3 ноября исполнилось 145 лет железнодорожному цеху Путиловского/Кировского завода, ныне ЗАО «Локомотив».
В ноябре 1870 года Н.И.Путиловым на принадлежавшем ему заводе были организованы железнодорожные мастерские, проложены рельсовые пути с шириной колеи 900 мм и закуплены в Бельгии двухосные узкоколейные паровозы.
В короткий срок длина путей достигла 50 верст, было приобретено 18 паровозов и 400 вагонов разного типа. По мере развития завода происходило дальнейшее увеличение парка подвижного состава и протяженности железнодорожного полотна. Для связи предприятия с Николаевской железной дорогой в 1885 году была построена станция Пущино, ныне отмечающая 130-летие. В 20 веке важнейшим преобразованием стала замена узкой колеи на широкую, которая была осуществлена в 1935-1936 годах под руководством начальника железнодорожного цеха Александра Карповича Мирошникова, удостоенного звания Героя Социалистического Труда.
Коренные изменения произошли в железнодорожном хозяйстве завода в послевоенный период. В 1953 году было построено современное здание депо, где и сегодня располагается ЗАО «Локомотив». А с конца 1950-х годов в течение десяти лет происходила поэтапная замена паровозов на маневровые тепловозы. Поначалу это были локомотивы серии ТГМ1, затем разные модификации ТГМ3 и ТГМ23, а на смену им пришли тепловозы серий ТГМ4 и ТЭМ2, которые находятся в эксплуатации и по сей день.
Огромная заслуга в техническом переоснащении железнодорожного цеха принадлежала его начальникам: Петру Григорьевичу Меркурьеву, возглавлявшему коллектив с 1961 по 1975 год, а также сменившему его Алексею Николаевичу Иванову, который руководил подразделением в течение 27 лет. Именно при нем в период перестройки цех одним из первых на Кировском заводе был переведен на рыночные «рельсы». С апреля 1991 года он начал работать на полном хозрасчете в качестве арендного железнодорожного предприятия, которое в июле 1993-го было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Локомотив». А в 2001 году предприятие, успешно преодолевшее кризис лихих 90-х, вернулось в состав Группы компаний «Кировский завод» уже в качестве дочернего общества.
Общая протяженность железнодорожных путей на головной площадке Кировского завода и в Горелово со станциями примыкания к РЖД Новый Порт и Лигово составляет 49 км. На обеих площадках имеются депо. Тяговый подвижной состав включает 12 локомотивов: 10 маневровых машин серии ТГМ4 и два поездных тепловоза ТЭМ2. Также есть несколько железнодорожных кранов и другое специальное оборудование. В настоящее время ЗАО «Локомотив» – это крупнейшее в Северо-Западном регионе предприятие промышленного железнодорожного транспорта.
Будучи еще арендным предприятием под руководством А.Н. Иванова, в целях повышения эффективности производства начали своими силами ремонтировать собственную технику. Тогда же стали получать первые заказы на ремонт тепловозов и кранов от Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Но значительного роста этого вида деятельности добились после получения в декабре 2011-го Государственного сертификата соответствия ремонтной базы проведению всех видов ремонтов маневровых тепловозов серий ТГМ4 и ТГМ23. А в 2014 году был освоен капитальный ремонт тепловозов серий ТЭМ2 и ТГМ6...
(газета Кировец от 05.11.2015 года)