[image]

Отечественные приборы ночного видения и теплопеленгаторы времён ВОВ в армии и на флоте

Теги:армия
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Войны, истории, факты. Альманах

Альманах Войны,история,факты - авторские тексты о военной истории // www.almanacwhf.ru
 

Отрывки:
_________________________________________________________________________________

С 1935 г. в лаборатории В. И. Архангельского началась разработка приборов ночного видения (ПНВ) на основе электронно-оптических преобразователей (ЭОП). Такой преобразователь в ту пору состоял из "фотокатода, испускающего электроны при освещении его инфракрасным светом, и люминесцирующего экрана, светящегося видимым светом при ударе об его поверхность электронов, излучаемых фотокатодом". Объект наблюдения освещался инфракрасным прожектором, свет которого был невидим простым глазом.

...

В середине 30-х годов из открытой печати исчезли публикации по ИК технике - началось предвоенное соревнование ведущих держав в области ночного видения. И вновь, как и в случае с телевидением, талант В. И. Архангельского, П. В. Тимофеева и их соратников вывел их на передовой уровень разработки ПНВ. Уже в 1937 г. они создали макет такого прибора для кораблевождения и наблюдения за судами противника с дальностью действия до 500 м.

П. В. Тимофеевым и В. И. Архангельским была предложена простая оригинальная и технологичная конструкция ЭОП типов Ц-1 и Ц-2, массовое производство которых началось в годы Великой Отечественной войны.

В июне 1941 г. на Черноморском флоте уже имелось 15 ИК пеленгаторов, к ноябрю были получены еще 18. Командование флота перевело на "ИК огни" вход в главную морскую базу - Севастополь. Было замечено, что противник, не видя ИК лучей, не обстреливает фарватер. В 1943 г. "ИК огни" признаются основным средством ограждения фарватеров, а весь штурманский состав Черноморского флота обучается обращению с ИК приборами. Было признано, что приборы наблюдения - пеленгатор "Омега - ВЭИ" и бинокль "Гамма - ВЭИ" - надежны и удовлетворяют предъявленным к ним требованиям. К 1943 г. все корабли Черноморского флота были оборудованы ИК приборами для совместного плавания в строю.

В авиации для ночного наведения самолетов нашли применение приборы "Гамма - ВЭИ". В декабре 1943 г. на фронте, западнее Смоленска, они прошли войсковые испытания, при этом ИК маяк с самолета был виден на расстоянии до 40 км, знаки сигнального полотнища - до 3...4 км, кодовые мигающие огни - до 8 км.

В инженерных войсках к концу войны с помощью ИК техники решались задачи инженерной разведки, наблюдения за передним краем обороны, обеспечения переправ, наблюдения из дотов и дзотов.

Применялись ночные прицелы в стрелковом оружии.

Сразу после войны проводилась сравнительная оценка советских (ВЭИ) и трофейных немецких ИК приборов. Советская техника ночного видения по основным тактико-техническим показателям нисколько не уступала немецкой. За работы в этой области В. И. Архангельский и ряд сотрудников ОКБ были удостоены Государственной (Сталинской) премии.

______________________________________________________________________________
   
Это сообщение редактировалось 14.11.2008 в 01:40
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Тыщу лет назад читал об ИК-прицелах на Пантерах. И в конце кратенько так - "мало кто знает, но и советские танки имели прицелы такого типа, но строго выносного типа (сверху на башне), на пантере были интегрированные".
   
RU Клапауций #06.08.2008 22:16  @Fakir#06.08.2008 15:42
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Дополню

"Принципиально новой аппаратурой для вооружения кораблей, которой в предвоенный период было уделено очень много внимания, была инфракрасная техника: прожекторы и теплопеленгаторы. ...

Среди этих разработок были образцы береговых и корабельных теплопеленгаторов: "Гелий" для ночных артиллерийских стрельб, приборов ночного опознавания на инфракрасных лучах, пеленгации самолётов и береговой связи на инфракрасных лучах. В 1939 году на флотах было установлено 9 береговых теплопеленгаторных станций (БТП-36). В эксплуатации они показали хорошие результаты, обнаруживая корабли на расстоянии от 4 до 14 миль при отсутствии видимости.

В октябре 1939 года успешно прошёл испытания на Чёрном море лабораторный макет уже автоматического теплопеленгатора (АТП-40), созданный в НИИ-10, и на 1940 год заводу № 205 был выдан заказ на его корабельный образец.

В следующем году на Чёрном море были проведены испытания первых образцов аппаратуры "Фрегат" для взаимного опознавания надводных кораблей ночью, также разработанной НИИ-10.

Кстати, еще в 1935 году НИИ-10 создал систему наведения планирующей торпеды "Квант", состоящую из инфракрасных прожекторов."

Fakir> В июне 1941 г. на Черноморском флоте уже имелось 15 ИК пеленгаторов, к ноябрю были получены еще 18. Командование флота перевело на "ИК огни" вход в главную морскую базу - Севастополь. Было замечено, что противник, не видя ИК лучей, не обстреливает фарватер. В 1943 г. "ИК огни" признаются основным средством ограждения фарватеров, а весь штурманский состав Черноморского флота обучается обращению с ИК приборами. Было признано, что приборы наблюдения - пеленгатор "Омега - ВЭИ" и бинокль "Гамма - ВЭИ" - надежны и удовлетворяют предъявленным к ним требованиям. К 1943 г. все корабли Черноморского флота были оборудованы ИК приборами для совместного плавания в строю.

Впрочем, не так уж всё было и гладко
"Производство принятых на вооружение образцов было организовано на заводе № 192, но в ограниченных количествах. В 1938 году здесь выпустили только 4 комплекта БТП-36, в 1939-м - всего лишь 3, на 1940 год из-за ограниченности кредитов было заказано 8 комплектов.

Перегруженный другими заказами завод не смог принять в 1940 году заказ на 5 заводских образцов "Фрегата" для проведения государственных испытаний, почему и пришлось ждать 1941 года. Монтаж заказанных на 1941 год 9 комплектов опытной партии на надводных кораблях, подводных лодках и торпедных катерах можно было ожидать только в 1942 году. Задерживалось изготовление берегового теплопеленгатора в автомобильном варианте.

Таким образом, к началу войны флоты получили только ограниченное количество БТП-36, которые использовались в системе наблюдения на подходах к базам"

(с) "Министр невероятной промышленности СССР. Страницы биографии", Техносфера, 2007г.

P.S. Существует мнение, что предвоенные успехи в ИК-технике сильно помешали развитию радиолокации в СССР в этот же период. При сходных с ИК задачах СВЧ-техника тогда столкнулась с рядом проблем, её "задвинули" на второй план, что и сыграло в дальнейшем свою роль. Сильно отстали и пришлось "передирать" у Запада.
   
+
-
edit
 

Konstan

втянувшийся

Еще дополнения.
Работы по использованию теплопеленгации для ВМФ начались 1927 г. Проведенные исследования подтвердили возможность обнаружения кораблей в темное время суток благодаря излучаемой ими тепловой радиации. В 1935 г. было дано задание на разработку опытных образцов теплопеленгаторной аппаратуры для ВМФ. Наблюдение и руководство работой было возложено на Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики (НИМИСТ) ВМФ. В течение года проводились научно-исследовательские работы. В 1936 г. были испытаны три теплопеленгаторные станции БТП-36, изготовленные Всесоюзным электротехническим институтом (ВЭИ), и приняты на вооружение ВМФ по представлению НИМИСТа .
Во время проведения осенних учений КБФ в 1936 г. в качестве объекта обнаружения был использован сторожевой корабль «Тайфун». Испытания прошли успешно. На Северном флоте с 1938 г. при сдаче в эксплуатацию БТП-36, установленных при входе в Кольский пролив (Цып-Наволок, Сеть-Наволок), были проведены специальные учения с использованием теплопеленгаторной аппаратуры в условиях северных широт. Учение проводились в ночное время, при плохой видимости (февраль), с использованием в качестве объекта обнаружения эсминца. Корабль выходил в море без отличительных огней, на разных курсовых углах и скоростях хода. Командование Северного флота дало положительную оценку проведенных испытаний БТП-36. Максимальная ошибка при определении курсового угла составляла при автоматической работе 0,2—0,3° и при ручном управлении — 0,25 тысячной дистанции.
Корабельный вариант получил название «Уран». Первый действующий прибор установили на крейсере «Ворошилов» в 1940 году. В 1941 году планировалось проведение экспериментальных ночных стрельб по высокоскоростной маневрирующей цели (торпедный катер волнового управления) с использованием как теплопеленгатора, так и осветительных снарядов. Должен был проходить заводские и государственные испытания новый образец «Уран – М», предназначенный для установки на эсминцах.
Основными элементами теплопеленгатора являются: параболическое зеркало-отражатель, концентрирующее в своем фокусе лучистую энергию, приходящую от излучающего объекта; приемник, помещаемый в фокусе зеркала; и усилитель для усиления токов или напряжении (в зависимости от приёмника), возникающих в приёмнике при попадании источника энергии в поле зрения устройства. В качество приёмника использован термоэлемент (состоящий из двух разнородных проводников соединенных в замкнутую цепь), находящийся в вакуумном баллоне, перед которым установлен специальный фильтр излучения. Индикация – по стрелке гальванометра или на слух, через наушники. Во время работы теплопеленгатор не излучает энергии в пространство. Дальность обнаружения объектов зависит от метеорологических условий: в туман и снегопад она снижается на 40—60% вследствие интенсивного поглощения и рассеивания лучистой энергии. В солнечный день работа устройства возможна только при том условии, что солнечные лучи не попадают в угол зрения приемника, который может быть поврежден мощным солнечным излучением.
Естественно, необходимо было разработать и меры противодействия обнаружению корабля теплопеленгатором. Самым простым оказалось снизить тепловое излучение корабля окраской его «серебрянкой». В апреле-мае 1941 г. на ЧФ провели испытания такой окраски на БТЩ «Взрыв». По итогам испытаний такую окраску признали достаточно эффективным средством для снижения тепловой заметности корабля.
Источник: РГА ВМФ, ф. р-864.
   
