[image]

Вопросы налогообложения

Перенос из темы «Финансовые последствия»
 
1 2 3 4 5 6 7

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Экономический анализ права и стратегии государственного регулирования

Мы публикуем стенограмму лекции декана Экономического факультета МГУ Александра Аузана на тему //  polit.ru
 



Но есть вещи, которые Казахстан еще не реализовал из того, что мы предлагали довольно давно. Это введение селективности расходования налоговых платежей. О чем идет речь? Ну, например, в России предстоит введение налога на недвижимость, довольно значительного. Я предлагал премьеру России – месяц назад мы встречались с Дмитрием Анатольевичем Медведевым – дать гражданам право часть этого высокого налога направлять на те цели, по выбору гражданина, которые он считает важными. То есть, например, что важнее? Можно направлять на развитие инфраструктуры. Строительство дорог, сетей, коммуникаций. Можно на повышение доступности квартир для молодого поколения. А можно, например, на детские сады. На создание, скажем, в микрорайоне социальной инфраструктуры. Когда человек выбирает, у него появляется естественное желание проследить, как это происходит, повышается контроль за государственными услугами. Такой эксперимент был проведен в Кировской области. Губернатор этой области Никита Белых использовал действующее в российском законодательстве право для сельских сходов принять дополнительные налоги. Так вот после этого три мэра небольших поселений подали в отставку, потому что за ними ходили граждане и говорили: «Куда ты дел мои 200 рублей, а? Покажи, где ты починил дорогу?» То есть степень контроля за государственными услугами резко возрастает. (причём начиная именно с низового уровня, подчеркнул бы я)

...

Видите ли, деньги, если они не проходят через голову человека, они не влияют на человеческое поведение. А они должны влиять на человеческое поведение. Потому что, вот смотрите, когда мы говорим о налогах для корпораций, для вас привычная в моделях постановка вопроса, что это не только источник дохода бюджета, это еще и фактор поведения корпорации на рынке. А, между прочим, с населением то же самое - то, что гражданин видит, какие налоги он платит, и может повлиять на движение этого налога, будет воздействовать на его поведение экономическое, политическое и нравственное. Поэтому я настаиваю на том, что мы не останавливаемся в развитии этих вариантов, каждого из этих вариантов, мы ищем новые приложения, должны искать, потому что иначе, уважаемые друзья, очень скучно жить, если вам не хочется найти что-нибудь новенькое.

...

Хочу привести пример. Если мы рекомендуем, и если я осмеливаюсь говорить об этом премьеру России, то это означает, что мы подумали и посчитали. Я могу привести пример таких налогов, которые действуют в Европе. В Испании и Италии есть право людей передать социальный налог на администрирование либо правительству, либо церкви. В Германии существует так называемый церковный налог. То есть человек говорит, какой конфессии направить те или иные деньги, и если он никакой конфессии не направляет эти деньги, то он не имеет право на исполнение религиозных треб. В Исландии человек имеет выбор, направить деньги на университет – то есть на академическую науку в условиях Исландии, либо на церковь, потому что и то и другое трансцендентально. В Венгрии существует так называемая процентная филантропия: определенную долю налога люди имеют право направить в одну из некоммерческих организаций. Эти налоги работают в ряде стран, и они проходят через голову, они ведут к тому, что люди более активно, более осознанно относятся к тому, что происходит. Доказательством является и то, как люди в странах с косвенными налогами себя ведут, и с прямыми. Чем больше косвенных налогов в стране, тем менее ответственно ведут себя люди, тем больше дефицит государственного бюджета.


   56.056.0
CA Fakir #16.03.2023 19:48  @спокойный тип#07.11.2014 10:49
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
с.т.> В Госдуму внесли поправки об увеличении налоговой нагрузки при продаже недвижимости
с.т.> вот мне интересно, они там вообще ку-ку?
с.т.> если в исходном предложени от минфина ещё была какая-то логика то это вообще пипец, они до 7 лет хотят увеличить минимальный срок владения для продажи без налога и не дают льготу на продажу единственного жилья


Ну вот ввели, и даже срок увеличили. И в общем ровно ничего страшного не произошло - т.к. доходом считается не вся сумма, полученная от продажи, а разница между ценой продажи и ценой покупки. Т.е. в общем-то вполне логично. Ну совсем по-хорошему надо бы поправку на инфляцию сделать, хотя с другой - тогда чего уж и не на депозитную ставку? В общем норм. Ну лучше бы без этого (как без любого налога :) ), но ведь ничего страшного.

Можно даже предполагать, что срок выбрали именно по средней выплате кредита.

По идее, это должно было бы снизить чисто инвестиционный спрос на недвижку (ДДУ с 19-го года почти совсем в прошлом, кроме отдельных остатков), и притормозить надувание пузыря - но вот не вышло. Или даже почти вышло, но льготная ипотека пересилила :)
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
2005

Гражданское общество и гражданская политика

Мы публикуем стенограмму публичной лекции ученого-экономиста, практика, общественного деятеля, основателя ряда успешных общественных организаций  Александра Аузана , прочитанной им 1 июня 2005 г. в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта “Публичные лекции Полит.ру”. //  polit.ru
 
...Можно ровно так же говорить о налогах. Потому что президент в основном говорит о равномерном и справедливом распределении налогового бремени. Друзья мои, это, конечно, здорово, я не против, но ведь налоги-то – это не доход государства, это же не рента, это плата за услуги государства, поэтому меня больше интересует вопрос (думаю, как и вас), а что мы за эти налоги получаем? И хотелось бы в этом смысле справедливого распределения благ, которые мы получаем в результате того, что мы платим государству. Вот, вчерашняя техногенная катастрофа. Сегодня главный вопрос: а вообще кто должен был инвестировать средства в замену оборудования 1962 года? РАО “ЕЭС”, которая берет с нас деньги по утвержденным тарифам, или федеральная власть, которая получает, между прочим, очень высокие налоговые доходы, перераспределив в свою пользу налоговые доходы от субъектов федерации и от муниципалитетов. И в итоге муниципалитетам не хватает на покрытие тех же тарифов для той же самой РАО “ЕЭС”. Поэтому, с одной стороны, мы и компании вроде бы платили, с другой стороны, мы и налоги платили, и они накоплены в немалых количествах, благодаря диспропорциональному их размещению. Но не встал же вопрос, а что мы получим за эти налоги.
 


... Давайте начнем с налогов, которые платит население. Я бы сказал, что у нас ситуация не такая простая, как кажется. У нас есть несколько элементов того, что по существу есть налог, а называется по-другому. Ну, например, когда вам нужно что-то в квартире перестроить, вы проводите согласования, делаете разные платежи, и не сделать их вы не можете. Неважно, вы их делаете в виде взятки или в виде формальной оплаты услуги, но то, что вы платите на административных барьерах – это по существу налог. Я бы сказал, что он просто прямиком идет, скажем, через жену чиновника в карман чиновника, эту заработную плату не гоняют через бюджет.

Другой пример, когда вы оплачиваете тарифы жилищно-коммунальные. Понимаете, если государство реально не оказывает большого количества мелких и нужных услуг населению, то заставить человека платить можно только так: если не будут платить, отключим газ. Вот эти тарифы приходится оплачивать, и население платит, между прочим, гораздо лучше, чем юридические лица. Это тоже налоги.

Я бы сказал, что бизнес платит еще один налог – принудительное спонсорство. Это абсолютный налог. При этом говорят “Ты этот детский садик отремонтируешь за свои деньги, а иначе у тебя будут проблемы”. Ну, чего там гонять налоги, брать бюджет, тендеры, деньги для строительной компании?.. Сказано – сделано.
 


- кстати, эта разновидность "налога" НЯП у нас не вполне абсолютная, т.е. всё-таки как минимум иногда не вполне безусловная. Чаще приходить с требованием добровольно-принудительно поучаствовать финансами в жизни муниципального образования приходят к тем, кто какую-то господдержку получал - всякие там программы льгот, субсидирования, софинансирования. Можно сказать, что это где-то логично и даже почти по совести. Хотя больше получил или больше отдал - кто его знает. Но что интересно: именно по этой причине бизнес иногда отказывается пытаться получать господдержку - "мало того, что визгу больше, чем шерсти, так потом еще мэр к тебе зачастит, там мостик поднови, там сквер освежи". Т.е. даже не то чтоб человеку жалко, а просто и так проблем куча, головы не три, в сутках не 36 часов. Да еще и некий зуб на все порядки, когда на собственной земле пять лет построить цех не можешь (не в смысле не можешь по деньгам, а всякие бюрократические проволочки).

Вот так устроена реальная российская налоговая система. Поэтому, возвращаясь к населению, надо говорить о реальной налоговой цене. Обратите внимание, что реальная налоговая цена ощущается населением несостоятельным в части тарифов жилищно-коммунальных, а населением более состоятельным – в виде платежей за разного рода согласования на административных барьерах. Поэтому реально налоги платятся. В том числе, малосостоятельным и несостоятельным населением.

Как это все может выглядеть иначе. Мы уже, честно говоря, даже пилотный эксперимент провели в Перми. В Перми, конечно, где же еще. В столице гражданского общества легче всего начинать эксперименты. Что мы сделали? Власть оказывает некоторые услуги. Мы взяли пять видов услуг – очень разных. Потом еще три были добавлены. Там были: переоформление паспорта (обычного гражданского), получение жилищной субсидии, оформление статуса безработного, ликвидация юридического лица и получение права на альтернативную гражданскую службу - такой пестрый букет. Подошли с обычной потребительской точки зрения, забыли про то, что перед нами государство, которое оплачивается налогами. Считаем, что перед нами услугодатель. Мы стали смотреть, что там происходит, с этой точки зрения. Удивительные вещи обнаружились. Например, есть пять паспортно-визовых служб Перми. Они все одинаково финансируются, у них одинаковые правила. Но одна из них выдает паспорт за 20 дней, а другая – за два месяца. После этого разговор с федеральной и региональной властью ушел как-то в другую плоскость, потому что оказалось, что тут не при чем бюджетные деньги (они одинаковые) и федеральные правила здесь ни при чем. Региональная власть говорила: “Ну, что ж мы можем поделать?” А мы отвечали: “Извините, вы очень много можете поделать, потому что если у вас по-разному работают вот эти службы, значит, вы можете эту ситуацию поменять”. Кстати, мы смотрели на еще одну вещь - на альтернативные способы решения вопроса. Выбор есть всегда - он может быть нелегальным, он может быть криминальным, но он есть. Вопрос можно решать по-другому.

Но смысл этого эксперимента был не в том, чтобы посмотреть, а в том, чтобы изменить. И в нескольких сферах удалось уже поменять правила таким образом, что начинают возникать отношения “с царем” по части оказания массы мелких услуг. Я считаю, что такие вещи надо делать широко, по стране по самым разнообразным вещам.
 
   56.056.0
Последние действия над темой
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru