiple agencies, including the Goa-based National Centre for Polar and Ocean Research, Centre for Marine Living Resources and Ecology at Kochi and Indian National Centre for Ocean Information Services (Hyderabad) are involved in the initiatives.
The submersible vehicle is expected to travel to a depth of approximately 6,000 metres under the sea for various studies, whereas submarines can reach only about 200 metres.
This initiative is a part of the Deep Ocean Mission.
As part of the ambitious Rs 10,000 crore Deep Ocean Mission, India will also study climate change in the deep oceans.
Studying climate change, marine biodiversity and survey for compounds like hydrocarbons and minerals are part of the deep ocean mission.
NIOT will be the Nodal Institution for Implementing the proposed Deep Ocean Mission, which encompasses all the areas of Ocean Technology like development of Manned Submersible, Offshore large scale desalination, Ocean Thermal Energy Conversion (OTEC), extensive survey of the oceans, acquistion of new ships etc.