Итак, что есть Свободный университет? Это самоуправляемая корпорация профессоров. Ну, а профессора — это те, кто читает по меньшей мере один семестровый курс в году. На деньги обычных университетов — все лекторы без различия в рангах. Постоянный исполнительный орган самоуправления — как и положено, ученый совет, в который входят преимущественно действующие профессора университета и несколько «внешних специалистов», являющихся при этом тоже людьми из академической среды (например, хорошо известный Сергей Шпилькин). В качестве консультативного органа у нас есть наблюдательный совет, в который входят уважаемые ученые, в том числе и несколько иностранных коллег. Отличие от «обычных» университетов — в отсутствии ректора (и вообще ректората). Вместо него у нас есть председательствующая коллегия — коллективный исполнительный орган.
Всё, если так можно выразиться, начальство избирается. 2/3 ученого совета (и в том числе председательствующая коллегия) — прямым голосованием на общем собрании профессоров (конференции), а 1/3 — факультетами (у нас они называются цехами и школами). Ну а надзор (куда же без него) осуществляет (избираемая конференцией) контрольно-ревизионная комиссия.
В общем, ничего особенно революционного в нашей структуре нет. Основа университета — это самоуправление и выборность. Конечно, в любой самоуправляемой демократичной структуре нередки выяснения отношений, куда без них. Но именно демократические институты позволяют находить и решения у конфликтов.
Тут же затрону еще один популярный вопрос. Свободный университет — он частный или государственный? То, что мы не государственный университет, уже понятно. Но и на частный мы, мягко говоря, не похожи. Кто-то может предложить термин «общественный», но, с моей точки зрения, гораздо вернее сказать «корпоративный» (хотя кому-то, возможно, больше по душе «солидаристский»). Потому что (как видно из обрисованной схемы самоуправления) университет управляется корпорацией профессоров без диктата со стороны каких-либо чиновников. Минусом такой формы самоуправления, пожалуй, является слабая вовлеченность студентов. Впрочем, и студенты не находятся под диктатом университета и вольны создавать (и создают!) свои собственные проекты, которые образуют нашу большую Свободную ойкумену.
К чему мы стремимся? Наша цель — создание помимо отдельных (безусловно, замечательных) курсов еще и полноценных учебных программ, на которые будут приходить учиться не только «начинающие», но и уже полноценные специалисты, которые расширяют свои исследовательские интересы. Проще говоря, именно та магистратура, которой не хватает российским университетам. Один из проектов — учебная программа по томографии, в которой будут преподавать физики, инженеры, биологи, программисты… Хочется надеяться, что через несколько лет таких программ будет много.
Кстати, о «корочках». Как и, например, в Независимом университете, мы не выдаем никаких официальных документов или диплома гособразца. Только сертификат, подтверждающий прохождение курса.
А сущностно, что бы мне хотелось зафиксировать. — То, что я сам сейчас осмысляю не без труда. Да, демографическое сжатие — это понятный и очевидный процесс. Очень быстрый. Мне сейчас доводится много заниматься региональными университетами, поэтому помимо Поволжья у меня есть данные еще и по куче других регионов. Чтобы осознать масштабы явления: в Приморском крае в этом году появилось 25 тысяч студентов. Столько человек пришло учиться. А в 2008 году их будет 10 тысяч. Все они просчитаны по головам. Это все ученики 9-х классов, которые там физически есть. Такого рода скачок на ступеньку — штука в мирное время невиданная и очень трудная для осмысления и понимания. Что это на самом деле, что это не бредни ученых-демографов, что так оно и есть! Это очень трудно дается на региональном уровне, я уже не говорю о московском центре.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что ВУЗы смогут разрабатывать образовательные программы для магистратуры совместно с потенциальными работодателями. Об этом пишет ТАСС.
«Наша задача — дать возможность, чтобы работодатели совместно с университетами могли запускать такие программы, сегодня такой возможности в принципе нет. <…> Программы будут разрабатывать вузы при активном участии работодателей — представителей реального сектора», — сказал министр.
По мнению министра, это поможет наладить взаимодействие высших учебных заведений с компаниями и целыми холдингами, что поможет гарантировать трудоустройство будущих специалистов.
В Казанском университете 60% научно-педагогических работников должны быть не старше 39 лет. Такие вводные довели до сотрудников КФУ. Обязательство резко повысить долю молодых преподавателей вуз взял на себя в рамках федеральной программы «Приоритет-2030», и невыполнение показателей чревато понижением финансирования. В пресс-службе КФУ заверяют, что университет «не планирует ограничивать трудовые отношения по возрастному принципу». Есть ли другие варианты, выяснял «БИЗНЕС Online».
«Данный показатель входит в „полурасстрельный“ мониторинг эффективности вузов, а потому будут умирать, но рисовать зарплату в 2 раза бо?льшую, чем средняя по региону, — рассказала „БИЗНЕС Online“ доктор экономических наук, кандидат в ректоры КНИТУ-КАИ Анна Свирина. — Ухищрений — тысяча. Над ними работает вся мощь академической мысли.
Возьмем рабочую лошадку высшего образования — доцента, кандидата наук. В отраслевых вузах (в республике это КГАУ, КГЭУ, КГАСУ, КГМУ) его оклад (до налогообложения) — порядка 40–42 тыс. рублей. В КНИТУ — 47 тысяч. В КНИТУ-КАИ — 52,3 тысячи. В КФУ — 53,8 тыс. рублей. Профессор, доктор наук получает в отраслевых университетах примерно 52 тысячи. В КНИТУ и КНИТУ-КАИ — 62,7–62,8 тыс. рублей. А в классическом универе — 67,3 тысячи.
В двух ведущих частных вузах РТ — ТИСБИ и КИУ — не стали отвечать на вопросы «БИЗНЕС Online» о зарплатах ППС. По данным наших источников, оклады там ниже, чем в госуниверситетах, — доцент получает не более 35 тыс. рублей.
Наиболее приветствуемый вузом путь выполнения эффективного контракта — привлечение денег. В основном это гранты и хоздоговоры на НИОКР
«Я за систему эффективного контракта: должна быть базовая и стимулирующая часть, — рассказал „БИЗНЕС Online“ завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. — Да, совершенно очевидно, что нельзя заниматься возгонкой параметров. Наука не делается по принципу «в этом году я сдам пять высокорейтинговых публикаций, а в следующем — 7». Работы пишутся на основе исследований, а предсказать их результат невозможно. Надо, чтобы система эффективного контракта „провоцировала“ на научную деятельность. И, несомненно, должны увеличиваться оклады, если мы хотим, чтобы в науку шло больше людей. Сейчас же этого не наблюдается. У нас просто не станет исследователей. Возраст ППС растет везде. Через несколько лет это приведет к умиранию университетских школ. Уже сейчас примерно половина аспирантов защищается не у докторов наук, а у кандидатов, потому что мотивации делать докторскую нет. Люди хотят жить здесь и сейчас, молодежь — тем более. У нее перед глазами примеры менее затратных и одновременно более выгодных карьерных траекторий».
Минздрав и Минобороны планируют начать подготовку офицеров запаса по военно-учетным медицинским специальностям в дополнительных 13 вузх, подведомственных Минздраву. Сейчас военные учебные центры действуют в четырех учебных заведениях, сообщает ТАСС.
«Готовность начать подготовку офицеров запаса по военно-учетным медицинским специальностям начиная с 2024 года показали 13 подведомственных вузов. Вопрос сейчас прорабатывается совместно с Министерством обороны РФ. В ВУЦ ведется подготовка студентов по программам военной подготовки кадровых офицеров (реализуются в течение шести лет обучения), программам подготовки офицеров запаса (реализуются в течение четырех лет обучения, начало обучения на втором курсе, окончание обучения — на пятом курсе)», — говорится в заявлении.
Сейчас военные учебные центры действуют в четырех учреждениях, подведомственных Минздраву — это Сеченовский университет, Ростовский ГМУ, МГМСУ имени Евдокимова, Тихоокеанский ГМУ. Если в 2024 году к ним добавят еще 13 вузов, то общее количество медуниверситетов, готовящих офицеров запаса по военно-учетным медицинским специальностям, достигнет 17.
Департамент иностранных языков МФТИ ведет иноязычную подготовку бакалавров, магистров и аспирантов по четырем европейским языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому.
Департамент иностранных языков МФТИ ведет иноязычную подготовку бакалавров, магистров и аспирантов по четырем европейским языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому, а также двум восточным языкам: японскому и китайскому.