Статья в Коммерсант-власть о «Курске"

Теги:флот
 
+
-
edit
 

Toronaga

втянувшийся

На прошлой неделе генеральный прокурор РФ Владимир Устинов подвел в Мурманске предварительные итоги расследования гибели АЛЛ «Курск». Называть причину катастрофы он не стал. Но ясно, что сегодня можно говорить лишь об одной версии событий 12 августа 2000 года.
ВЯЧЕСЛАВ ГУДКОВ.Мурманск
«Петр Великий» не стрелял
После трагедии в Баренцевом море командование ВМФ России, эксперты и журналисты выдвигали более десятка версий по поводу возможных причин катастрофы «Курска». Среди них, например: поражение субмарины крылатой ракетой, выпущенной с борта крейсера «Петр Великий»; случайное столкновение «Курска» с надводным кораблем; неграмотные действия экипажа. Со временем большая часть предположений отсеялась, и среди официальных остались три: столкновение с иностранной подводной лодкой; взрыв собственной торпеды на борту «Курска»; подрыв на мине времен второй мировой войны.
Версия о причастности «Петра Великого», несмотря на ее исключение из числа официальных, довольно долго существовала как бы особняком, и ее продолжали обсуждать российские и западные СМИ. Видимо, потому, что ни следователи, ни командование ВМФ до поры до времени не могли предоставить общественности доказательств ее несостоятельности. Этот пробел Владимир Устинов восполнил на недавней пресс-конференции в Мурманске. По его словам, специальная ревизия (ее провели специалисты главного управления ракетно-артиллерийского вооружения Минобороны России) показала, что в день катастрофы 12 августа 2000 года ни один надводный боевой корабль Северного флота, включая «Петр Великий», не производил никаких стрельб. В соответствии с планом флотских учений в тот день стреляли лишь субмарины. Пять подводных лодок выпустили в общей сложности 12 учебных торпед, причем 11 торпед были, как и положено, найдены и подняты специальными флотскими судами-торпе-доловами, а одна потерялась (в зоне недосягаемости «Курска»).
А осенью прошлого года задвинули подальше и версию о мине — и вице-премьер Илья Клебанов, и глава ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский, и члены госкомиссии по расследованию гибели «Курска» неоднократно признавали, что она представляется маловероятной. И к моменту подъема «Курска» остались две основные версии.
Медуза или подлодка?
Постановка субмарины в док в октябре прошлого года позволила следствию получить доступ к важным вещественным доказательствам. Криминалистам удалось найти в завалах на «Курске», например, более 10 вахтенных журналов, в том числе вахтенный журнал центрального поста, журнал радиодонесений, навигационный вахтенный журнал, а также журнал боевой подготовки корабля. Кроме того, в отсеках субмарины были обнаружены пять самописцев с носителями — бумажными лентами и аппарат
«Снегирь», который пишет на магнитную ленту все переговоры по громкого-ворящей связи между отсеками подводной лодки.
Большая часть этих находок не помогла следствию, поскольку, как заявил генеральный прокурор, они не содержат никаких сведений об аварийной обстановке либо нештатной ситуации на борту «Курска». Известно, например, что в 10.20 12 августа подводный крейсер ^
«осуществлял обычное маневрирование в назначенном районе», а последняя перед катастрофой запись была сделана в журналах в 11.15, то есть примерно за 15 минут до первого взрыва, но помочь установлению причины катастрофы эти данные не могут.
По счастью, не все находки оказались пустышками. Вместе с другими документами на лодке был найден вахтенный журнал гидроакустиков, в котором фиксировалось местонахождение всех надводных и подводных объектов в районе учений. Исследовав данные этого журнала, следователи пришли к выводу, что в момент катастрофы рядом с «Курском» не находилось ни одного корабля либо подлодки, с которыми он мог столкнуться. И Владимир Устинов заявил, что ни о каком участии в инциденте иноземного «супостата» речи сейчас вообще нет, поскольку «данных о наличии в районе катастрофы иностранных кораблей нет ни в материалах уголовного дела, ни у моряков Северного флота». Что касается зеленого буя, который якобы видели моряки с крейсера «Петр Великий» и который, как предполагали, мог принадлежать иностранной субмарине, то его, по словам генпрокурора, на самом деле не было. Многократные допросы свидетелей показали, что люди, якобы видевшие буй, перепутали его с обыкновенной медузой, которые летом нередко заходят в Баренцево море.
Безопасная торпеда
Версия о взрыве на борту «Курска» собственной торпеды бьша самой неудобной и для командования ВМФ, отвечающего за эксплуатацию субмарин и подготовку их экипажей, и для представителей оборонки, которые конструировали и поставляли флоту эти самые торпеды. Не случайно адмиралы довольно долго настаивали на версии столкновения «Курска» с иностранной субмариной, которое можно было списать, например, на неграмотные действия командира чужой подлодки.
