Два дня, конечно, мало для того, чтобы узнать город. Но достаточно, чтобы сложилось первое впечатление о нём, и даже второе. И кто его знает, какое верное.
Люди в городе приветливые. Кроме вахтёров с ЖД, конечно; но я вообще встречал за всю жизнь только одного адекватного охранника на железке...
Сам город расположен на сопках, отсюда и сильно пересечённая местность. Это фото сделано со смотровой, вид на мост и на бухту Золотой Рог. Сюда приезжают свадьбы, что легко заметить по замкам на перилах и на сооружении типа церковной колоколенки чуть выше - на её растяжках. Ветрено же. А ещё сюда приезжают туристы, в основном китайцы.
Соседское влияние отражается не только на машинах, но и на вывесках. Попадаются и на китайском, и на японском. А бывает, вот в Выборге - там тоже на финском и русском вывески часто.
Собственно, это вокзал. Дальше дороги нет (почти, там товарная станция и пути отстоя электропоездов и локомотивов). Здесь "рельсы вылезают из карманов страны ©", и в честь этого поставлен памятник - последнему километру Транссиба; такой же есть и на Ярославском вокзале Москвы. Рядом стоит Елена. Эти ленд-лизовские американские (хотя и с русскими корнями, ещё с первой мировой) паровозы-декаподы вытянули весь грузопоток по Транссибу во время и после войны.
Интересная особенность: табло сообщают не только расписания поездов, но некоторые отвлечённые события и новости. Поездов-то мало. Вокзал чаще скучно стоит в тишине...
Интересная особенность: вход из города в вокзал ведёт на второй этаж. Потому что местность такая, да.
Впрочем, такое здесь встречается часто.
Ну или даже так: тут склон такой, что я стою на обычной проезжей дороге как раз напротив пятого этажа дома.
Чтобы как-то облегчить этот прыг-скок, был построен фуникулёр. Аж один, между корпусами университета. Вон его верхняя станция, видна с вывеской на ней.
Но фуникулёр на этот раз не работал. По техническим причинам™. Так что осталось просто сфотографировать его пути.
Благо рядом есть лесенка. Интересная, в том числе и тем, что в её перилах попадается прогал - и дорожка к калитке какого-то частного дома прямо под опорами пути фуникулёра. Кстати, это вообще характерно для города: намешаны частные дома, многоэтажки, КПП, рабочие и заброшенные, есть даже бывшие одноэтажные дома, надстроенные до пяти. Сплошная эклектика.
Ну а так это, конечно, город-порт. Военный. И на улицах чёрная морская форма - норма.
О чём напоминает памятник: лодка С-56. Внутри можно зайти: часть лодки вынесена подчистую под залы с экспозициями, часть сохранена, а именно, носовой торпедный отсек и ходовая рубка. Также оставлен пост гидроакустика и каютка командира лодки.
О морской же сущности города говорит и Токаревский маяк, расположенный на одноимённой кошке (так здесь называют косы) в проливе Бософр Восточный. Кошку лишь чуть подсыпали, там довольно мелевое место, потому и был поставлен маяк.
ЛЭП 35 кВ, конечно же, забивает маяк своими размерами. Но тогда лучше так фото показать.
Маяк действует до сих пор, с 1876 года.
Кошка укреплена вбитыми в землю рельсами. По иной информации - это остатки опор моста. Тем не менее, хороша иллюстрация, что море соль делают с тяжёлым железом...
До постройки в 2012 году вантового моста но остров русский через Босфор Восточный можно было переправляться только паромом. Но в советское время это никому не было нужно, остров был под военными и закрыт для посещения. Сейчас же там громадный кампус ДВФУ и небольшие посёлки.
А для перемещения по городу служат б/у-шные корейские автобусы. Как и в Петропавловске, например. Леворульные, конечно же. Иногда там даже работает автоматическое объявление остановок. Чаще почему-то попадались молчаливые автобусы. Остановки, бывает, отмечены никак. То есть на обочине нет вообще никаких опознавательных знаков, что тут должен останавливаться транспорт. Ну а зачем, не центр же, местные знают, чужие тут не ходят, а кому надо, спросят. Что я и сделал...
Очень часто попадаются снятые трамвайные пути. Трамвая я так и не видел, но говорят, что где-то он остался. Один маршрут из когда-то 10.
С троллейбусами почти та же фигня, местами на столбах попадаются покосившиеся штанги от подвески контактной сети. Но живой троллейбус всё ж попадается.
Кстати, как и в Питере, есть "говорящие" светофоры. Правда, название улицы не объявляют, но о переходе предупреждают, и об его завершении - тоже.
Трамвай метровой колеи был когда-то и здесь. Это главная историческая улица города, Светланская. Вдоль неё много памятников: кораблям торгового и военного флота, музей ТОФ...
Борцам за власть Советов... Кстати, 7 ноября на центральной площади работал рынок. И никаких коммунистов не было видно.
Смешной экспонат из музея ТОФа, подлодка "Тритон".
Город не чурается также современного уличного искусства.
Подворотни на той же Светланской часто разрисованы, причём не абы как.
В общем, город интересный... Стоило посетить, да и снег выпал только в день отъезда... Да и опять же, это конец страны... Хотя и не единственный, есть ещё Чукотка, а на Камчатке я уже был.