MD Fakir #10.08.2008 00:51  @Клапауций#06.08.2008 22:16
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Клапауций> Среди этих разработок были образцы береговых и корабельных теплопеленгаторов: "Гелий" для ночных артиллерийских стрельб, приборов ночного опознавания на инфракрасных лучах, пеленгации самолётов и береговой связи на инфракрасных лучах. В 1939 году на флотах было установлено 9 береговых теплопеленгаторных станций (БТП-36). В эксплуатации они показали хорошие результаты, обнаруживая корабли на расстоянии от 4 до 14 миль при отсутствии видимости.

Клапауций> Кстати, еще в 1935 году НИИ-10 создал систему наведения планирующей торпеды "Квант", состоящую из инфракрасных прожекторов."

Теперь я понял, откуда растут ноги у инфракрасных приборов и инфракрасных разведчиков в "Тайне двух океанов" :):):)


Клапауций> P.S. Существует мнение, что предвоенные успехи в ИК-технике сильно помешали развитию радиолокации в СССР в этот же период. При сходных с ИК задачах СВЧ-техника тогда столкнулась с рядом проблем, её "задвинули" на второй план, что и сыграло в дальнейшем свою роль. Сильно отстали и пришлось "передирать" у Запада.

Вряд ли, ИМХО.
Учитывая то, что по радарам вполне себе работали, и уже летом 41-го отечественные радары работали под Ленинградом.
Скорее, дело просто в общей слабости элеметной базы и промышленности.
ИК-техника ведь заведомо имеет меньшую дальность работы и пр. - не верю, что военные могли этого не учитывать.
   

Konstan

втянувшийся

Fakir> ИК-техника ведь заведомо имеет меньшую дальность работы и пр. - не верю, что военные могли этого не учитывать.
Тем не менее наши моряки любили ИК-технику за один, по их мнению немаловажный, аспект: при работе она не создает демаскирующего излучения. В годы ВОВ командиры ПЛ СФ, оснащенных РЛС, их не включали, опасаясь обнаружения противником.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А у на на ПЛ были радары?!!

И как-то насчёт широкого применения ИК-техники не особо слышно...
   
+
-
edit
 

Konstan

втянувшийся

РЛС на советских ПЛ были.
"С 1942 г. началась поставка РЛС по ленд-лизу, но считалось, что в первую очередь их должны получить надводные корабли. Первые радары на советских подлодках «Л-15» и «С-54» появились весной 1943 г. в ходе их ремонта в Англии. Это были установки типа 286М, которые самими англичанами считались устаревшими, и могли обнаруживать цели на дистанциях меньше дальности визуальной видимости в надводном положении. В следующем году начали поступать новые станции типа 291W. При аналогичной длине волны (1,5 м) они имели механический привод вращения антенны (286М – неподвижная антенна) и гораздо более мощный излучатель. Все субмарины ["В-2,-3, -4"], полученные от англичан в счет раздела итальянского флота в 1944 г. обладали такими станциями. Из станций, полученных «россыпью» по состоянию на 9.5.1945 ни одна смонтирована не была. Есть сведенья, что в конце 1945 – начале 1946 гг. РЛС типа 291 была смонтирована на тихоокеанской «С-52». Впрочем, даже те лодки, на которых РЛС имелись, их не использовали. Объяснялось это двумя причинами: во-первых, отсутствием центров по подготовке радиометристов для подводного флота и, во-вторых, отрицательным отношением командиров подлодок к радарам. Последние считали, что работа РЛС может быть легко обнаружена противником, после чего сама лодка может легко превратиться из охотника в жертву. В январе 1945 г. «В-2» и «В-3» в сумме трижды выходили для радиолокационного поиска субмарин противника в условиях полярной ночи у входа в Кольский залив, но каждый раз по различным причинам находили повод вернуться в базу, не выполнив задания."
М.Э. Морозов К.Л. Кулагин Советский подвдный флот 1922-1945 гг. С.176.
   
+
+1
-
edit
 

Konstan

втянувшийся

Про применение теплопеленгаторов в войне.
Заслуживает внимания полезная инициатива командования Ленинградской военно-морской базы КБФ, которое для обеспечения защиты блокированного Ленинграда со стороны залива использовало передвижную теплопеленгаторную станцию АТП-39. Она находилась в ведении ОВРа. В марте 1942 г. в нерабочем состоянии станция была передана из учебного отряда и в условиях блокадного Ленинграда была отремонтирована силами личного состава станции.
По заданию штаба ОВРа, спецстанция была установлена в районе Лисьего Носа и вела наблюдение за кораблями противника в секторе Петергоф — Кронштадт и, кроме того, контролировала проход по Северному фарватеру. Материальная часть имела значительные габариты. Гитлеровцы из Петергофа и других мест внимательно просматривали залив. Заметив нас, они бы не пожалели снарядов. Да и пирс был временный, что затрудняло погрузку. Большое мужество было проявлено старшиной 1-й статьи В. Сычевым, который возглавлял переброску материальной части станции. Ему помогал личный состав, старший матрос Ю. Иванов, матросы Е. Сарычев и Н. Еров, старшина 2-й статьи Б. Самченко. К счастью, это были бывалые моряки, служившие ранее на кораблях, и все обошлось благополучно, если не считать незначительных повреждений. Они были быстро устранены личным составом. Свою задачу подразделение теплопеленгаторной станции успешно выполнило.
В середине 1942 г. спецстанция с личным составом была перебазирована на ораниенбаумский участок с подчинением Кронштадтскому укрепленному району (КУРу). Ее задачей было блокирование прохода южного фарватера в секторе Кронштадт — Б. Ижора — Шепелев маяк.
Дополнительной задачей являлась охрана прилегающего побережья. Особенно важно это было в зимний период при замерзании залива и возможности выхода противника на лед. Подразделение спецстанции в тот период было единственной морской воинской частью в этом прибрежном районе. Нашими соседями были подразделения армейских частей Приморской оперативной группы (ПОГ). Они охраны берега не несли. Территорией спецстанции была прибрежная полоса Владимирской батареи, с которой были сняты орудия. Бетонные патерны батареи были заминированы. Сверху еще находились зарядные части торпед. В случае необходимости, чтобы не оставить противнику артиллерийские позиции, патерны могли быть взорваны. Спецстанция имела прямую телефонную связь с Кронштадтом (подводным кабелем), необходимые данные докладывали оперативному дежурному штаба КУРа.
Наиболее эффективная боевая работа спецстанции АТП-39 была после перебазирования ее в конце 1943 г. на о. Лавенсаари (о. Мощный) в распоряжение Островной военно-морской базы КБФ (ОВМБ). Она была перебазирована сюда после случая потопления фашистскими торпедными катерами на северном рейде острова канлодки «Красное Знамя» в июле 1943 г. Позднее она была поднята.
Станция была удачно установлена в северной части острова у маяка Лавенсаари (Норе-Капелаг) и имела хороший сектор обзора. Эту позицию я выбирал совместно с начальником штаба базы капитаном 2-го ранга Н. И. Теуминым.
Очень важную роль в обеспечении действий флота на Балтике оказывала ОВМБ КБФ, объединявшая все находившиеся там силы, включая 3-й гвардейский Краснознаменный авиационный полк. После эвакуации гарнизона с Ханко она стала передовой базой флота. Здесь проходил передний край морской обороны Ленинграда. Остров Лавенсаари балтийцы по праву называли форпостом Балтики. Командиром базы был контр-адмирал Г. В. Жуков. Отсюда обеспечивался выход в Балтийское море и сюда возвращались наши подводные лодки. Здесь базировались корабли и катера. Сюда приходили суда с грузами из Кронштадта и убывали обратно.
Для гитлеровского командования существование островной базы КБФ было крайне нежелательным. С начала навигации 1943 г. фашисты усилили против нее свои действия. Участились налеты авиации и обстрелы артиллерийским огнем с южного берега Финского залива, активизировались и боевые действия на море.
О значении ОВМБ адмирал Ю. А. Пантелеев писал: «Опыт отправления и встречи подводных лодок, который мы приобрели в Моонзунде, переносился теперь в Финский залив, на остров Лавенсари, сыгравший в дальнейшем очень важную роль в обеспечении действий флота» .
За период боевой службы на о. Лавенсари с июля 1943 г. по 20 сентября 1944 г. спецстанция АТП-39 проработала свыше двух тысяч часов в ночное время, дав 1879 обнаружений объектов — надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении .. Основная задача станции заключалась в обеспечении охраны подступов к ОВМБ, в своевременном обнаружении кораблей противника в темное время суток (или при плохой видимости), чтобы избежать возможной высадки десанта.
В 1944 г. представителями НИМИСТа (Карловым, Румянцевым) были установлены две переносные теплопеленгаторные станции. Они имели незначительную дальность действия. По своей конструкции они были весьма несовершенны и часто выходили из строя.
[...]
С момента освобождения г. Таллинна (22 сентября 1944 г.) спецстанция АТП-39 вместе с личным составом из ОВМБ КБФ была перебазирована в Таллиннский морской оборонительный район. До окончания войны подразделение выполняло задачу по обеспечению охраны подступов с моря к таллиннской военно-морской базе. Станция была установлена на п-ове Сурупи и вела боевую работу в режиме обнаружения возможного прохода кораблей противника в секторе п-ов Сурупи — о. Нарген.
Несмотря на тяжелые условия и трудности военного времени, связанные с блокадой Ленинграда, личный состав спецстанции АТП-39 обеспечивал выполнение заданий командования, что позволяло в ночное время или при плохой видимости обнаруживать корабли противника и принимать своевременные меры.
Образцы мужества и героизма показал личный состав спецстанции в боевых условиях и при неоднократном перебазировании материальной части. Моральный дух личного состава станции был на высоком уровне. Моряки были готовы до последнего патрона защищать свою спецстанцию.
Применение теплопеленгаторных станций в Великой Отечественной войне на балтийском театре полностью себя оправдало.
Весьма полезной, как это показал опыт войны, оказалась и научная тематика НИМИСТа ВМФ . Значительная часть научных тем была связана с разработкой для ВМФ средств связи, радиоэлектроники, телемеханики и автоматики, гидроакустики, наблюдения и разведки, в том числе и использования инфракрасного излучения. Помимо теплопеленгаторных станций, были разработаны блок-станции, специальные бинокли ночного действия, оптические телефоны и прочая специальная техника для ВМФ. Они также нашли применение. Блок-станции на инфракрасных лучах работали в период войны и блокады Ленинграда на входе в Морской канал (Ленинград) и для блокировки южного фарватера на траверзе Б. Ижора — Толбухин маяк. Бинокли ночного действия применялись на кораблях ОВРа в 1944 г. при прорыве минных позиций в Нарвском заливе.
Источник: БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.Инженер-майор в отставке М. М. Попов
После того, как в 1941 г. Германия напала на СССР, ТПС были развернуты на побережье морей СССР и встали на боевое дежурство. Прежде всего эту аппаратуру передали наиболее важным береговым батареям. Известно, например, что ТПС имелись на форту «Красная Горка» Кронштадской крепости, основным вооружением которого были четыре 12-дюймовые пушки в двухорудийных башенных установках и четыре таких же пушки на открытых барбетных станках.
За время войны эту аппаратуру в широких масштабах развернули на побережье Тихого, а также Северного Ледовитого океанов.
[...]
На полуострове Средний с 1940 г. была размещена 221-я береговая артиллерийская батарея, вооруженная тремя старыми 130-мм/55-калибровыми пушками. Орудиям этой батареи пришлось провести наибольшее в военно-морском флоте СССР число боевых стрельб по морским целям, поскольку в сфере действия ее орудий оказались подходы к финскому порту Петсамо, через который немцы вывозили важнейший стратегический груз — никелевую руду. Кроме того, этот порт являлся основной базой снабжения корпуса «Норвегия». Советское командование не сразу осознало значимость для немцев этой коммуникации, но уже летом 1942 г. на полуострове разместили новую 140-ю береговую артиллерийскую батарею, вооруженную тремя новыми 130-мм пушками Б-13-2с. В это время 221-й батареей командовал старший лейтенант Соболевский, командиром 140-й батареи был старший лейтенант Поночевный, а обе батареи организационно входили в состав 113-го отдельного артиллерийского дивизиона майора Космачева.
В период полярной ночи эффективность стрельбы обеих батарей резко уменьшалась, и немцы получали возможность проводить в Петсамо свои транспортные суда почти безнаказанно. Чтобы изменить эту ситуацию 1 октября 1942 г. на западном побережье полуострова Средний смонтировали ТПС. По приказу штаба Северного флота эту станцию подчинили СНиС, однако генерал Кабанов, возлагавший на ее использование большие надежды, приказал провести от нее телефонный кабель непосредственно на командный пункт 113-го дивизиона.
Впервые ТПС зарегистрировала боевую цель 6 октября 1942 г. По указанному станцией пеленгу с помощью прожектора обнаружили большой транспорт, идущий в Петсамо. Батареи добились четырех попаданий в транспорт и повредили его. 26 октября ТПС обнаружила немецкую быстроходную десантную баржу. Ее осветили прожекторами и обстреляли, но немцы включили свои прожектора, закрывшие баржу световой завесой, и баржа сумела скрыться. Тем не менее, ТПС смогла ее засечь на курсе отхода уже на выходе из залива. 30 ноября вечером в туман ТПС помогла найти большой транспорт, выходящий из порта, который был потоплен.
После этого крупного боевого успеха ответственность за организацию работы ТПС и координацию ее действий с береговыми батареями возложили на командира 113-го дивизиона майора Космачева и начальника артиллерии Северного оборонительного района полковника Алексеева.
Однако, данные разведки показали, что многим транспортам удавалось пройти в Петсамо незамеченными ТПС во время снежных бурь, поскольку падающий снег рассеивал тепло. Между тем, в конце декабря 1942 г. с ее помощью обнаружили немецкий эскадренный миноносец и два сторожевика. Огнем артиллерии один из сторожевиков был потоплен, а эскадренный миноносец получил повреждения. 5 февраля 1943 г. ТПС обнаружила два больших транспорта, идущих в Петсамо. Артиллерийский огонь 221-й и 140-й батарей вынудил транспорты отказаться от попытки прорваться в порт и вернуться назад.
Немцы, обеспокоенные возрастающим противодействием их транспортным операциям, предприняли специальные меры по маскировке своих судов. Не зная, каким именно образом противник обнаруживает их суда, немцы полагали, что главную опасность для них представляют прожектора. Для прорыва блокады они выбрали быстроходное транспортное судно с низким силуэтом и выкрасили его в черный цвет. Действительно, когда 17 февраля 1943 г. его движение зарегистрировала ТПС, и по указанному ей пеленгу стали светить прожектора, то цель визуально обнаружить не удавалось, поскольку черный транспорт шел на фоне черного скалистого берега. Однако, когда транспорт уже на самом входе в порт был вынужден отойти от берега, он все-таки был замечен и сразу же потоплен огнем находившихся в полной готовности батарей. Применение ТПС продолжалось, по-видимому, и зимой 1943-1944 гг.
Таким образом ТПС обнаруживала как транспортные суда, так и сопровождающие их военные корабли. Однако, эскортные суда (эсминцы, сторожевики, быстроходные десантные баржи) обнаруживались намного лучше транспортных и существенно демаскировали конвои для ТПС.
Получение в конце 1944 — начале 1945гг. от союзников большого количества радиолокационных станций орудийной наводки, обладавших несопоставимо большей эффективностью, сделало применение ТПС практически бессмысленным. Тем не менее, даже в августе-сентябре 1945 г. в составе СНиС Тихоокеанского флота находилось не менее шести ТПС. Интересно, что под Владивостоком даже построили несколько бетонных казематов для ТПС. Так, в южной части о. Большой Пелис (о-ва Римского-Корсакова) был найден цилиндрический бетонный каземат, высотой около четырех метров и диаметром около шести метров, в котором имелся проем, обеспечивающий сектор наблюдения почти в 180°. По стенам каземата, как у потолка, так и у пола, имеются рельсовые погоны, позволявшие плавно вращать ТПС, а также двигать заслонку, закрывающую проем на время бездействия станции. Каземат был построен, по-видимому, летом 1943 г. Впоследствии, после демонтажа ТПС, каземат был переоборудован в обычный наблюдательный пост. С этой целью посреди него и параллельно проему возвели стену с дверью и двумя окнами. Такой же каземат построили и в северной части острова Фуругельма. Таким образом, эти две ТПС могли контролировать пространство, прилегающее к важнейшим береговым батареям Хасанского сектора Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток».
Источник: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛООБНАРУЖИТЕЛЕЙ В БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В 1934-1945 гг.Владимир КАЛИНИН
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Интересно весьма, жаль, мало данных по техническим параметрам, конструкции и технике применения.
   
RU Клапауций #14.08.2008 08:23  @Fakir#10.08.2008 00:51
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Fakir> Вряд ли, ИМХО.
Fakir> Учитывая то, что по радарам вполне себе работали, и уже летом 41-го отечественные радары работали под Ленинградом.
Fakir> Скорее, дело просто в общей слабости элеметной базы и промышленности.

Ну, можно сравнить количественный и, главное, качественный уровень радиолокационной техники у нас и в Англии/США. Но результат настолько уж очевиден, что на "вполне себе" не тянет :) Станций орудийной наводки и радиовзрывателей у нас не было как класса, к примеру...

А слабость элементной базы и промышленности была одинакова для обоих отраслей, тут у ИК выигрыша особого не было.

Но если смотреть на историю разработок, то до конца 30-х годов (примерно до 1937-1939) нашли шли вровень с зарубежными исследователями, а кое-где и были впереди. По крайней мере, магнетроны у нас были свои, опытные образцы, конечно... Но потом всё резко затормозилось.

Вообще, интересная тема - что потом случилось? Там было намешано много чего, вплоть до "человеческого фактора". Чуть ли не с подачи самого Бонч-Бруевича чересчур увлеклись магнетронами непрерывного излучения, что потом оказалось ошибкой.
Впрочем, глубоко я там еще не копался.

Прошу прощения за оффтоп.
   

ahs

старожил
★★★★
Fakir> Теперь я понял, откуда растут ноги у инфракрасных приборов и инфракрасных разведчиков в "Тайне двух океанов" :):):)
А там разве не ультразвуковое все? Эх давно читал, вспоминаются только УЗ-пистолетики по крабам и МЕГА-УЗ-ИЗЛУЧАТЕЛЬ в носу лодки по врагам, скалам, льду и прочим препятствиям
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Из книги М. М. Лобанова "Развитие советской радиолокационной техники":

ПРЕДИСЛОВИЕ

К оглавлению К предыдущей страниц // hist.rloc.ru
 

______________________________________________________________

Несколько позже развернувшихся исследований по акустическому методу обнаружения в Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были начаты работы по обнаружению самолетов по их тепловому излучению. В 1932–1934 гг. были созданы экспериментальные теплообнаружители, которые неоднократно испытывались в разных условиях и по различным типам самолетов. Испытания позволили установить неперспективность теплового метода обнаружения самолетов. Однако было бы неразумно, ограничившись этими испытаниями, не попытаться опробовать метод теплообнаружения на других видах военной техники для содействия решению иных тактических задач. Военные инженеры Главного артиллерийского управления (ГАУ) предложили провести дополнительную проверку аппаратуры теплообнаружения по обнаружению танков для артиллерийской разведки и по военным кораблям в интересах Военно-Морского Флота.

Испытания по танкам показали малоудовлетворительные результаты. После этого было предложено провести испытания на море. Начальник Морских Сил РККФ В. М. Орлов весьма одобрительно отнесся к предложению ГАУ и рекомендовал провести опыты на Балтике у командующего флотом Л. М. Галлера, большого поклонника новой техники.

В июне – июле 1934 г. под руководством автора данной книги на одном из фортов Кронштадта, а затем на борту линейного корабля «Марат» были проведены разносторонние испытания по обнаружению торговых судов и кораблей Балтийского флота.
В результате испытаний теплоулавливателя диаметром 150 см дальность обнаружения составила: торгового судна 8–9 км; сторожевого корабля 12–16 км; эскадренного миноносца 16–22 км; подводной лодки в надводном положении 3–4 км; парового катера 4–5 км; точность пеленга 1–1,5°.

Полученным результатам Л. М. Галлер и В. М. Орлов дали очень высокую оценку и просили как можно быстрее передать отчеты по испытаниям и техническую документацию теплоулавливателя. заказывающим органам ВМС.

Теплоулавливатель ТУ-1

Таким образом, работы ВЭИ – ГАУ, выполненные по инициативе и заданиям ВТУ – ГАУ, хотя и не решили первоначально поставленной задачи для ПВО, не пропали зря и положили начало развитию и применению в Военно-Морских Силах нового технического средства разведки и наблюдения надводной обстановки, обеспечивающего поражение целей противника. Во время Великой Отечественной войны теплообнаружение широко использовалось на флоте и в береговой обороне.

За исследования по теплообнаружению и полученные результаты коллектив проф. В. А. Грановского (руководителя работы) в 1941 г. был удостоен Государственной премии СССР.
___________________________________________________________________
   2.0.0.82.0.0.8
RU AlexDrozd #14.11.2008 10:27
+
-
edit
 

AlexDrozd

опытный
★☆
Теплопеленгаторы применялись в 30-х годах для охраны территории базы радиоуправляемых торпедных катеров. Катера базировались в бухте Пейпия, самолеты управления (МБР-2) - на Копенском озере, сама база не перешейке между озером и бухтой.
Написано об этом в книге Никитина "Катера пересекают океан", она есть в сети, на "13-й базе".
Технических подробностей там нет.
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Исследования чувствительности возбужденных фосфоров к ИК лучам были впервые начаты в Советском Союзе в ФИАНе (В.Л.Левшин,В.В.Антонов–Романовский). Поскольку с помощью таких фосфоров можно обнаруживать ИК источники, развитие этих работ имело оборонное значение. Руководил ими С.И.Вавилов. Сразу после переезда в Казань С.И.Вавилов, Б.М.Вул, В.Л.Левшин и С.А.Фридман отправились в воинскую часть с вопросом,чем может Институт помочь фронту. Была обстоятельная беседа, во время которой один из ведущих военных вручил экран, обнаруженный на трофейном танке. Как потом выяснилось, это был люминесцентный экран, дававший яркую красную вспышку под действием ИК лучей. В 1943 г.в лаборатории были получены и исследованы фосфоры (на основе CaS ·SrS с двумя редкоземельными активаторами Ce,Sm или Eu,Sm), дающие яркую (зеленую или красную) вспышку под действием ИК лучей. Яркость красной вспышки не уступала трофейному образцу. По чувствительности к ИК свету (она имела максимум при 1,1 мкм и простиралась до 2 мкм), по величине запасаемой при возбуждении энергии (световой суммы) они значительно превосходили все известные в то время люминофоры. Первые испытания этих фосфоров в полевых условиях проходили в Москве в августе 1943 г. В сентябре 1943 г ФИАН возвратился в Москву и наша дальнейшая работа проходила в старом здании ФИАНа на Миуссах. Из полученных фосфоров были изготовлены тонкие экраны,которые могли вводиться в фокальную плоскость имевшихся биноклей – полевого (Б 6) и морского (Б 8). Будучи выведены из фокальной плоскости экраны попадали под специальные светофильтры и могли заряжаться – запасать световую энергию, которой хватало для работы на длительное время (на недели). С помощью таких биноклей можно было в ночное время осуществлять сигнализацию в ИК лучах. Разработанные приборы БИ 6 и БИ 8 успешно прошли Государственные испытания (в ноябре декабре 1943 г в г. Батуми; представителем от АН СССР в Госкомиссии была З.Л.Моргенштерн) и были приняты на вооружение. Опытные партии этих приборов, с экранами,сделанными в ФИАНе, были изготовлены в 1944 г. на Оптико-Механическом заводе в Дербышках (под Казанью), а затем на заводе в Новосибирске. По неофициальным данным (сообщение П.П.Феофилова) нам известно,что они применялись во время войны при проводе в ночное время кораблей по реке Неве.
 


Не очень понятно, правда, для чего и как в конечном итоге эти вставки в бинокли использовались - согласно некоторым скупым упоминаниям, больше не для наблюдения за местностью и/или обнаружения противников, а для скрытой подачи сигналов.

Аналогичными вещами (специальными люминофорами для визуализации ИК) активно занимались и в США, и даже в Японии - но что там у них получилось, и куда их пихали, не попадалось.
   3.6.33.6.3
+
-
edit
 
В 1939 году дирекция института НИИ-10 (ныне Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир») принимает решение о развитии направления по использованию инфракрасных лучей. Создается лаборатория теплопеленгации, которую возглавил Н.Д. Смирнов.

Смирнов, Николай Дмитриевич (конструктор) — Википедия

2 декабря 1899(1899-12-02) неизвестно  СССР морское приборостроение, теплопеленгация и инфракрасная техника доктор технических наук МВТУ имени Н. Э. Баумана основатель (совместно с В. А. Грановским и К. С. Вульфсоном) советской научной школы теплопеленгации Николай Дмитриевич Смирно́в (1899 — 1980?) — конструктор в области морского приборостроения, учёный, основатель советской научной школы по теплопеленгации и инфракрасной технике. Родился 2 декабря 1899 года. Окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана (1925), радиоинженер. // Дальше — ru.wikipedia.org
 

Под его непосредственным руководством по заданию Военно-Морского Флота срочно велась разработка двух вариантов теплопеленгаторов – для установки на кораблях и автомобилях. Испытания автомобильного варианта, которые проходили в 1939 году в Севастополе и дали хорошие результаты. Морской транспорт обнаруживался на расстоянии до 30 км. Этот пеленгатор поступил на вооружение береговых войсковых соединений и долгие годы выпускался серийно.
Автомобильный теплопеленгатор «АТП-39» 1939г.
Прикреплённые файлы:
АТП-39.jpg (скачать) [600x449, 78 кБ]
 
 
   1717
+
+1
-
edit
 
В том же году создается весьма компактный береговой стационарный теплопеленгатор-теплоблок (БТП-39) и корабельный теплопеленгатор, опытный образец которого был установлен на крейсере «Красный Кавказ». Этот образец корабельного теплопеленгатора имел шифр «Уран», прибор имел стабилизацию оптической оси.
В 1940 г. НИИ-10 передан в Наркомат судостроительной промышленности в целях своевременного оснащения радиоэлектронным оборудованием военных и торговых кораблей, при этом приоритет отдается разработкам, относящимся к ВМФ. В 1940 г. теплоблок БТП-39 совершенствуется, становится более компактным. Один из этих приборов, установленный на Дальнем Востоке, контролировал выход японских и китайских кораблей из реки Сунгари. Второй был установлен на Дунае и регистрировал прохождение подводных лодок и других судов в ночное время в тумане. Еще один БТП-39, установленный у Толбухина маяка в Финском заливе, регистрировал прохождение кораблей всех классов вплоть до торпедных катеров. За создание устройств теплопеленгации основоположник этого направления в институте Н.Д. Смирнов и его помощник В.Т. Родионов в 1941 г. удостоены Государственной премии СССР.
Корабельный теплопеленгатор КТП-39 1939г.
Прикреплённые файлы:
КТП-39.jpg (скачать) [447x600, 80 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛООБНАРУЖИТЕЛЕЙ В БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В 1934-1945 гг.
было уже в тексте ... дополню сканов с картинками :)
Прикреплённые файлы:
1.jpg (скачать) [1653x2283, 489 кБ]
 
 
   1717
RU Грач #12.03.2017 16:41  @Грач#12.03.2017 16:40
+
-
edit
 
Грач> было уже в тексте ... дополню сканов с картинками :)
.
Прикреплённые файлы:
2.jpg (скачать) [1653x2283, 572 кБ]
 
 
   1717
RU Грач #12.03.2017 16:42  @Грач#12.03.2017 16:41
+
-
edit
 
Грач>> было уже в тексте ... дополню сканов с картинками :)
..
Прикреплённые файлы:
3.jpg (скачать) [1653x2283, 508 кБ]
 
 
   1717
RU Грач #12.03.2017 16:43  @Грач#12.03.2017 16:42
+
-
edit
 
Грач>>> было уже в тексте ... дополню сканов с картинками :)
...
Прикреплённые файлы:
4.jpg (скачать) [1653x2283, 523 кБ]
 
 
   1717
RU Грач #12.03.2017 16:44  @Грач#12.03.2017 16:43
+
-
edit
 
Грач>>>> было уже в тексте ... дополню сканов с картинками :)
....
Прикреплённые файлы:
5.jpg (скачать) [1653x2283, 600 кБ]
 
 
   1717
RU off-topic-off #13.03.2017 22:19
+
-
edit
 

off-topic-off

аксакал
☆★★

Было то было, но в крошечных, следовых, количествах
   51.051.0

Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru