[image]

Рука Москвы

Теги:страны
 
RU Фагот #04.03.2004 15:11
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Внешняя политика Кремля в ближнем зарубежье меняется кардинальным образом. Вопросы доминирования России на постсоветском пространстве вновь перешли в разряд актуальных.

Возрождение имперских амбиций или новая «либеральная империя» – неважно, как в итоге назовут эту тенденцию. Факт остается фактом: активизация отечественной дипломатии в бывших советских республиках и рост экономики, усиливающий инвестиционный потенциал российских компаний, – главные стимулы военной и прежде всего экономической экспансии России на просторы бывшего СССР.
В форсировании процесса оказался заинтересован и Кремль. Ведь увеличение экономического влияния России в этих странах при грамотном использовании позволит усилить политическое влияние Москвы на местные элиты.
Активность российских компаний на постсоветском пространстве можно разделить на два этапа. Первый стартовал еще в начале 90-х и характеризовался экспансией в первую очередь нефтяных холдингов, приобретавших доли участия в проектах освоения и разработки перспективных месторождений. Следующий начался во второй половине 90-х годов и обозначил возросший интерес отечественного бизнеса к производственным и транспортным активам республик бывшего СССР.
Новая волна экономической экспансии России на постсоветском пространстве нередко опирается на размещенные в этих государствах контингенты российских войск. Условно можно выделить три зоны, в которых проникновение отечественного бизнеса происходит с опорой на присутствующие войска РФ. Это Западная зона (Украина, Белоруссия и Молдавия), Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) и Азия (Таджикистан, Казахстан и Киргизия).


Западная зона
Активное проникновение российского капитала в этот регион обусловлено его близостью к европейскому рынку, евроазиатским транзитным путям, наличием развитой промышленной базы и квалифицированной рабочей силы.
Украина занимает особое место среди стран, входящих в Западную зону. Здесь присутствие отечественного капитала наиболее весомо и имеет устойчивую тенденцию к росту. Возможно, это связано и с тем, что, несмотря на давние обещания европейцев, пока никто не собирается принимать Украину в НАТО. Ведь единовременные затраты для приведения военной инфраструктуры к натовским стандартам ($20–25 млрд.) нереальны для украинского бюджета. Да и в Киеве уже осознали, что присоединение к НАТО – не гарантия вступления Украины в ЕС. А тотальная зависимость украинской энергетики от российских углеводородов и стремление Москвы построить трубопроводы в обход Украины заставили Киев пересмотреть свое отношение к участию россиян в скупке предприятий.
Сегодня Украина стоит на распутье: благодаря российскому капиталу развивается экономика, но отдаляется возможность тесной интеграции со странами ЕС. Это предопределяет колебания политического курса Киева между «восточным» и «западным» векторами, включая новые спекуляции вокруг главной базы Черноморского флота в Севастополе, но вряд ли станет препятствием для продолжения экспансии российского бизнеса.
В совершенно ином положении находится Белоруссия. Раньше на фоне трений в отношениях РФ и Украины Белоруссия выглядела «передовым форпостом» Москвы на границе с Европой. Теперь же Александр Лукашенко, отвергнув принципы строительства союзного государства, предложенные РФ, оказался в изоляции. С Кремлем отношения испорчены, а ЕС до сих пор не признает легитимности избрания его президентом. Лукашенко по инерции продолжает строить самодостаточную экономику по образцу СССР, но попытка отгородиться от интеграционных процессов и российских инвестиций приведет лишь к углублению кризиса.
Что же касается Молдавии, то, осознав бесперспективность воссоединения с Румынией и вхождения в ее составе в ЕС, пришедшие к власти коммунисты заявили о дружбе с Россией. Однако 2003 год закончился отказом главы Молдавии Владимира Воронина подписать уже согласованный всеми сторонами Меморандум по урегулированию приднестровского конфликта. А Приднестровье – это практически весь действующий промышленный потенциал страны (около 40% ВВП). Стремясь решить проблему внешнего долга (свыше $1 млрд.), Кишинев неоднократно пытался расплатиться с европейскими кредиторами акциями «независимых» приднестровских предприятий. В ответ Тирасполь планомерно распродает свои активы РФ и Украине. Гарантом же долгосрочной безопасности отечественной собственности в Приднестровье является присутствие российского миротворческого контингента, выводу которого Тирасполь готов сопротивляться до бесконечности.


