Not obvious until you realize this book pre-dates television, this is really a book about the oscilloscope (called an "oscillograph" back then). Talks about how CRT's work, how an oscilloscope works, and how to use an oscilloscope to troubleshoot circuits like amplifiers, and to adjust radio transmitters and receivers.
О недостатках всех типов ПТС с передающими трубками типа суперортикон
Относительно высокий уровень шумов. На ТВ-изображении, даваемом трубкой типа суперортикон, всегда были заметны шумы, особенно на самых темных сценах. Более высокое отношение сигнал/шум в супериконоскопе, чем в суперортиконе, а также более крупнозернистый характер шума определяли и худшую, чем в супериконоскопе, различимость воспроизводимых градаций яркости. При хороших условиях освещения качество студийной картинки всегда было лучше, чем внестудийной.
Послеизображение. Известно, что в суперортиконах остаточное послеизображение («пропечатывание») неподвижного оптического изображения на мишени трубки являлось в то время одним из существенных недостатков. При этом указанный дефект особо заметно проявляется после длительной эксплуатации трубок. Чаще всего «пропечатанными» изображениями (в негативе) были испытательная таблица, титровые надписи, лампы люстр и т. п. Остаточное послеизображение по окончании проекции неподвижного изображения держится достаточно долго, что определяется длительностью проекции, интенсивностью проецируемого изображения и степенью выработки ресурса работы трубки. С указанным дефектом суперортикона боролись всевозможными способами: более тщательно стали следить за тепловым режимом, поскольку наиболее сильно «пропечатывание» наблюдалось в «холодных» трубках; предельно сокращали время настройки трубок по испытательной таблице. Эффективным, хотя и весьма примитивным оказался способ, когда телеоператоры, работающие на показе общего плана сцены, давали медленное и в очень небольших пределах панорамирование камер в паузах их включения в эфир.
Трудности показа темных сцен спектаклей. Известно, что нет практически ни одного спектакля, где не было бы темных сцен, когда освещенность даже для суперортиконов оказывалась недопустимо низкой. Какие виделись в то время решения этой проблемы:
проведение специальных трактовых репетиций с привлечением шеф-осветителя театра для выявления возможности увеличения уровня освещенности наиболее темных сцен без ущерба восприятия зрителем театра художественного оформления спектакля;
внедрение в практику так называемых откупных спектаклей, когда спектакль проводился только для ТВ при освещенности темных сцен на уровне достаточно хорошего ТВ-показа. При этом в зрительный зал приходили зрители по бесплатным билетам. Преимуществом таких «откупных» спектаклей было еще и то, что расстановка ТВ-камер проводилась более удачно с точки зрения показа, и при этом можно было не учитывать того, что приглашенным зрителям мешала ТВ-камера с телеоператором на специальном станке или площадке;
Попыткой решения трудностей показа темных сцен было применение инфракрасной подсветки. Чувствительность суперортиконов типа 2Р23 и первых отечественных трубок типа ЛИ-13 в области инфракрасной части спектра одно время вселяла надежду на успешное применение инфракрасной подсветки для показа по ТВ самых темных сцен спектаклей. Первые опыты по использованию инфракрасной подсветки проводились в Москве в начале 50-х годов при телепередачах спектаклей из Большого театра. При этом действительно самые темные сцены спектакля стали воспроизводиться с более высоким качеством без нарушения световой партитуры и художественного восприятия темных сцен зрителями в зале. Однако небезынтересно отметить, что такая невидимая подсветка может выявить нежелательный показ отдельных элементов художественно-декоративного оформления темных сцен спектаклей и тем самым, так сказать, «разоблачить» отдельные способы и приемы «кухни» декораторов, которые зрителям в зале должны быть незаметны. Так, во время ТВ-трансляции оперы «Садко» инфракрасная подсветка «высветила» то, как рабочие сцены за тюлевыми занавесами переносили макеты рыбок, имитируя их движение по морскому дну. Кроме того, использование инфракрасной подсветки приводило к эффекту «переодевания». Суперортиконы 2Р23 и ЛИ-13 имели разброс спектральных характеристик в инфракрасной части спектра. Визуально это приводило в ряде случаев к мгновенному «переодеванию» актеров, спортсменов при переключении ТВ-камер, так как фактура материала одежды воспроизводилась по-разному одним и тем же типом передающей трубки.
Интересной новинкой, прошедшей испытания в 56-й ИАД, была аппаратура телевизионной связи РД-1. На ее экран в кабине истребителя транслировалось изображение индикатора наземной РЛС, совмещенное с картой местности, а также положение цели и перехватчика. Благодаря этому устройству штурман самолета мог самостоятельно определять свое положение относительно цели и ее курс. РД-1 оказалась практически безотказной и обеспечивала наглядную и надежную связь. В боях под Бреслау применили и другую новинку - воздушные командные пункты на базе транспортных самолетов С-47, оборудованных РЛС (две такие машины имелись в дивизии).
В 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание по системе NTSC. Сегодня очевидно, что этот выбор был на редкость удачным, но в те времена система казалась очень сложной, очень дорогой, а заложенные в ней технические решения — головоломными по смелости. Телевизор стоил в среднем около тысячи долларов (половина стоимости среднего автомобиля), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. Требовалась, например, почти еженедельная настройка специалистом — ручек управления у первых телевизоров было больше ста! Поэтому цветное телевидение в США стало массовым только через 12 — 15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).
Для остального мира цветное телевидение (тем более система NTSC) в то время было совсем не по карману, и все ждали — вдруг появится что-нибудь попроще, подешевле. Только в 1960 году эту систему приняла Япония: ее радиопромышленность быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, то есть выбор был вынужденный. В 1964-м систему NTSC по безвыходности приняла и Канада — как шутили тогда канадские коллеги: «Нам не повезло с соседями!».
Первые советские телевизоры с электронно-лучевой трубкой в 1939 году выпускала артель «Прогресс-Радио» в Ленинграде, а артель «Столяр-Строитель», начавшая работу в 1923 году с производства колес и телег, в 40-е уже выпускала радиооборудование.