До 2030 года в России придется заменить 200 тыс. из более чем из 1,2 млн. вагонов на сети РЖД из-за окончания срока их службы. Об этом говорится в исследовании аналитиков лизинговой компании «ВТБ Лизинг», с которым ознакомился РБК.
До 2030 года включительно нормативный срок службы истекает у 237 тыс. вагонов, что составляет 18,3% от списочного парка подвижного состава на сети РЖД, утверждает источник в одном из крупных железнодорожных операторов. Основную часть парка с истекающим сроком службы составляют полувагоны (114 тыс.), цистерны (53 тыс.) и платформы (26 тыс.), добавил он. Минимальный объем списания вагонов за этот срок — 214 тыс., уточняет гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Запрет на использование старых вагонов действует с января 2016 года. Период работы вагона колеблется от десяти лет (специализированная техника, предназначенная, например, для перевозки агрессивных минеральных удобрений) до более чем 30 лет (типовые полувагоны).
Сколько нужно новых вагонов
В конце 2022 года РЖД предложили Минтрансу утвердить методику расчета оптимального числа грузовых вагонов, работающих на путях общего пользования (к ним относятся железнодорожные пути на станциях, открытых для приема и отправления поездов, грузов, багажа, порожних грузовых вагонов, обслуживания пассажиров и выполнения сортировочных и маневровых работ, а также пути, соединяющие такие станции), и убрать с них лишние вагоны. «По нашим расчетам, 170 тыс. вагонов — это лишний парк на путях общего пользования», — заявлял Михаил Глазков, заместитель гендиректора РЖД, начальник центральной дирекции управления движением. Если избавиться от этого парка, маневренность и оперативность продвижения грузов по железной дороге будут значительно выше.
По словам Глазкова, используя оптимальный показатель количества вагонов на сети железных дорог, можно регулировать их производство. «Зачем сегодня строить, к примеру, полувагоны, которых много на сети РЖД, когда сейчас дефицитный подвижной состав — хопперы, зерновозы, цементовозы?» — удивлялся он. Для того чтобы улучшить ситуацию с перевозками, компания также просила власти в четыре раза увеличить число станций (с 40 до 160), с которых можно принудительно эвакуировать порожние вагоны.
Но другие участники рынка считают, что для перевозок грузов необходимы новые вагоны различного типа. На протяжении последних шести лет (2017–2022 годы) объем производства вагонов в России превышал списание старого парка, рассказал РБК директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинга» Андрей Бочаров. Он прогнозирует, что эта тенденция продолжится и до 2030 года и объем закупок новых вагонов за этот период составит более 350 тыс. штук. По оценкам Бурмистрова, фактически нужно будет закупить почти вдвое больше новых вагонов, чем будет списано до 2030 года, из-за планов операторов увеличить перевозку грузов — по крайней мере 400 тыс. штук.
Сколько это будет стоить
По «самым консервативным оценкам», для воспроизводства списанных вагонов потребуется около 900 млрд руб. при условии, что цена вагона сохранится на текущем уровне (4,5 млн руб. без НДС), заявил гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов (его слова передала пресс-служба). По его оценкам, 80 тыс. из 200 тыс. новых вагонов будут приобретены с помощью лизинга.
Средняя цена вагона уже превысила 4,5 млн руб., а в первом квартале 2024 года составит не менее 5 млн руб. и далее продолжит расти, отмечает Бурмистров. «Фактически можно говорить о том, что минимальное воспроизводство потребует 1,2 трлн руб. (на 214 тыс. вагонов по 6 млн руб. в среднем на вагон), а по всем 400 тыс единиц общие расходы операторов составят около 2,5 трлн руб.», — говорит он.
Депо Иваново. Октябрь 2023. Вытащили с базы запаса древний ТЭП60-0904 (построен в 1979). Пишут, что будут восстанавливать. Очень интересно! С 2006 года тепловоз не работал. Тепловоз в 80-90-е работал на Приволжской дороге.
Депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский. Октябрь 2023. С базы запаса в Гатчине притащили отставленный 4 года назад от работы тепловоз ТЭП70, построенный в 1996 году. Выглядит неважно. Видимо будут приводить в чувство.