Е. В. Барсов („Сл. о п. Иг.“ как художеств. памятник Киевской дружинной Руси, т. III, М., 1889, стр. 488): „Выражение «мыслено древо» может быть понимаемо как древо мыслей δε′νδρον των λογισμων или древо мысли — воображения της φαντασιας. ... Приглашая соловья-Бояна порхать, подобно соловью, по саду фантазии, автор указывает тем эпически сколько на богатство Бояновой фантазии, столько же на свободу, игривость и непосредственность его песнотворчества
И. Н. Жданов (Сочинения, т. 1, СПб., 1904, стр. 431—433): „Что такое «мыслено древо»? Какое значение имеет эпитет мыслен? «Мысльнъ» в старинных памятниках славяно-русской письменности употреблялось в значении: умопредставляемый, недоступный чувственному восприятию, идеальный. В XIV веке на Руси, как известно, завязался спор о рае, Новгородский архиепископ Василий писал тверскому епископу Василию: «и нынѣ, брате, мнится ти мысленый (разум, рай), но все мыслено мнится видѣниемъ: а еже рече Христосъ въ Еуангелии о второмъ пришествии, и то ли мыслено сказаете?». ... Мысленным раем, по мнению Василия, следует назвать тот рай, который откроется впоследствии, который теперь является пока предметом надежд: «а что, брате, молвишь рай мысленъ, ино, брате, так то и есть: мысленыи и будетъ, а саженъ не погиблъ и нынѣ есть» (Полн. собр. р. летоп., VI, стр. 87—89). Противополагались рай мысленный и рай чувственный... Таким образом, «мыслено древо» значит: дерево не реальное, а существующее только в представлении нашего ума, дерево воображаемое... Нам дано иносказательное выражение: образ — дерево, смысл — смена и вместе с тем связь человеческих поколений. ... Мысленно древо существовало и рядом с юридическим родословным деревом и гораздо раньше его. В Слове о п. Иг. дерево, как образ преемственности человеческих существований, не должно поэтому казаться нам чем-то странным и неожиданным“.
Д. В. Айналов (Замеч. к тексту „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: Сб. статей к 40-летию учен. деят. акад. А. С. Орлова. Л., 1934, стр. 187—188): „... скорее всего восходит к райскому древу познания добра и зла: «и древо же вѣдѣти разумное добру и злу», или же: «и древо разумное есть, им же вѣдѣти добро и зло» (Кн. бытия, V)... «Древом разумным» называет его Никифор в послании к Владимиру Мономаху: «Аще бо первое Адам праотец постилъ бы ся от дрѣва разумного». ... В тексте XI в. слова Григория Назианзина оно также названо разумным: «Древомъ разумьнымъ не вредися». Таким образом, под мысленым древом надо разуметь древо мысли, разума священного писания. ... в Слове о полку Игореве «мыслено древо» ... древо аллегорическое, древо мысли, мудрости“
В. Ржига и С. Шамбинаго (Комментарии к тексту. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Под ред. С. Шамбинаго и В. Ржиги. „Academia“. М. — Л., 1934, стр. 239): „«Мысленное» древо, т. е. древо метафорическое, употребляемое в переносном смысле, нужно понимать
Как древо поэзии, древо песен. Аналогичный образ встречается в скандинавской поэзии у скальда X в. Эгилля Скаллагримсона, который в одном из своих стихотворений говорит: «Из храма слов вырастает у меня древо песен, покрытое листвою славы»“ [см. также: В. Ф. Ржига. „Мысленое древо“ в „Сл. о п. Иг.“. — Сб. статей к 40-летию учен. деят. акад. А. С. Орлова. Л., 1934, стр. 109—111].
Сложно сказать, верно ли понимание "мыслена древа" как гуслей или иного музыкального инструмента, хотя такая трактовка и выглядит натянуто - но уж точно оно более примитивно и скучно.