Вопрос о необходимости оказания военной помощи Острову Свободы носил сугубо политический характер. Это был акт помощи лидера лагеря социализма стране, стремящейся к построению социалистического общества. Однако и с точки зрения современного понимания той ситуации правомерность оказания помощи народу, которому Вашингтоном было отказано в праве самостоятельного выбора пути своего развития, вполне обоснованна и оправданна. Такая помощь не противоречит Уставу ООН, она вытекает из духа этого основополагающего международного документа, который призывает мировое сообщество оказывать всяческую помощь стране-члену ООН, которой угрожает агрессия или которая подверглась агрессии. А ведь Кубе в то время угрожала прямая агрессия со стороны США, санкционированная американским Конгрессом. Это объективно подталкивало Советский Союз к оказанию Острову Свободы как экономической, так и военной помощи.
Ответ на второй вопрос состоит в следующем. По большому счету карибский кризис возник еще задолго до того, как правительство СССР приняло решение о посылке ограниченного контингента советских войск на Кубу. После неудавшегося военного вторжения кубинских контрреволюционеров в апреле 1961 г. на Кубу Вашингтон принял решение свергнуть революционное правительство Фиделя Кастро. Был разработан план операции "Мангуста", и началась ее подготовка. В свою очередь, Куба стала готовиться к отражению агрессии. Исторически это и есть момент зарождения карибского кризиса, так как обе стороны были вовлечены в военное противостояние. Силы вторжения США насчитывали до 7 дивизий, 600 танков, свыше 2 тысяч орудий и минометов, до 140 кораблей и 430 самолетов. О составе готовящейся к вторжению на Кубу группировки американских войск стало известно военно-политическому руководству Советского Союза.
Минобороны раскрыло данные о гибели советских граждан на Кубе во время Карибского кризиса
// Минобороны раскрыло данные о гибели советских граждан на Кубе во время Карибского кризиса