Не уверен, что это был доходный дом, но, пожалуй, эта тема всё равно наиболее близкая.
Из воспоминаний о Щепкиной-Куперник, дело происходит в 1943:
...Мы условились о часе и простились. И
на следующий день я оказалась у входа в
дом номер 11 по Тверскому бульвару.
Дом был небольшой, двухэтажный; квар-
тира, где жила Щепкина-Куперник, находи-
лась на втором этаже. Это была квартира
великой русской артистки Марии Никола-
евны Ермоловой. О том, как и почему здесь
поселилась Щепкина-Куперник, я узнала
позже, от нее самой. А тогда, стоя на тро-
туаре, я размышляла, как же попасть в
этот дом: единственная входная дверь, ве-
дущая с улицы, оказалась запертой.
Слева на стене виднелся звонок. Я по-
звонила — мне ответила тишина. Потом
дверь медленно, со скрипом отворилась.
Открыли ее прямо из квартиры — в не-
больших старых домах сохранились такие
запоры.
На лестнице было холодно и полутемно.
И вдруг со второго этажа откликнулся мяг-
кий голос.
Дом Ермоловой на фото выглядит скорее трёхэтажным, но наверное там цоколь, или подвальные окна. Не суть.
Интересно, что ж это были за
швабры на верёвочках дистанционные устройства открывания (не просто отпирания, а и открывания, судя по тексту!) дверей? И насколько широко встречались?
Дверь открывается со второго этажа, и, надо полагать, сам "домофон" тоже где-то чуть в глубине и в стороне от двери, не строго над ней. Если всё в тексте описано правильно, и дверь не только отпирается дистанционно, но и открывается - нужно и достаточно существенное усилие. Но для пользователя небольшое - хрупкая старушка в голодные военные годы справляется. Надо полагать, что-то типа полиспаста, но что за тросы? Цепи? Как расположены, как за ними ухаживали, что всё это работает, пусть со скрипом, четверть века после "добезцаря"?