Закавказье
Здесь почти все политические события в той или иной степени связаны с нефтью. Интрига геополитической игры – в конкуренции двух направлений транзита азербайджанских углеводородов. Исторически экспортные потоки нефти из Баку контролировались Россией. Пока большая ее часть по-прежнему перекачивается по трубопроводу Баку – Новороссийск в обход Чечни. Однако западные нефтяные компании, работающие в Азербайджане, заинтересованы в диверсификации маршрутов. Уже сегодня часть бакинской нефти транспортируется до грузинского порта Супса, а затем танкерами – на мировые рынки. Одновременно идет строительство трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Этот проект, реализуемый консорциумом западных компаний, разрабатывающих каспийские месторождения Азери – Чираг – Гюнешли, всемерно поддерживается Азербайджаном, Грузией, Турцией и США.
Противостояние за контроль над нефтяным экспортом длится в Закавказье не один год. Регион фактически разделен на две конкурирующие группировки. В первую входят РФ, Армения и Иран, не желающий усиления Азербайджана, Турции и Грузии, а значит, и американских позиций. Обе группы имеют некие страховочные узлы: подконтрольные конфликтные зоны. У РФ – Нагорный Карабах (Азербайджан), Абхазия и Аджария (Грузия). У «соперников» – Дагестан и Чечня. Использование этих зон странным образом совпадает с событиями в политической жизни стран региона. Так, скоротечное заключение мира в Чечне в 1996 г., противоречащее предвыборной стратегии Бориса Ельцина (потеря голосов военных), совпало с началом пуска трубопровода Баку – Новороссийск. А вслед за вторжением боевиков Басаева в августе–сентябре 1999 года в Дагестан (чуть не сорвавшим предложение РФ транспортировать нефть из Баку в обход Чечни) США, Турция, Азербайджан и Грузия подписали в Стамбуле соглашение о строительстве БТД. Наконец, загадочное вторжение и гибель «опытнейших», по оценкам российских военных, чеченских боевиков в Дагестане в конце 2003 года совпало с решением инвесторов утвердить кредитное соглашение по финансированию строительства трубопровода БТД.
Отпечаток на эти процессы накладывает и историческая конкуренция России и Турции за влияние на страны Закавказья, и «холодная война» Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха. Баку укрепляет позиции, привлекая на свою сторону США (совместные нефтяные проекты), а Армения наращивает военную мощь с помощью российской военной базы в Гюмри и закупок новейших вооружений.
Именно Армения пока остается самым надежным союзником РФ на Кавказе. Правда, из-за конфликта с Азербайджаном Ереван оказался в политической и экономической блокаде со стороны Баку и поддержавшей его Анкары. Сегодня основной объем товаров страна получает через Грузию и Иран. Кроме того, Армения не имеет природных ископаемых и гидроресурсов для производства энергии. И РФ оказалась естественным экономическим союзником Армении, гарантирующим обновление ядерного топлива для армянской АЭС и поставки газа на ТЭС. В оплату за долги Ереван передает России пакеты акций своих предприятий.
Наибольшим потенциалом экономического развития из стран Закавказья обладает Азербайджан, имеющий значительные углеводородные ресурсы. Но они же являются могильщиками других секторов промышленности республики. Не случайно более 2 млн. граждан страны находятся на заработках в РФ. А объем средств, перечисляемых ими ежегодно на родину, достигает $2 млрд.
Тяготясь зависимостью экономического благополучия от расположения Москвы, с начала 90-х годов Баку реализует собственные проекты добычи и транспортировки углеводородов. При этом разработка азербайджанских месторождений – основная сфера приложения сил российских компаний. Вернее, одной компании – ЛУКОЙЛ. Что же до военного присутствия, то Москва арендует у Азербайджана станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Габале, потерю которой в случае обострения отношений восполнить будет нечем.
Главная интрига 2004 года в Азербайджане – появление «мобильных оперативных групп армии США», о чем уже заявляли Баку и Вашингтон. Но в реальности это, видимо, будут полноценные американские базы с «временным» (до бесконечности) статусом пребывания.
Рост геополитического значения еще одного субъекта Закавказья – Грузии – связан с тем, что только с помощью этой страны Турция может получить доступ к нефтегазовым ресурсам Каспия. Трубопроводы БТД и Баку – Тбилиси – Эрзурум позволят Анкаре снизить зависимость от энергоносителей с Ближнего Востока и поставить крест на российском газопроводе «Голубой поток». Сама же Грузия превратилась в транзитную территорию с аграрной экономикой. Политика бывшего главы – Эдуарда Шеварднадзе – по восстановлению страны в качестве «элемента Великого шелкового пути» породила иждивенческие ожидания у населения. В итоге экономика страны практически парализована.
Сегодня грузино-российские отношения омрачены спором из-за военных баз РФ, которые Тбилиси стремится выдворить при поддержке Запада и США. Но Грузия имеет прямой выход к Черному морю, в чем после потери Крыма крайне заинтересованы флот и армия РФ. Активизация сближения Тбилиси с НАТО была бы крайне нежелательна для России.
Несмотря на громкие политические заявления нового президента Грузии Михаила Саакашвили, серьезного ухудшения обстановки ожидать здесь вряд ли стоит. Абсолютная поддержка со стороны народа обязывает Саакашвили добиться в короткие сроки позитивных экономических результатов. Учитывая полную зависимость Грузии от поставок электроэнергии и газа из РФ и проникновение отечественного капитала в грузинскую энергетику, явных антироссийских шагов Тбилиси предпринимать не будет. Не будет и резких действий в отношении автономий: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. И не только из-за присутствия здесь российских военных баз и миротворцев. Напомним, что строительство БТД вошло в заключительную стадию. Грузинскому руководству нужна спокойная политическая обстановка в автономиях и особенно в Аджарии, где проходят важнейшие транзитные маршруты. Следуя этой логике, руководство Грузии должно будет позаботиться о доходах населения и уменьшении безработицы. А значит, можно ожидать от властей разработку программы привлечения иностранных (российских) инвесторов.


Азия
Основными внешними игроками этой зоны являются РФ, Турция, Иран, Китай и США. Причем ни одной из стран пока не удалось добиться реального успеха в регионе. Центральная Азия – сложнейший узел внутрирегиональных противоречий и диспропорций: соседство перенаселенного Узбекистана с огромным и малозаселенным Казахстаном; критическая зависимость Узбекистана от водных ресурсов соседей и привязанность Киргизии, Таджикистана и Южного Казахстана к узбекскому газу; взаимные территориальные претензии центральноазиатских государств и т.д.
Эти и другие факторы в сочетании с авторитарностью местных правителей и коррумпированностью чиновников делают проблематичной возможность доминирования в регионе одной из конкурирующих внешних сил. Поэтому наиболее эффективными инструментами влияния на региональные процессы еще долгое время будет оставаться прямое военное присутствие и/или регулярная финансовая подпитка действующих политических режимов.
Мощнейшим экономическим потенциалом в этой зоне обладает Казахстан. На экономику страны, растущую последние годы темпами в 10%, приходится около 80% всех западных инвестиций в регионе. Но и здесь их львиная доля пришла в ТЭК, который в перспективе останется главным двигателем экономического роста. А значит, сохранится ориентация Астаны на тесную интеграцию с Россией, транспортирующей большую часть казахской нефти. Перспективные геополитические задачи РФ в республике будут в основном заключаться в поддержании союзнических отношений с Казахстаном, борьбе с наркотрафиком и противодействии размещению военных баз НАТО.
Зато союзнические отношения РФ и Таджикистана сегодня подвергаются испытаниям на прочность. После прихода в регион НАТО Душанбе сменил внешнеполитическую ориентацию. Разгром талибов в Афганистане снял угрозу вторжения моджахедов в Таджикистан, что снизило роль российского военного контингента в стране. Более того, теперь Душанбе считает, что предварительная стоимость аренды за размещение российских военных объектов составляет около $150 млн. в год. Москва пообещала рассмотреть данные условия в случае передачи в качестве расплаты по госдолгу Таджикистана РФ ($300 млн.) контрольных пакетов акций ряда промышленных активов. На что Кремль получил категорический отказ, и подписание соглашения о российской военной базе затянулось на неопределенный срок. Так что о быстром и успешном освоении экономического пространства Таджикистана говорить пока рано. Тем более, что если изначально правительственный план приватизации таджикских предприятий предусматривал особое отношение к российским инвесторам, то уже в ноябре 2003 года Душанбе акцентировал внимание на участии иностранных (не российских) компаний.
В отличие от соседей, Киргизия долго не привлекала внимание основных геополитических игроков региона из-за слабого экономического потенциала и отсутствия значительных запасов природных ресурсов. К тому же в республике слабо развиты добывающая, перерабатывающая и электрогенерирующая инфраструктуры. А попытка действующего президента Аскара Акаева провести в Киргизии экономические реформы под контролем МВФ и Всемирного банка окончилась развалом промышленности, нищетой населения и внешним долгом в $2 млрд.
К концу 90-х Бишкек рассорился с Москвой, вступив в ВТО и нарушив договоренности с РФ по Таможенному союзу. Но в 1999 году в Баткенскую область Киргизии вторглись боевики Исламского движения Узбекистана. Тогда Россия оказала помощь Киргизии вооружениями и боеприпасами. Угроза была ликвидирована. После этого Бишкек пересмотрел свое отношение к РФ и к подписанному с ней Договору о коллективной безопасности. Но с началом операции антитеррористической коалиции в Афганистане Киргизия, как и Узбекистан, поспешила сдать в аренду НАТО свой единственный международный аэропорт «Манас», за что получила в 2002 году более $100 млн.
Играя на конкуренции между РФ и США, с 2002 года Бишкек начал вести консультации с Москвой о размещении на бывшем советском аэродроме «Кант» российской военной базы. Во многом из-за осложнившихся отношений с Душанбе и стремления получить плацдарм для контроля воздушного пространства Центральной Азии Москва подписала в 2003 году официальный договор о размещении здесь своей военной базы.


Сопротивление бесполезно?
По прогнозам экспертов, в ближайшее время экономическая экспансия российских компаний на просторах бывшего СССР будет только усиливаться.
Во-первых, в России практически завершена консолидация крупнейших промышленных холдингов (нефтегазовая и пищевая отрасли, машиностроение, металлургия, телекоммуникации и т.д.), давшая возможность компаниям снизить внутренние издержки, увеличить обороты и прибыль.
Во-вторых, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и устойчивый рост экономики РФ позволили многим компаниям саккумулировать значительные средства, которые могут быть направлены на скупку активов как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
В-третьих, грядущее вступление России в ВТО откроет наш внутренний рынок для мощных транснациональных корпораций, с которыми российским холдингам придется вести жесткую конкурентную борьбу. Укрупнение компаний и приобретение новых активов, в первую очередь на постсоветском пространстве (поскольку в РФ активы почти полностью поделены), увеличит запас прочности и конкурентоспособность российского бизнеса.
Косвенным подтверждением роста активности отечественного капитала в республиках бывшего СССР можно считать заявления топ-менеджеров ряда компаний о планируемых сделках. Так, только в конце 2003 – начале 2004 годов свой интерес к приобретению собственности в бывших республиках СССР анонсировало руководство РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Ростелеком», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Вимм-Билль-Данн» и ряд других компаний.
Необходимо отметить, что отечественный бизнес не обходит вниманием и те бывшие республики Союза, в которых не дислоцируются сегодня российские войска. Из пятерки этих государств – Туркменистан, Узбекистан, Латвия, Литва и Эстония – наибольшей популярностью пока пользуются прибалтийские страны, где присутствие российских компаний сконцентрировано прежде всего в транспортной, перерабатывающей, финансовой сферах и недвижимости. Что касается Туркменистана и Узбекистана, то здесь особый интерес для отечественного бизнеса представляют совместные проекты освоения перспективных месторождений углеводородов и приобретение перерабатывающих мощностей.

Алексей КОЛОСОВ,
руководитель Аналитической группы «КиТ»

http://www.dl.mk.ru/article.asp?artid=25705
   
+
-
edit
 

Bachet

опытный

Ну не знаю), если недавнее противостояние Юлии Тимощенко с президентом Украины Ющенко - это влияние, договор руки Москвы с Юлией о ее содействии импичменту президента, о воссоединении с партией Януковича; и, если в конечном счете результатом такого действия руки Москвы будет отторжение Украины от политики НАТО, восстановление дружеских отношений с Россией - признание Грузии как агрессора по отношению к ЮОсетии и, в конечном счете, признание Украиной независимости ЮО. То, почти готов простить активное участие Юлии Тимошенко в оранжевой революции и могу согласиться с ее президентством в Украине (если в договоре с рукой Москвы с Юлией оговаривалась именоо такая цена). А Янукович уж пусть будет премьером.
И будет ридна Украина правиться доброй женщиной, Юлией, в мире и согласии со старшей сестрой - Россией.
   
Это сообщение редактировалось 03.09.2008 в 10:02
03.09.2008 10:32, wert: +1

gals

аксакал
★☆
>>> будет ридна Украина правиться доброй женщиной, Юлией, в мире и согласии со старшей сестрой - Россией.


Вы что, серьезно? Юля - это достаточно прожженный политик и, конечно, абсолютно беспринципный. Просто Ющ первым успел подлезть под американцев - Юле трудно окзаться третьей в "одной кровати" - ее амбиции, к тому же, побольше. Вот и оказалось ей выгоднее против Юща выступать. Придя к власти, она будет вести политику, выгодную ей. И, думаю, пора забыть о "младшей" и "старшей" сестрах - Украина будет блюсти собственные интересы, что, впрочем, и сейчас делает. России тоже пора забыть о "родственных" связях, перестать заботиться о "братьях и сестрах мЕньших" и вести жесткую политику, основанную исключительно на собственных интересах.
   6.06.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru