Реклама Google — средство выживания форумов :)
Запад боится «Хуавэй». А вот Россия не испытывает подобных страхов и поручает китайскому концерну развитие сетей 5G на своей территории. Соответствующее соглашение — часть российского «поворота на Восток».
Китайский высокотехнологический концерн «Хуавэй» совместно с компанией МТС будет работать над развитием российской высокоскоростной мобильной технологии 5G. Соглашение на эту тему было подписано в среду в ходе переговоров российского президента Владимира Путина и его китайского коллеги Си Цзиньпина в Москве. В качестве «пилотного» проекта в 2019-2020 годах должны быть созданы первые сети поколения 5G. Информации о размерах запланированных инвестиций опубликовано не было.
Для «Хуавэй» соглашение с Россией особенно важно на фоне недавнего конфликта с Соединенными Штатами. В середине мая американское правительство внесло «Хуавэй», а также ряд других китайских компаний в «черный список», опасаясь, что Пекин может использовать новейшую технику в целях шпионажа. После этого многие поставщики свернули сотрудничество с компанией, являющейся одним из ведущих разработчиков техники поколения 5G.
В четверг глава «Хуавэй» Гуо Пинь (Guo Ping) выступил на Петербургском экономическом форуме — важнейшем экономическом мероприятии в России. В пятницу ожидается участие в мероприятии президента Путина и почетного гостя — президента Си Цзиньпина. Россия из-за своего конфликта с Западом вот уже несколько лет работает над «поворотом на Восток» и развивает сотрудничество с Китаем. Впрочем, ее главным торговым партнером по-прежнему остается ЕС.
Примечательно, что в этом году в Петербургском экономическом форуме не принимает участия ни один премьер-министр из стран ЕС. Да и руководители большинства западных концернов отказались ехать в Санкт-Петербург. В прошлом году в качестве почетного гостя на форуме побывал президент Франции Эммануэль Макрон.
Официальный представитель министерства обороны КНР старший полковник У Цянь прокомментировал вчерашний инцидент над Японским морем, Он заявил, что самолеты Военно-воздушных сил Китая и Воздушно-космических сил России осуществляли плановое патрулирование в рамках годового плана взаимодействия.
Напомним, как писал сайт kp.ru, во вторник Комитет начальников штабов вооруженных сил Республики Корея заявил, что три российских и два китайских военных самолета нарушили воздушное пространство Южной Кореи в районе островов Токто (Такэсима), истребители ВВС страны поднимались на перехват.
«Что касается воздушного инцидента, то я бы хотел напомнить, что Китай и Россия осуществляют всеобъемлющую стратегическую координацию. Это патрулирование являлось одним из пунктов взаимодействия и осуществлялось в рамках годового плана взаимодействия военных ведомств двух стран», - приводит слова представителя Минобороны Китая ТАСС.
Совместные российско-китайские воздушные учения спровоцировали небольшой международный скандал. Самолеты Москвы и Пекина пролетели сегодня утром близ расположенных между Японией и Южной Кореей спорных островов Токто (Такэсима, с точки зрения Токио). На перехват были подняты южнокорейские истребители, сделавшие, по заявлению Сеула, предупредительные выстрелы в сторону российских самолетов. Минобороны России информацию об этом опровергло, заявив, что, «если бы российские летчики почувствовали угрозу безопасности, ответ не заставил бы себя ждать». В ведомстве также добавили, что действовали в соответствии с международным правом. Сразу после инцидента претензии России и Китаю предъявила Южная Корея, а затем Южной Корее и России — Япония.
Как заявили власти Южной Кореи, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 в 9:01 утра по корейскому времени нарушил опознавательную зону корейской ПВО, а в 9:09 вошел в воздушное пространство Южной Кореи. В 9:12 он покинул его, а в 9:15 вышел и из опознавательной зоны. Затем, в 9:28, он вернулся в опознавательную зону ПВО Южной Кореи, а в 9:33 повторно нарушил воздушное пространство страны, покинув его через четыре минуты. Поднятые по тревоге южнокорейские истребители KF-16 выпустили в сторону российского самолета 20 сигнальных ракет и сделали 80 и 280 выстрелов в ходе первого и второго нарушения.
Версия Минобороны РФ расходится с южнокорейской. «По данным объективного контроля, маршрут самолетов Ту-95МС проходил без отклонений от плана в соответствии с международными правилами на удалении более 25 км от островов Токто (Такэсима), не нарушая воздушного пространства Южной Кореи»,— заявили в ведомстве. Там также добавили, что никакого предупредительного огня со стороны южнокорейских истребителей не было. «Если бы российские летчики почувствовали угрозу безопасности, ответ не заставил бы себя ждать»,— сказали в Минобороны. Что же касается зоны опознавания ПВО, то «подобные зоны не предусмотрены международными правилами и не признаются Российской Федерацией, о чем неоднократно доводилось до южнокорейской стороны по различным каналам».
Данная зона была в одностороннем порядке установлена властями Южной Кореи в 2013 году в ответ на создание аналогичной зоны Китаем.
Также в российском ведомстве подтвердили, что полеты российской дальней авиации в этом районе проводились в рамках первого российско-китайского воздушного патрулирования «с целью развития российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства… а также укрепления глобальной стратегической стабильности».
С российской стороны помимо А-50У (с авиабазы Иваново) в нем участвовали два стратегических бомбардировщика Ту-95МС (с авиабазы Украинка в Амурской области), способных нести ядерное оружие.
С китайской стороны в патрулировании приняли участие два бомбардировщика H-6 (улучшенная версия советского Ту-16 разработки 1950-х годов), способных нести ядерное оружие. Они, по данным южнокорейской разведки, также зашли в зону опознавания ПВО Южной Кореи, но воздушного пространства страны не нарушали.
Вооруженные силы России и Китая продолжат укреплять взаимодействие и осуществлять совместные операции, заявил 24 июля официальный представитель Минобороны КНР У Цянь.
Китай — представитель младшего поколения индустриальных стран. Он усердно работал на протяжении 70 лет и добился небывалых успехов. В настоящее время промышленное развитие Китая стало наиболее комплексным и всеобъемлющим. В некоторых областях наша страна занимает ведущие позиции в мире. Раньше мы не могли о таком и мечтать.
Из-за технической изоляции со стороны Запада наше отечественное вооружение отстает и единственное место, откуда мы можем его получить — это Россия. Но чтобы не допустить утечку технологий за границу, Россия каждый раз тщательно думает, прежде чем продать Китаю тот или иной образец вооружения. Передовые модели не экспортируются в принципе.
Но и у России есть свои печали. После распада СССР страна испытала экономический подъем, но в целом все еще пребывала в состоянии стагнации. Распад СССР на отдельные государства нанес серьезный удар по российской оборонной промышленности, и страна долгое время жила на сэкономленные в советский период средства. Непрерывно развивающаяся оборонная промышленность Китая начала обгонять российскую, и теперь сама Россия начинает нуждаться в Китае. В таком случае, пусть достает закромов свои заветные сокровища.
По сообщениям СМИ, в результате многолетних переговоров, Россия наконец сдалась и согласилась продавать в Китай свои ключевые технологии. В данном случае речь идет о самом мощном в мире ракетном двигателе РД-180. Однако взамен российская сторона потребовала у Китая поставку микроэлектроники. Таким образом получился своеобразный обмен технологиями. Как известно, двигатели — это лавровый венок в мире современной промышленности.
Объем российской экономики сравним с китайской провинцией Гуандун. Этого явно недостаточно для поддержки ее военной промышленности. В интересах будущего развития необходимо использовать свои преимущества для построения сотрудничества с другими странами. Например, российской системе спутниковой навигации ГЛОНАСС необходима микроэлектроника.
Раньше Россия полагалась в этом на США и страны Европы, однако американские санкции создали непростую ситуацию в сфере развития микроэлектроники. Исходя из сложившегося положения, Путин решил обратить свой взгляд на Восток и углубить сотрудничество с Китаем. Согласившись поставлять ракетные двигатели РД-180 в Китай, Россия расширила перспективы сотрудничества с этой страной. Вне всякого сомнения, это было выгодно обеим сторонам.
Широко распространенное мнение о том, что мы с Китаем дружим против США, на самом деле поверхностно и глубоко ошибочно. Так же, как и продвигаемая в последние годы точка зрения, что разворот России к Китаю связан с конфронтацией с Западом, которая началась после Крыма, с войной санкций и поисками альтернативы отношениям с Европой и США.
Это по большому счету англосаксонская точка зрения на происходящее. Потому что хозяева разваливающегося на наших глазах атлантического миропорядка, естественно, оценивают все происходящее в мире со своей геополитической колокольни. Удивительно лишь то, что именно этот взгляд разделяют некоторые силы в России. Хотя если вспомнить, насколько он популярен именно в наших западнических кругах, все станет понятно.
Россия и Китай сближаются не потому, что их обижают американцы.
А потому, что являются двумя сильнейшими самостоятельными державами-цивилизациями, имеющими общие интересы и схожее представление о будущем мироустройстве. То, что обе наши страны рассматриваются атлантистами в качестве главного противника, неудивительно – западный, атлантический период мировой истории заканчивается, а начинается евразийский, азиатский, тихоокеанский.
И Россия с Китаем, как две главные державы Евразии, естественно, выступают за демонтаж атлантического миропорядка и активно работают в этом направлении. Но не потому, что ненавидят США (которые сами станут жертвой своего попадания в услужение глобалистам), а потому, что хотят видеть свои страны сильными, самостоятельными и определяющими правила мировой игры. Не вместо США, то есть не единолично, а вместе с остальными центрами силы. Естественно, что в новом, восточноцентристском миропорядке влияние России и Китая вырастет, но кто может сказать, что это не соответствует их возможностям.
И дело не в том, что вместе достичь этой цели легче, поодиночке это вообще не получится.
Альянс Москвы и Пекина стал следствием осознанного выбора, и он носит стратегический характер, то есть не зависит от того, как складывается текущая геополитическая ситуация.
И главный противник у нас не Америка, а взаимное слабое или плохое знание друг друга, приверженность старым комплексам и чужим матрицам.
И русские, и китайцы относятся к числу самых сложных и не похожих ни на кого народов Земли. Им самим порой нелегко понять себя. Но взаимный интерес к соседу, понимание его уникальности, знание его сильных и слабых сторон, желание и умение дополнять друг друга, договариваться ко взаимной выгоде, доверять делам, а не словам, строить общие планы на будущее – все это способно сделать отношения двух стран уникальными и крепкими. Сильно облегчающими осуществление и китайской, и русской мечты.
Речь идет об острове Большой Уссурийский, который в 1929 году «оккупировал Советский Союз». В 2008 году Владимир Путин вернул Китаю 171 квадратный километр острова. «Мы гордимся тем, что Большой Уссурийский снова стал частью Китая», — пишет автор, умалчивая, что возвращена была только его часть.
В настоящее время остров Большой Уссурийский стал одной из самых известных туристических достопримечательностей Китая. На острове осталось множество исторических реликвий. 23 ноября 2010 года Китай и Россия начали реализацию совместного проекта по освоению острова, в рамках которого было начато строительство базовой инфраструктуры. Мы гордимся тем, что Большой Уссурийский снова стал частью Китая.
Спор за контроль над островом шёл между Россией и Китаем с 1860 года: граница между государствами была проведена по не принадлежащей никому реке Амур, а статус островов был неопределенным[3].
Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами в 1920—1930-е годы были «взяты под охрану»[4]советскими войсками. В ходе второй мировой войны были захвачены Японией и в дальнейшем снова возвращены под власть СССР, а после его распада оба острова остались под юрисдикцией Российской Федерации[3].
С 1964 года территория оспаривалась КНР. В 2004 году заключено и в 2005 году ратифицировано соглашение о передаче КНР западной части Большого Уссурийского (170 км² из 350), всего Тарабарова и некоторых мелких островов.
14 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы остров Тарабаров и часть острова Большого Уссурийского были переданы Китаю[5].
Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края; и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.[6]
Российские чиновники не оставляют попыток достучаться до китайских инвесторов, чтобы привлечь деньги в отечественную экономику.
19 августа состоялось очередное заседание рабочей группы межправительственной Комиссии по инвестиционному сотрудничеству РФ-КНР, по итогам которого китайцам было решено предложить еще два многомиллиардных проекта.
Первый - это строительство газоперерабатывающего комплекса в районе поселка Усть-Луга Ленинградской области; второй - создание российско-китайской страховой компании, сообщает пресс-служба МЭР.
На реализацию этих идей требуются инвестиции в размере более 10 млрд долларов, и было принято решение вынести проекты на обсуждение с китайской стороной.
Кто именно из китайских инвесторов мог бы вложить деньги, МЭР не уточняет, признавая, впрочем, наличие проблем, которые «касаются специфических операционных моментов и поиска баланса между российским и китайским регулированием и коммерческими потребностями».
Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству учреждена в 2014 году по инициативе Владимира Путина и Си Цзиньпина для содействия реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере; выявления и устранения барьеров при реализации совместных инвестиционных проектов; для международного партнерства и увеличения интереса со стороны китайских компаний в участии в российских проектах, отмечает МЭР.
Но за продолжающиеся шесть лет попытки привлечь крупный китайский капитал закончились ничем. По данным, с 2014 года объем прямых иностранных инвестиций из КНР в РФ не только не вырос, но даже уменьшился - с 4,543 до 3,717 млрд долларов (.xls).
Буквально на днях я видел постановление президента о том, что с 2021 года Россия не будет продавать лес без первичной обработки?
Да, это абсолютно правильно. Нам нужно уходить от чисто сырьевых поставок, чтобы прибавочная стоимость образовывалась на российской территории.
Это в первую очередь связано с Дальним Востоком, если говорить о Китае.
Напомню, что и специалисты нашего института, и многие другие эксперты говорили о том, что в Китай должна поставляться конечная продукция, а не первичная. И в этом есть свой смысл потому что, во-первых, себестоимость производства и продукции в России сегодня может быть ниже чем в Китае. Зарплаты в России тоже ниже чем в Китае. Средние зарплаты в КНР по результатам декабря 2019 года достигли почти 1000$.
Очень много. Я помню, в 2003 году в Пекине средняя зарплата была 100$, в Шанхае чуть больше. А для провинций это были какие-то заоблачные цифры.
Абсолютно правильно. А если мы берем 15 крупных городов, такой срез, то там сейчас зарплаты от 1200 до 1600$. Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, Тяньцзинь... Конечно же, давайте честно говорить, в России таких зарплат нет. Теоретически производство на российской территории может быть дешевле, если мы сумеем оптимизировать логистику, довозить продукции до границы, создадим инфраструктуру, и тогда наша продукция может очень хорошо выиграть в конкуренции с другими поставщиками. Но мы не видим сейчас очень большого желания Китая закупать российскую продукцию.
С чем это связано?
Для каждой страны есть своя логика, и для Китая она тоже своя. Например, фрукты покупаем во Вьетнаме и Перу, в России покупаем нефть, а в Великобритании вкладываемся в технологические стартапы. И сбить эту логику очень сложно. Россия пока не смогла позиционировать себя в Китае, как страна, которая поставляет конечную продукцию.
И еще один момент. Если крупные контракты по нефти и газу обычно подписаны на государственном уровне, руководители государства так или иначе в этом процессе участвуют.
Поставки же, например, сельхозпродукции, на конечном этапе подписываются обычными компаниями - крупными или мелкими, которые практически, за редким исключением, не умеют работать на китайском рынке. Надо понимать, чтобы выйти на китайский рынок нельзя просто иметь иллюзию того, что ты можешь прийти с какой-то партией продать ее и окупить, потом вторую партию, третью. Этот процесс занимает минимум два года.
Когда ты приходишь с какой-то партией товара, то сначала продаешь его ниже себестоимости, чтобы приучить к себе крупных поставщиков. В течение нескольких лет создаешь цену, повышаешь узнаваемость бренда и тебе надо продержаться эти два года. Продержаться на своих деньгах могут немногие российские компании, им нужны кредиты.
Дайте в завершение прогноз взаимоотношений наших стран на ближайшее время. Что будет происходить с Китаем?
Экономика Китая будет расти за счет внутреннего рынка. Никакой смены власти и переворотов в Китае не будет, но придется разработать новую модель развития. КНР придется быть более жесткой и агрессивной. Добрый дядюшка, готовый общаться со всеми. Наверное, исчезнет.
Наши отношения станут более диверсифицированными. Матрица 90-х: мы продаем нефть, газ и какие-то вещи уже никому не интересна. Будут расширяться взаимоотношения в области совместных технологических разработок, технопарков, инноваций.
Китай станет более восприимчив к мнению других стран.
У России и Китая разное представление об интеграционных процессах. И это надо четко понимать. Россия не может находится внутри китайской схемы, где она один из многих членов. Правда и от Китая Россия того же не требует. Мы будем предлагать разные пути, и они где-то будут пересекаться. Во многом это связано с политикой изоляционизма в отношении наших стран. Уязвленность нас сближает. У нас общие чаянья. Но разные решения. У нас главная задача – воссоздание своего индустриального и научно-технического потенциала. Здесь нам Китай не помощник. Нам необходимо переубеждать китайцев. Объяснить, что мы не совсем сырьевая страна.
Внешние факторы привели к резкому сближению наших стран. Атака со стороны США подвинула Китай к России.
И когда говорят, что Китай нужен России, как единственный крупный союзник. Давайте перевернем ситуацию: кто является крупным союзником Китая кроме России? И никого не найдем, особенно сейчас. США работает на уничтожение потенциала Китая во всем мире, а Китай никак не может понять, что его по-настоящему атакуют. А у нас есть опыт прошлой «холодной войны» и понимание наступления новой.
Мы же сумели удержаться на равноправных позициях, но экономики не равны, и в этом основной вопрос. А союзнические отношения будут нас еще на десятилетия удерживать в одной обойме.
А если мы берем 15 крупных городов
В преддверии сессии у китайского руководства было несколько поводов для радости. Во-первых, в год пандемии и локдауна экономика Китая, единственная из ведущих в мире, выросла на 2,3%. ВВП США тем временем сократился на 4,2%, России — на 4,1%.
Китайские власти довольно быстро справились с распространением вируса внутри страны. Уже в мае — июне 2020 года китайские регионы один за другим открывались после локдаунов, когда по всему миру люди все еще сидели взаперти. Если в первом квартале 2020 года ВВП КНР сократился на 6,8%, то уже во втором квартале вернулся экономический рост.
Вторая хорошая новость для Пекина — то, что уже второй год подряд номинальный подушевой ВВП Китая превышает $10 тысяч. В следующие пять лет китайская экономика по планам должна расти в среднем на 5% в год, что вместе с замедлением роста населения сделает Китай страной «с высокими доходами». Для сравнения: по предварительным оценкам, номинальный подушевой ВВП России в 2020 году оказался ниже, чем у Китая — примерно $9900.
Учитывая углубляющуюся конфронтацию с Западом, Россия будет все больше интегрироваться именно в китайскую технологическую орбиту. Самым важным рубежом на этом пути будет финальное решение Кремля, как и на каком оборудовании будут развиваться в РФ сети 5G, где пока что китайские производители выглядят фаворитами. Huawei и ZTE охотнее имитируют локализацию своих технологий в России в партнерстве с местными компаниями, чем Siemens или Nokia.
Для России критически важным будет не только сохранить возможность выбирать из китайской платформы недостающие элементы, а в остальном пользоваться своими технологиями или иметь доступ к технологическим решениям, альтернативным китайским. Также важно будет иметь собственные технологические разработки, которые интересны Китаю.
Пока что главной сферой здесь были военные технологии, но китайский интерес в этой области уходит в прошлое. В немалой степени из-за успехов китайской военно-промышленной политики, которая будет продолжена и в 14-й пятилетке. Если в середине прошлого десятилетия Китай все еще был готов закупать у РФ новейшие образцы вооружений, например самолеты Су-35 и систему С-400, то сейчас Москве приходится делиться более стратегическими технологиями — в частности, помогать Пекину создавать систему раннего предупреждения о ракетном нападении.
Продавать самое современное оружие, о котором Владимир Путин говорил в послании Федеральному собранию в 2018 году, Москва пока не будет. Самым же надежным способом остаться крупным импортером вооружений в Китай российские специалисты считают переход к совместной разработке вооружений — наподобие того, как Россия и Индия сотрудничали при производстве ракет Brahmos.
Проблема в том, что даже совместные разработки в куда менее чувствительной сфере гражданского машиностроения идут с трудом. Например, впечатляющими результатами пока не может похвастаться запущенный КНР и РФ проект по совместной разработке широкофюзеляжного самолета. Нет больших подвижек и в проекте по совместной разработке тяжелого вертолета.