Sputnik> Нечто такое ?
Да, только картинка очень утрированная.
Sputnik> Но вихрегенратор на самолете отправляет вихрь вдоль поверхности, а тут обрыв кормы.
Обрыв кормы это турбулизатор, создающий неустойчивое обтекание. А продольный вихрь - это устойчивая система, позволяющая стабилизировать поток.
Sputnik> На "искандере" я именно так и сделал - турбулизатор у края кормы - не полетело.
Ну, все-таки турбулизатор и вихрегенератор это разные вещи. Не зная, как ты это сделал, сказать что-либо проблематично. Например, вихрегенератор надо ставить не у края, а немного отступя, иначе вихрь организуется уже за дном.
Sputnik> Пропил надо попробовать. Какой размер и форму пропила сделать для корпуса диаметром 82 мм?
Диаметр корпуса может определить только количество пропилов, а глубину определяет толщина стенки корпуса. Чем мельче пропилы, тем чаще их надо расположить по периметру. Дать практические рекомендации не могу, поскольку сам не делал. Это должно быть что-то вроде нарезки в стволе винтовки, только снаружи.
AXT>ЕМНИМС, таки чем толще и ассиметричней профиль, тем могучей вихрь
Создание могучего вихря требует затрат энергии, т.е. рост сопротивления. При наличии мощных стабилизаторов, вопрос о спиралях обычно отпадает. Рассматриваем случай, когда по причинам копийности нет возможности установить развитое оперение. Тут нужно просто стабилизировать обтекание дна, что можно сделать системой небольших вихрей.
AXT>Вихри будут осевые — это точно то, что нужно? Можно сформировать пелену из кольцевых, делается цилиндрической юбкой на корпусе, если правильно помню.
Создание кольцевой вихревой пелены усугубляет картину разряжения на дне. К тому же, она формируется за дном и не является устойчивой, хотя при идеальных условиях может распадаться на ряд устойчивых кольцевых вихрей, но уже за дном, т.е. без влияния на обтекание ракеты.
Осевые вихри надо формировать немного заранее, отступя от дна. Тогда они будут положительно влиять на обтекание и даже снижать разряжение на дне. Но надо, конечно, оговориться - многое зависит от формы ракеты. Понятно, что у каждого средства есть ограничения. При очень развитом дне и слабеньких вихрегенераторах эффекта можно и не получить.
Хочу еще раз повторить, что сам этого никогда не делал, а высказываю только мнение на основе теоретических знаний. С большим "дном" дела не имел, но на практике, когда на моих ракетах появлялась спираль, она всегда убиралась более тщательным подходом к геометрии узлов, жесткости и точности их установки, прежде всего - стабилизаторов и мотора.