Сегодня об этой версии не вспоминают. А Владимир Куроедов подтвердил вывод, который напрашивался после заявлений генпрокурора: у следствия осталась лишь одна версия событий 12 августа 2000 года. Отвечая на вопросы журналистов по поводу причин катастрофы, главком ВМФ сказал, что доверие ученых, конструкторов и руководителей ВМФ к торпеде с перекисно-водородным двигателем «оказалось неоправданным».
Перекисно-водородные торпеды состоят на вооружении нашего ВМФ с 1957 года. До катастрофы в Баренцевом море они считались надежными и относительно безопасными, хотя специалисты понимали, что соседство перекиси водорода и керосина, использующегося в торпеде в качестве топлива,— фактор серьезного риска. После гибели «Курска» отношение к ним пересмотрено. «Эти торпеды уже сняты с боевого дежурства, и мы планируем вообще от них отказаться,— заявил в Мурманске адмирал Куроедов.— Сейчас им ищут замену».
Связанный буй
За три с лишним месяца напряженной работы в доке судоремонтного завода поселка Росляково следователи и судмедэк-сперты сумели извлечь и опознать практически все остававшиеся в субмарине тела погибших подводников. «Власть» подробно рассказывала об этой работе. После постановки лодки в док из «Курска» удалось извлечь 82 тела, 79 из них на сегодняшний день опознаны. Всего же с учетом 12 подводников, поднятых со дна Баренцева моря в октябре—ноябре 2000 года, бьыи найдены тела 94 из 118 членов экипажа подводной лодки. Кроме того, следствие извлекло из субмарины 105 фрагментов человеческих тел — для их идентификации будет проведена специальная судебно-биологичес-кая экспертиза.
К сожалению, среди найденных моряков не оказалось тела командира «Курска» капитана первого ранга Геннадия Лячи-на. Криминалистам удалось лишь обнаружить в лодке его форменную тужурку. Похоже, что командир, находившийся во время взрыва во втором отсеке, до последнего пытался выправить ситуацию и попал в число подводников, от которых остались только личные вещи.
После долгих криминалистических экспертиз следствию удалось наконец со стопроцентной точностью установить авторов всех трех найденных предсмертных записок. Напомним, что первую из них нашли в одежде капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, вторую — в одежде капитан-лейтенанта Рашида Аряпова, а третью — в пластиковой бутылке из-под воды, валявшейся на дне девятого отсека. Эксперты выяснили, что первую записку написал Колесников, третью — старший мичман Андрей Борисов. А вот вторая, как выяснилось, была составлена не тем, кому ее приписывали. На самом деле автором
этого послания был капитан-лейтенант Сергей Садиленко.
Частично был обнародован и текст второй записки, до этого скрытой за семью печатями. Садиленко, в частности, написал о том, что в девятом отсеке частично отсутствовали штатные спасательные средства. Комментируя эту информацию, Владимир Устинов заявил, что офицер ошибался. В процессе осмотра этого отсека следователи обнаружили все положенные средства спасения. По мнению следствия, моряки не смогли обнаружить часть из них из-за слабого освещения и пожара в отсеке.
Последним важным выводом следственной группы можно считать заключение относительно сигнального буя, который крепился на верхней палубе лодки над восьмым отсеком. В критической ситуации такой буй должен подниматься на поверхность самостоятельно либо с помощью экипажа, дабы оповестить спасателей об аварии на субмарине и указать ее точное местоположение. Причина, по которой этот буй не поднялся на поверхность 12 августа 2000 года, долгое время оставалась загадкой. По словам генерального прокурора, к этой ситуации имел отношение и завод-изготовитель, и сами подводники. Во-первых, на заводе с буя не сняли одно из крепежных устройств. Во-вторых, сами подводники, зная о таком недостатке, мирились с ним и ходили в море с нерабочим сигнальным устройством. Хотя во время катастрофы этот буй, возможно, помог бы спасти жизнь хотя бы тем членам экипажа «Курска», кто еще оставался в живых в девятом отсеке.
Тайна первого отсека
Окончательные выводы о первопричине катастрофы «Курска» Владимир Устинов пообещал обнародовать после подъема со дна Баренцева моря фрагментов первого отсека субмарины. Эту операцию планируют провести в мае—июне нынешнего года. По словам командующего Северным флотом вице-адмирала Геннадия Сучкова, уже сейчас на флоте формируется новая экспедиция особого назначения для подъема этого отсека. Поскольку в перечне необходимых для следствия фрагментов значатся детали массой от 5 до 12 тонн. Северный флот сможет справиться с задачей своими силами, без привлечения иностранных специалистов.
К концу апреля специалисты Северного флота, которые сейчас принимают «Курск» у следователей, должны будут закончить подготовку субмарины к окончательной утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежногорск Мурманской области).
 
+
-
edit
 

George

опытный

Toronaga>Перекисно-водородные торпеды состоят на вооружении нашего ВМФ с 1957 года. До катастрофы в Баренцевом море они считались надежными и относительно безопасными, хотя специалисты понимали, что соседство перекиси водорода и керосина, использующегося в торпеде в качестве топлива,— фактор серьезного риска. После гибели «Курска» отношение к ним пересмотрено. «Эти торпеды уже сняты с боевого дежурства, и мы планируем вообще от них отказаться,— заявил в Мурманске адмирал Куроедов.— Сейчас им ищут замену».

Вот уж кого гнать надо, так это Куроедова. И не за "Курск", а за эту тупоголовую логику - согласно его словам нам надо вообще быстренько разоружиться. Что там перекись водорода с керосином! Взрывчатка еще опаснее, ракеты вон тоже какой-то гадостью заправлены, самолеты - тяжелее воздуха, т.е могут упасть на землю, ну, а про всякие ядерные штучки лучше вообще молчать...

Не фиг в море выходить, если такой принципиальный и кристалльно-честный, а денег нет. Так и скажи, что экипаж не обучен, торпеды из Алма-Аты триста лет не поставлялись, поэтому, я, как отец-командир, скудные средства лучше на поддержание бытовых условий направлю, а не показуху...

Или сразу скажи, что причина аварии - это недостаточное финансирование флота, в результате чего уровень боевой подготовки стремится к нулю, а материальное обеспечение его уже давно достигло...
 
>Вот уж кого гнать надо, так это Куроедова. И не за "Курск", а за эту тупоголовую логику - согласно его словам нам надо вообще быстренько разоружиться. Что там перекись водорода с керосином! Взрывчатка еще опаснее, ракеты вон тоже какой-то гадостью заправлены, самолеты - тяжелее воздуха, т.е могут упасть на землю, ну, а про всякие ядерные штучки лучше вообще молчать...

Согласен с Вами полностью.Больше всего боюсь что начнут делать некие глобальные выводы - какие корабли нужны флоту,какое оружие,какая ПСС и тд и тп.Нужно выводы по конкретным людям сделать,успокоится и жить дальше.Главное населению и военным надо наконец понять, что подобные катастрофы неизбежны.Точно так же как катастрофы самолетов - гражданских и военных.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

George

опытный

Прочитал тут книжку кап.1 р. Александра Шигина о Курске. Рекомендую. Много фактов, без ангажированности, профессионально.

Он не останавливается на конкретной причине первого взрыва (до окончательных выводов комиссии), но детально описывает, что было дальше на основании фактов, собранных следственной группой.

В течение 135 секунд после первого взрыва (до второго) экипаж вел борьбу за живучесть. В частности, реакторы были заглушены не только автоматикой, но и вручную. Во время второго взрыва мгновенно погибли все в первых 6-ти отсеках лодки (с 1-го по 5-бис), т.к все перегородки были вышиблены. Переборка между 5-бис и 6-м выдержала, но превратилась в полусферу и стала пропускать воду. Все, кто выжил и находился в 6-м, 7-м и 8-м отсеках организованно перешли в 9-й, взяв с собой все инд. средства спасения (пластины регенерации, ИДА, термокостюмы).

Паники в 9-м не было. Это установлено по содержанию сахара в крови тел подводников. Колесников взял на себя командование, они стали экономить запасы кислорода, воздуха и электричества. Вода фильтровалась в отсек, но незначительно, ее остановили, подняв давление на 0.6 атм.

Повышенное давление приводит к более быстрому расходованию пластин регенерации. В 19 часов, видимо, 3 человека стали их менять. Дальше произошло непоправимое. Пластины очень бурно реагируют при попадании в воду. Не то с потолка капнуло, не то банку уронили в темноте, но мгновенно произошла бурная реакция, которая уничтожила весь кислород в отсеке и погибли все и сразу.

У троих обнаружены сильнейшие химические ожоги. Один, видимо, пытался накрыть банку телом (у него выжжена вся брюшная полость, а у второго - нет лица), остальные были без ИДА и прочих средств инндивидуального спасения, т.е. ничего внепланового не ожидали...

Вечная им память.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru