[image]

Академик Зализняк о подлинности "Слова о полку Игореве"

Теги:история
 
+
-
edit
 

Alexsoft

втянувшийся

Luchnik> Ну ежели он пишет про князя Игоря напавшего на печенегов - то это скорее по части Фоменко, а не Резуна. И уж назвать "мощной вещью" такое - ну не знаю, не знаю...
А что не так с Сулеменовым? Смущает написанное МНОЙ слово печенегов вместо половцев?
   

vvu

опытный

Balancer>> Потому что «скакать белкой по дереву» - это прыгать с одного на другое. С ветки на ветку. А выражение «растекаться мыслью по дереву» в русском языке смысла лишено :)

К тому же, эта белка — не в воздухе висит, там вполне цельная фраза:

Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу.
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.

Ну... и как тут проканывает мысль? Мышь это была.
Мышь в смысле — белка

Если песнь кому сотворить хотел,
Прыгал белкою по древу.
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.

Тока щуку в реке — не вставил, а в космос тогда — не летали :о)
Читал в как-то, что был такой промысел зимний "грабить мышь", всё голову ломал, как её зимой грабить? Палкой копалкой в промёрзлом грунте до глубины — ниже промерзания? :о)
Дупла они просматривали... :о)
   5.015.01
Это сообщение редактировалось 16.10.2008 в 17:23
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Кстати, даже с буквой «л» можеть быть белка, а не современная мысль :)

Ибо, полагаю, старорусская буква «мыслеть» («М») появилась раньше современного слова «мысль», пришедшего по Фарсмеру, ЕМНИП, к нам с Украины.
   
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★★
Luchnik>> Ну ежели он пишет про князя Игоря напавшего на печенегов - то это скорее по части Фоменко, а не Резуна. И уж назвать "мощной вещью" такое - ну не знаю, не знаю...
Alexsoft> А что не так с Сулеменовым? Смущает написанное МНОЙ слово печенегов вместо половцев?

Это одно лишает Вас права называть это "мощной вещью"... Специалисты таких ошибок не делают... Уж извините...
   

vvu

опытный

Alexsoft>> А что не так с Сулеменовым? Смущает написанное МНОЙ слово печенегов вместо половцев?
Luchnik> Это одно лишает Вас права называть это "мощной вещью"... Специалисты таких ошибок не делают... Уж извините...

Ах как велико желание навязать оппоненту, что он должен даже чувствовать
Он вам вообще ничего не должен, как, кстати, — и Сулейменов, без которого работами школы Лихачёва, Изяслав до сих пор бы так и занимался противоестественным сексом со своим "хотей", будучи смертельно раненым, прямо на поле брани.
Не так ли? :о)
   6.06.0
Fakir: предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★★
Он мне не оппонент. Я с ним не спорю. Хочется верить, что это была описка, а не очередная "половецкая княжна Рогнеда"...
   
+
-
edit
 

Alexsoft

втянувшийся

Luchnik> Это одно лишает Вас права называть это "мощной вещью"... Специалисты таких ошибок не делают... Уж извините...
Обратно непонятно. Я на лавры специалиста не претендую."Мощных вещей" не писал. Сулейменов то тут причём?
   

vvu

опытный

Alexsoft> ... Его выводы ( возможно и правильные) о князе Игоре и о самом походе как-то не красят этого самого князя, а заодно и "Землю Русскую".

Полагаю, настоящая история никакого князя и никакую страну не украсят... именно поэтому нижеприведённая цитата

Fakir> То есть по детальном рассмотрении оказывается, что версия о поддельности "Слова..." сродни фоменковской концепции тотальной подделки истории :)

Совершенно справедлива, правда хочется её вывернуть логически наизнанку:

Концепция тотальной подделки истории настолько понятна и очевидна в своих причинах, что опровергнуть сам факт тотальной подделки — решительно не получится...
   5.015.01
Fakir: предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »

vvu

опытный

Извиняюсь, это оффтоп, но — очень смешно:

Фоменко ехал на машине. Увидев на обочине голосующего Янина, злорадно улыбнулся и проехал мимо... Проехав дальше, Фоменко снова увидел голосующего Янина.
- Дубликат, - догадался Фоменко.
   5.015.01
Fakir: предупреждение (+1) по категории «Флуд или офтопик»
+
-
edit
 

KepTar

втянувшийся

У Л.Н. Гумилева была гипотеза, что "Слово..." это замаскированный призыв к восстанию против татар.
Каяла это калка, половцы - татары ну и т.д.
   6.06.0

vvu

опытный

vvu> Он вам вообще ничего не должен, как, кстати, — и Сулейменов, без которого работами школы Лихачёва, Изяслав до сих пор бы так и занимался противоестественным сексом со своим "хотей", будучи смертельно раненым, прямо на поле брани.
vvu> Не так ли? :о)
>>Fakir: предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »
Началось в колхозе утро... Факир, открой любой комментарий или прочтение слова школоой Лихачёва и найди там что-нить кроме
"а самъ подъ чрълеными щиты на кроваве траве притрепанъ Литовскыми мечи. И схотию на кровать и рекъ"
Ты опять решил бороться за чистоту науки с помощью плюсомёта?
Ты не хочешь сначала доказать, что моё заявление "сомнительное" и что оно "не подтверждается фактом".
А если доказать не сможешь — сам себе поставишь плюс? п.11... ?
Жду
   6.06.0
Fakir: предупреждение (+2) по категории «Обсуждение модераториала, политики модерации или агрессивное самовольное модерирование [п.8]»

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Е. В. Барсов („Сл. о п. Иг.“ как художеств. памятник Киевской дружинной Руси, т. III, М., 1889, стр. 488): „Выражение «мыслено древо» может быть понимаемо как древо мыслей δε′νδρον των λογισμων или древо мысли — воображения της φαντασιας. ... Приглашая соловья-Бояна порхать, подобно соловью, по саду фантазии, автор указывает тем эпически сколько на богатство Бояновой фантазии, столько же на свободу, игривость и непосредственность его песнотворчества
 


И. Н. Жданов (Сочинения, т. 1, СПб., 1904, стр. 431—433): „Что такое «мыслено древо»? Какое значение имеет эпитет мыслен? «Мысльнъ» в старинных памятниках славяно-русской письменности употреблялось в значении: умопредставляемый, недоступный чувственному восприятию, идеальный. В XIV веке на Руси, как известно, завязался спор о рае, Новгородский архиепископ Василий писал тверскому епископу Василию: «и нынѣ, брате, мнится ти мысленый (разум, рай), но все мыслено мнится видѣниемъ: а еже рече Христосъ въ Еуангелии о второмъ пришествии, и то ли мыслено сказаете?». ... Мысленным раем, по мнению Василия, следует назвать тот рай, который откроется впоследствии, который теперь является пока предметом надежд: «а что, брате, молвишь рай мысленъ, ино, брате, так то и есть: мысленыи и будетъ, а саженъ не погиблъ и нынѣ есть» (Полн. собр. р. летоп., VI, стр. 87—89). Противополагались рай мысленный и рай чувственный... Таким образом, «мыслено древо» значит: дерево не реальное, а существующее только в представлении нашего ума, дерево воображаемое... Нам дано иносказательное выражение: образ — дерево, смысл — смена и вместе с тем связь человеческих поколений. ... Мысленно древо существовало и рядом с юридическим родословным деревом и гораздо раньше его. В Слове о п. Иг. дерево, как образ преемственности человеческих существований, не должно поэтому казаться нам чем-то странным и неожиданным“.

Д. В. Айналов (Замеч. к тексту „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: Сб. статей к 40-летию учен. деят. акад. А. С. Орлова. Л., 1934, стр. 187—188): „... скорее всего восходит к райскому древу познания добра и зла: «и древо же вѣдѣти разумное добру и злу», или же: «и древо разумное есть, им же вѣдѣти добро и зло» (Кн. бытия, V)... «Древом разумным» называет его Никифор в послании к Владимиру Мономаху: «Аще бо первое Адам праотец постилъ бы ся от дрѣва разумного». ... В тексте XI в. слова Григория Назианзина оно также названо разумным: «Древомъ разумьнымъ не вредися». Таким образом, под мысленым древом надо разуметь древо мысли, разума священного писания. ... в Слове о полку Игореве «мыслено древо» ... древо аллегорическое, древо мысли, мудрости“

В. Ржига и С. Шамбинаго (Комментарии к тексту. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Под ред. С. Шамбинаго и В. Ржиги. „Academia“. М. — Л., 1934, стр. 239): „«Мысленное» древо, т. е. древо метафорическое, употребляемое в переносном смысле, нужно понимать

Как древо поэзии, древо песен. Аналогичный образ встречается в скандинавской поэзии у скальда X в. Эгилля Скаллагримсона, который в одном из своих стихотворений говорит: «Из храма слов вырастает у меня древо песен, покрытое листвою славы»“ [см. также: В. Ф. Ржига. „Мысленое древо“ в „Сл. о п. Иг.“. — Сб. статей к 40-летию учен. деят. акад. А. С. Орлова. Л., 1934, стр. 109—111].
 



Сложно сказать, верно ли понимание "мыслена древа" как гуслей или иного музыкального инструмента, хотя такая трактовка и выглядит натянуто - но уж точно оно более примитивно и скучно.
   51.051.0
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
2Fakir

Один знакомый тебе человек может рассказать оч. интересную историю с лично им написанным текстом ;)
   72.072.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
И когда земной шар, выгорев,
Станет строже и спросит: «Кто же я?»
— Мы создадим «Слово Полку Игореви»
Или же что-нибудь на него похожее.


Велимир Хлебников
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

«Слово о полку Игореве»: точка в споре? • Библиотека

Вот уже два столетия ведутся дискуссии по поводу «Слова о полку Игореве»: принимать памятник древнерусской литературы как подлинное произведение или как искусную подделку, созданную в XVIII веке? Споры вызваны тем, что «Слово» сохранилось только в одном списке, который приобрел в начале 90-х годов XVIII века собиратель русских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин у бывшего архимандрита упраздненного к тому времени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля. //  elementy.ru
 
Противники подлинности «Слова», как пишет А. А. Зализняк, часто утверждают: «Такое-то слово в тексте не подлинное, а взято из современного языка или из говоров, из других языков, просто выдуманное и так далее, потому что ни в одном древнерусском памятнике его нет». Однако ежегодные находки новгородских берестяных грамот, в которых постоянно обнаруживаются слова, не встречавшиеся ранее никогда или известные только из памятников на 300-400 лет более поздних, чем берестяные грамоты, полностью опровергают этот самый распространенный аргумент в рассуждениях о поддельности памятника. Примечательно и то, что в ряде случаев в недавно найденных берестяных грамотах XII века обнаруживаются редкие слова и выражения, дотоле в древнерусских текстах не встречавшиеся, но употребленные в «Слове»! Так, в значении «этой (прошлой) ночью» в тексте памятника встречаем выражение си ночь с неясным си вместо ожидаемого сию. Но в 1998 году в Новгороде была найдена грамота XII века № 794, где встретилось сочетание зиму си — «этой зимой», что, конечно, не решило трудный вопрос о том, как объяснить си вместо сию, но полностью подтвердило подлинность сочетания си ночь из «Слова».
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Тайна синего вина — Троицкий вариант — Наука

> опыт с гипсом (школьный мел) С Вашего позволения, гипс — сульфат кальция (соль щелочноземельного металла и сильной кислоты, если бы заметно растворялась — была бы очень-слабо-кислой), мел — карбонат кальция, и заметно щелочной при своей (заметной) растворимости. С Вашего позволения, школьный мел делается именно из гипса, а не из того, что называют мелом в геологии. Вы оба правы, — однако, по мнению Google, Вы на 20% правее. Вот его результат поиска по фразе – «школьный мел состав»: «Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах) (формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция))». //  Дальше — trv-science.ru
 
Одна из самых интригующих деталей «Слова о полку Игореве» — упоминание «синего вина» в сновидении Святослава. И хотя логика сновидения говорит, что Святослав мог видеть во сне всё, что угодно, филологи не были бы филологами, если бы удержались от попыток объяснить, что именно он увидел.

Наиболее распространенное толкование гласит, что анонимный автор «Слова о полку Игореве» нечетко отграничивал «синий» от других цветов либо употреблял его в обобщенном значении «темного» 1. Мнение, что древние славяне использовали «черный» и «синий» как взаимозаменяемые прилагательные, впервые высказал А. А. Потебня и впоследствии отстаивал Н. И. Толстой 2.

В свою очередь Н. А. Баскаков приписывал это тюркскому влиянию: «Подметил автор „Слова“ и тюркский дальтонизм — неразличение синего, голубого, серого и зеленого оттенков цвета, которые объединены для кыпчака-половчанина в едином цвете, выраженном в слове kök/gök ‘синий’. Синим представляется половцу и „Голубой Дон“, и „синее море“, и „серая мгла“, и „зеленое вино“, и „лиловые молнии“. Для половца, а вслед за ним и для автора „Слова“ всё кажется синим — и „синий Дон“, и „синее море“, и „синее вино“, и „синяя мгла“, и „синии мълнии“» 3.

Сразу хочется спросить: а что, вино бывает зеленым чаще, чем синим? Героям русских былин действительно предлагают «зелена вина», но вряд ли речь идет о цвете. Скорее всего, былинное вино изначально не «зеленое», а «зельное» — от слова «зелье» (хотя «зеленый» в смысле цвета, собственно, тоже происходит от «зелья», прежде означавшего также «растение, трава»). То есть «зелено вино» — вовсе не зеленое, а крепкое либо настоянное на травах.

Сам текст «Слова о полку Игореве» не дает оснований предполагать, что прилагательное «синий» употребляется там в каком-либо обобщенном значении.

...
 
   56.056.0
Это сообщение редактировалось 20.01.2023 в 21:17

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru