[image]

Конвенция Монтрё и режим черноморских проливов

история и практика правового регулирования прохода кораблей и судов через проливы Босфор и Дарданеллы
 
1 2 3 4 5 6 7 15

info

аксакал
★☆

СМИ сообщили о задержании 27 российских судов в Турции

Турция задержала в портах страны 27 российских судов, сообщает в среду, 16 декабря, газета Habertürk. Издание уточняет, что это было сделано в ответ на «аналогичные действия России», якобы задержавшей восемь кораблей, ходивших под турецким флагом. В каких гаванях находятся российские суда, неизвестно.

По информации газеты, власти Турции сначала не предпринимали никаких действий, наблюдая за блокированием своих судов в российских портах и ожидая, что это прекратится в ближайшее время. Однако, отмечает Habertürk, бюрократические проволочки с оформлением турецких бортов не прекращались в течение недели, в связи с чем с 15 декабря было решено поступать аналогичным образом с кораблями, которые ходят под флагом России и находятся в портах Турции.

Источник издания добавляет, что в настоящее время представители властей обоих государств начали обсуждение урегулирования данного вопроса по электронной почте. По его словам, пока неясно, где и когда могут состояться переговоры, но обе стороны «показали намерение решить проблему».


Ранее в декабре сообщалось об аналогичной ситуации. Как информировала газета Haber7, руководство турецкого порта Самсун задержало несколько российских сухогрузов. Отмечалось, что в конце ноября четыре судна под флагом России произвели разгрузку и собирались покинуть порт. Однако после их осмотра и проверки документов сотрудники государственного портового контроля выявили ряд недостатков и постановили задержать сухогрузы.

Кроме того, 30 ноября поступило сообщение о том, что у российских кораблей возникали трудности с прохождением зоны проливов. Суда якобы перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в Босфор, в то время как корабли остальных стран проходили без задержек. В Минобороны данную информацию опровергли, заявив, что корабли и суда ВМФ России не имеют никаких проблем с преодолением зоны Черноморских проливов.

Отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава российской авиагруппы в Сирии 24 ноября был сбит турецкими истребителями F-16. Самолет упал на севере Сирии около границы с Турцией, командир экипажа погиб, штурман был спасен. Кроме того, в результате обстрела сирийскими боевиками вертолета, вылетевшего на поиски экипажа бомбардировщика, погиб один морской пехотинец.
   47.0.2526.8047.0.2526.80
+
+3
-
edit
 

МГ-34

опытный

Конвенция Монтрё о статусе черноморских проливов. Полный текст


Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.
.....................


Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах. Осуществление указанного права будет впредь регулироваться постановлениями настоящей Конвенции.

Раздел I

Торговые суда

Статья 2

В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей, под условием соблюдения постановления следующей ниже статьи 3. Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено приложением I к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без остановки в одном из портов Проливов. Для облегчения взимания этих сборов или плат торговые суда, следующие через Проливы, должны сообщать должностным лицам станции, указанной в статье 3, свои название, флаг, тоннаж, место назначения и отправления. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Статья 3

Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил. Этот осмотр в отношении судов, имеющих чистый санитарный патент или предъявивших санитарную декларацию, удостоверяющую, что они не подпадают под действие постановлений абзаца 2 настоящей стати, будет производиться как днем, так и ночью с максимально возможной быстротой; упомянутые выше суда не будут обязаны останавливаться в каком-либо пункте Проливов во время своего прохода. Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту за последние семь дней, а также суда, покинувшие зараженный порт менее как за пять суток, будут обязаны останавливаться у санитарной станции, указанной в предыдущем абзаце, для принятия на борт санитарных надсмотрщиков, если таковые будут назначены турецкими властями. В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или плат, а надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции при выходе из Проливов.

Статья 4

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Статья 5

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику. Эти суда должны будут входить в Проливы днем; проход должен будет осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае будет указываться турецкими властями.

Статья 6

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применения постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае, турецкими властями. Проводка лоцманами может, в этом случае, быть сделана обязательной, но будет бесплатной.

Статья 7

Понятие "торговые суда" применяется ко всем судам, которые не предусмотрены разделом II настоящей Конвенции.

Раздел II

Военные корабли

Статья 8

В целях настоящей Конвенции определением, подлежащим применению к военным кораблям и к их спецификации, а также к исчислению тоннажей, является определение, изложенное в приложении II к настоящей Конвенции.

Статья 9

Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку. Однако, они будут подводимы под военные корабли в отношении других условий прохода. Вспомогательные корабли, указанные в предыдущем абзаце, могут пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение состоит: в отношении артиллерии против плавучих целей не более чем из двух орудий максимального калибра в 105 мм; в отношении артиллерии против воздушных целей не более чем из двух аппаратов максимального калибра в 75 мм.

Статья 10

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

Статья 11

Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.

Статья 12

Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке. Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции. И в том, и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем, и притом на поверхности, и проходить через Проливы в одиночку.

Статья 13

Для прохода в Проливах военных кораблей Турецкому правительству дипломатическим путем должно быть сделано предуведомление. Нормальный срок предуведомления будет восемь дней; однако является желательным, чтобы для Держав, не прибрежных к Черному морю, он был доводим до пятнадцати дней. В предуведомлении будут указываться: место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно составить предмет предуведомления за три дня.

Вход в Проливы для прохода в первоначальном направлении должен иметь место в пятидневный срок со дня, указанного в первоначальном предуведомлении. По истечении этого срока должно быть дано новое предуведомление на таких условиях, как и для начального предуведомления. При проходе начальник морского отряда сообщит, не будучи обязанным останавливаться, сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы или в Босфор, точный состав отряда, находящегося под его командованием.

Статья 14

Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15 000 тонн, за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции. Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из девяти кораблей. Не будут включаться в этот тоннаж корабли, принадлежащие Державам, прибрежным к Черному морю или не прибрежным, которые, согласно поставлений статьи 17, наносят визит в один из портов Проливов. Не будут далее включены в этот тоннаж военные корабли, которые потерпели бы аварию при прохождении; эти корабли будут обязаны соблюдением во время ремонта особых правил безопасности, издаваемых Турцией.

Статья 15

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не могут ни в каком случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться.

Статья 16

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не должны будут, за исключением аварии или несчастья на море, пребывать там свыше времени, необходимого для совершения их прохода.

Статья 17

Постановления предыдущих статей не могут ни в каком случае воспрепятствовать морскому отряду любого тоннажа и состава нанести по приглашению Турецкого правительства краткосрочный визит вежливости в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для входа, если только он не удовлетворяет условиям, требуемым для прохода в Проливах транзитом, согласно постановлений статей 10, 14 и 18.

Статья 18

1. Общий тоннаж, который Державы, не прибрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время, ограничивается следующим образом:
а) За исключением случая, предусмотренного в параграфе b), следующем ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30 000 тонн;
b) В случае, если, в любой данный момент, тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10 000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий тоннаж в 30 000 тонн, предусмотренный в параграфе а), будет увеличен настолько же, вплоть до максимальной цифры в 45 000 тонн. В этих целях каждая прибрежная Держава будет сообщать, согласно приложения IV к настоящей Конвенции, Турецкому правительству 1 января и 1 июля каждого года общий тоннаж своего флота в Черном море, а Турецкое правительство будет передавать эти сведения другим Высоким Договаривающимся Сторонам, равно как Генеральному Секретарю Лиги Наций;
с) Тоннаж, который какая-либо из не прибрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b);
d) Однако в случае, если одна из Держав, не прибрежных к Черному морю, или несколько из них пожелали бы послать туда для гуманитарных целей морской отряд, то этот отряд, который в целом не должен будет, ни в каком случае, превысить 8 000 тонн, будет допущен ко входу в Черное море без предуведомления, предусмотренного в статье 13 настоящей Конвенции, путем разрешения, полученного от Турецкого правительства на следующих условиях: если общий тоннаж, предусмотренный выше в параграфах а) и b), не достигнут и не будет превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое правительство даст названное разрешение в кратчайший срок по получении обращенной к нему просьбы; если названный общий тоннаж окажется уже использованным или если он был бы превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое правительство немедленно осведомит о просьбе дать разрешение другие прибрежные Державы Черного моря; если эти Державы через сутки после получения об этом уведомлений не предъявят против этого возражения, то оно сообщит заинтересованным Державам не позднее чем в надлежащий двухсуточный срок о решении, которое будет принято им относительно их просьбы. Всякий последующий вход в Черное море морского отряда не прибрежных Держав будет иметь место лишь в свободных рамках общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b).
2. Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли не прибрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня.

Статья 19

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые
указаны в статьях 10 - 18.

Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлений статьи 18 названного Статута.

В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10 - 18. Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Военным кораблям воюющих держав воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить каких-либо враждебные действия.

Статья 20

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10 - 18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого правительства.

Статья 21

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции. Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи. Если Турецкое правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций. Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, не обоснованы и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Статья 22

Военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней, а также корабли, покинувшие зараженный порт не менее как за пять суток, должны будут проходить в Проливах в карантине и применять судовыми средствами необходимые профилактические меры для избежания всякой возможности заражения Проливов.

Раздел III

Воздушные суда

Статья 23

Для обеспечения прохода гражданских воздушных судов между Средиземным морем и Черным морем, Турецкое правительство будет указывать, вне запретных зон Проливов, воздушные маршруты, предназначенные для этого прохода; гражданские воздушные суда могут использовать эти пути, делая Турецкому правительству для эпизодических воздушных рейсов предуведомления за три дня, а для регулярных воздушных рейсов - общее предуведомление о датах прохода. С другой стороны, несмотря на ремилитаризацию Проливов, Турецким правительством будут предоставлены необходимые облегчения по проходу, на началах полной безопасности, гражданских воздушных судов, получивших разрешение в силу воздушной регламентации, действующей в Турции, на перелет турецкой территории между Европой и Азией. В тех случаях, когда разрешение на перелет было бы дано, периодически будет указываться маршрут, по которому надлежит следовать в зоне Проливов.


Раздел IV

Общие постановления

Статья 24

Функции Международной Комиссии, образованной в силу Конвенции о режиме Проливов от 24 июня 1923 г., передаются Турецкому правительству. Турецкое правительство обязуется составлять статистику и давать сведения, относящиеся к применению статей 11, 12, 14 и 18. Оно должно наблюдать за выполнением любого из постановлений настоящей Конвенции, имеющего отношение к проходу военных кораблей в Проливах. Как только оно будет предуведомлено о предстоящем проходе в Проливах иностранного морского отряда, Турецкое правительство сообщит представителям Высоких Договаривающихся Сторон в Анкаре о составе этого отряда, о его тоннаже, о дате, предусмотренной для его входа в Проливы, и, если это имеет место, о вероятной дате его возвращения. Турецкое правительство будет ежегодно посылать Генеральному Секретарю Лиги Наций, а также Высоким Договаривающимся Сторонам доклады, указывающие на движение иностранных военных кораблей в Проливах и дающие всякие сведения, полезные для торговли, мореплавания и воздушного передвижения, которые имеются в виду в настоящей конвенции.

Статья 25

Ни одно из постановлений настоящей Конвенции не наносит ущерба правам и обязанностям, вытекающим из Статута Лиги Наций для Турции или для всякой другой Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся членом Лиги Наций.

Раздел V

Заключительные постановления

Статья 26

Настоящая Конвенция будет ратифицирована в возможно кратчайший срок. Ратификационные грамоты будут сданы в архивы Правительства Французской Республики в Париже. Японское правительство будет иметь право ограничиться сообщением Правительству Французской Республики через своего дипломатического представителя в Париже, что ратификация последовала, и, в этом случае, оно должно будет передать ратификационную грамоту возможно скорее. Протокол о сдаче будет составлен, как только будут сданы шесть ратификационных грамот, включая грамоту Турции. В этих целях сообщение, предусмотренное в предыдущем абзаце, будет равносильно сдаче ратификационной грамоты. Настоящая Конвенция вступит в силу со дня подписания этого протокола. Французское правительство передаст всем Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию протокола, указанного в предыдущем абзаце, и протоколов о сдаче последующих ратификаций.

Статья 27

Со дня своего вступления в силу настоящая Конвенция будет открыта для присоединения всякой Державы, подписавшей Лозаннский Мирный Договор от 24 июля 1923 г. О всяком присоединении будет сообщено дипломатическим путем Правительству Французской Республики, а последним всем Высоким Договаривающимся Сторонам. Оно вступит в силу со дня сообщения Французскому правительству.

Статья 28

Настоящая Конвенция будет иметь двадцатилетний срок действия со дня ее вступления в силу. Однако принцип права свободы прохода и плавания, объявленный в статье 1 настоящей Конвенции, будет иметь срок действия без ограничения времени. Если за два года до истечения указанного двадцатилетнего период ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сообщит Французскому правительству предуведомление о денонсиации, то настоящая Конвенция останется в силе до того, как истекут два года после посылки предуведомления о денонсиации. Это предуведомление будет сообщено Французским правительством Высоким Договаривающимся Сторонам. Если настоящая Конвенция была бы денонсирована согласно постановлению настоящей статьи, то Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются быть представленными на конференции для составления текста новой конвенции.

Статья 29

По истечении каждого пятилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящей Конвенции, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может взять на себя инициативу предложить изменение одного или нескольких из постановлений настоящей Конвенции. Для того, чтобы быть принятой к производству, просьба о пересмотре, заявленная одною из Высоких Договаривающихся Сторон, должна быть поддержана другой Договаривающейся Стороной, если дело идет об изменениях в статье 14 или в статье 18 и если дело идет об изменениях во всякой другой статье двумя другими Высокими Договаривающимися Сторонами. Просьба о пересмотре, таким образом поддержанная, должна быть сообщена всем Высоким Договаривающимся Сторонам за три месяца до истечения текущего пятилетнего периода. Это предуведомление будет содержать указания на предлагаемые изменения и их обоснование. Если невозможно договориться об их предложениях дипломатическим путем, Высокие Договаривающиеся Стороны пошлют своих представителей на конференцию, которая будет созвана для этой цели. Эта конференция будет иметь право принимать решения лишь единогласно, за исключением случаев пересмотра, относящихся к статье 14 и к статье 18, по каковым будет достаточно большинство трех четвертей Высоких Договаривающихся Сторон. Это большинство будет исчислено, включая в него три четверти Высоких Договаривающихся Сторон, прибрежных к Черному морю, включая Турцию. В удостоверение чего поименованные выше уполномоченные подписали настоящую Конвенцию. Совершено в Монтре, двадцатого июля тысяча девятьсот тридцать шестого года в одиннадцати экземплярах, из которых первый, имеющий печати уполномоченных, будет сдан в архивы Правительства Французской Республики, а другие будут переданы подписавшимся Державам.

(Следуют подписи*)
  • Перед подписью Уполномоченных Японии имеется следующая их оговорка:

"Нижеподписавшиеся, уполномоченные Японии, заявляют от имени своего Правительства, что постановления настоящей Конвенции не изменяют ни в чем позицию Японии как Государства, не являющегося членом Лиги Наций, как в отношении Статута Лиги Наций, так и в отношении Договоров о взаимной помощи, заключенных в рамках названного Статута, и что Япония сохраняет в частности в отношении этого Статута и этих договоров, упомянутых в постановлениях статей 19 и 25, полную свободу оценки".

Приложение I

1. Сборами и платами, которые могут взиматься, согласно статьи 2 настоящей Конвенции, будут те, которые указаны в следующей ниже таблице. Возможные скидки со ставок этих сборов и плат, которые были бы допущены Турецким правительством, будут применяться без различия флага.

Размер сбора или платы, подлежащих взысканию Характер оказанной услуги с каждой тонны чистой вместимости (регистровый тоннаж чистой вместимости).

Золотые франки **.

a) Санитарный контроль - 0,075

b) Маяки, освещаемые буи; буи, ограждающие фарватер или иные:
до 800 тонн - 0,42
выше 800 тонн - 0,21

с) Спасительная служба, включая спасательные шлюпки, посты по оказанию помощи с берега, сирены, дающие туманные сигналы, радиомаяки, а также освещаемые буи, не охватываемые п. b), или иные установки того же рода - 0,10
  • В настоящее время 100 пиастров равны приблизительно 2 франкам 50 сантимам золотом.)
  • 2. Сборы и платы, определенные в таблице, приложенной к пункту 1 настоящего приложения, будут применяться к двойному прохождению через Проливы (т. е. к проходу из Эгейского моря в Черное море и к обратному рейсу в Эгейское море или к прохождению через Проливы из Черного моря в Эгейском море, за которым следует обратный рейс в Черное море); однако, если торговое судно вновь следует через Проливы для возвращения в Эгейское море или в Черное море, в зависимости от случая, более чем через шесть месяцев после дня входа в Проливы в первоначальном направлении, то судно, без различия флага, может быть приглашено уплатить эти сборы и платы второй раз.

    3. Если при первоначальном прохождении торговое судно заявит, что оно не предполагает возвращаться, оно будет обязано платить лишь половину тарифа сборов и плат, указанных в абзацах b) и с) пункта 1 настоящего приложения.
    4. Сборы и платы, которые определены в таблице, приложенной к пункту 1 настоящего приложения, и которые не будут превышать того, что необходимо для покрытия расходов, вызванных оказанием подлежащих услуг и для сохранения резервного фонда или разумного оборотного фонда, будут увеличиваться или пополняться лишь в порядке применения статьи 29 настоящей Конвенции. Они будут оплачиваться в золотых франках или в турецкой валюте по курсу размена, практикуемому в день платежа.
    5. Торговые суда могут быть обязаны оплачивать сборы и платы за необязательные услуги, как-то: лоцманскую проводку и плату за пользование буксирами, если такая услуга была должным образом оказана турецкими властями по требованию агента или капитана данного судна. Турецкое правительство будет публиковать от времени до времени тариф сборов и плат, подлежащих взиманию за эти необязательные услуги.
    6. Эти тарифы не будут увеличены в случае, если эти услуги будут объявлены обязательными в порядке применения статьи 5.

    Приложение II

    А. Стандартные водоизмещение

    1. Стандартным водоизмещением надводного корабля является водоизмещение законченного корабля, с его полным комплектом экипажа, его машинами и котлами, готового к выходу в море, имеющего все свое вооружение и все свои боевые припасы, свое снаряжение, оборудование, припасы, пресную воду для экипажа, различное снабжение, инструменты и запасные части всякого рода, которые он должен иметь с собой в военное время, но без топлива и без запасной воды для питания машин и котлов.
    2. Стандартным водоизмещением подводной лодки является надводное водоизмещение законченного корабля (не включая воду вне прочного корпуса), с его полным комплектом экипажа, его машинами, готового к выходу в море, имеющего все свое вооружение и все свои боевые припасы, свое снаряжение, оборудование, припасы для экипажа, различные инструменты и запасные части всякого рода, которые он должен иметь с собой в военное время, но без топлива, смазочного масла, пресной воды или балластной воды всякого рода.
    3. Слово "тонна", во всех случаях, когда не употреблено слово "метрическая тонна", означает тонну в 1016 кг (2240 ф.).

    В. Классы

    1. Линейными кораблями являются надводные военные корабли, относящиеся к одному из следующих подклассов:

    а) надводные военные корабли, иные чем авианосцы, вспомогательные корабли или линейные корабли подкласса b), стандартное водоизмещение которых выше 10 000 тонн (10 160 метрических тонн) или которые имеют орудия калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов);
    b) надводные военные корабли, иные чем авианосцы, стандартное водоизмещение которых не выше 8000 тонн (8 128 метрических тонн) и которые имеют орудия калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов).

    2. Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев. Класс авианосцев подразделяется на два подкласса, а именно:
    а) корабли, имеющие палубу, дающую воздушным судам возможность взлетать с нее или спускаться на нее;
    b) корабли, не имеющие палубы, описанной выше в пункте а).
    3. Легкими надводными кораблями являются военные надводные корабли, иные чем авианосцы, небольшие боевые суда или вспомогательные корабли, стандартное водоизмещение которых выше 100 тонн (102 метрических тонны) и не превышают 10 000 тонн (10 160 метрических тонн) и которые не имеют орудий калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов). Класс легких надводных кораблей подразделяется на три подкласса, а именно:
    а) корабли, которые не имеют орудия калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюймов);
    b) корабли, которые не имеют орудий калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюймов и стандартное водоизмещение которых выше 3 000 тонн (3 048 метрических тонн),
    с) корабли, которые не имеют орудий калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюймов) и стандартное водоизмещение которых не выше 3 000 тонн (3 048 метрических тонн).
    4. Подводными лодками являются все корабли, предназначенные для плавания под поверхностью моря.
    5. Малыми боевыми судами являются надводные военные корабли, иные чем вспомогательные корабли, стандартное водоизмещение которых выше 100 тонн (102 метрические тонны) и не превышает 2 000 тонн (2 032 метрические тонны) и которые не отвечают ни одной из следующих особенностей:
    а) иметь на вооружении орудия калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюймов);
    b) быть предназначенными или оборудованными для выбрасывания торпед;
    с) быть предназначенными для достижения скорости хода, превышающей двадцать узлов.
    6. Вспомогательными кораблями являются надводные корабли, входящие в состав военного флота, стандартное водоизмещение которых выше 100 тонн (102 метрические тонны), которые обычно используются для нужд флота или для перевозки войск или для всякого иного предназначения, чем боевые суда, которые не построены специально для того, чтобы быть боевыми судами, и которые не отвечают ни одной из следующих особенностей:
    а) иметь на вооружении орудия калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюймов);
    b) иметь на вооружении более восьми орудий калибра выше 76 миллиметров (3 дюйма);
    с) быть предназначенными или оборудованными для выбрасывания торпед;
    d) быть предназначенными для защиты броневыми плитами;
    е) быть предназначенными для достижения скорости хода, превышающей двадцать восемь узлов;
    f) быть предназначенными или устроенными главным образом для ввода в действие на море воздушных судов;

    g) иметь на оборудовании более двух аппаратов для пуска воздушных судов.

    С. Корабли устарелые

    Корабли следующих классов и подклассов будут рассматриваться как "устарелые", если со времени их окончания истекло указанное ниже количество лет:

    а) для линейного корабля - 26 лет;
    b) для авианосца - 20 лет;
    с) для легкого надводного корабля подклассов а) и b):
    i) если киль его был заложен до 1 января 1920 г. - 16 лет;
    ii) если киль его был заложен после 31 декабря 1919 г. - 20 лет;
    d) для легкого надводного корабля подкласса с) - 16 лет;
    е) для подводной лодки - 13 лет.

    Приложение III

    Условлено, что из числа трех указанных ниже устарелых учебных судов японского флота двум единицам будет разрешаться посещение портов Проливов вместе. Общий тоннах этих двух судов будет, в этом случае, считаться равным 15 000 тоннам.



    | | Дата |Дата вступления| Стандартное | Вооружение|
    | | закладки | в строй | водоизмещение| |
    | | | | (тонны) | |
    |----------+----------+---------------+--------------+-----------|
    |Асамо ....| 20-X-1896| 18-III-1899 | 9240 | IVx200 мм.|
    | | | | |XIIx150 мм.|
    |Якумо ....| 1-IX-1898| 20- VI-1900 | 9010 | IVx200 мм.|
    | | | | |XIIx150 мм.|
    |Ивате ....|11-XI-1898| 18-III-1901 | 9180 | IVx200 мм.|
    | | | | |XIVx150 мм.|



    Приложение IV

    1. Классы и подклассы кораблей, подлежащих включению в исчисление общего тоннажа флотов Держав прибрежных к Черному морю, указанного в статье 18 настоящей Конвенции, следующие:

    Линейные корабли:
    подкласс (а)
    подкласс (b)

    Авианосцы:
    подкласс (а)
    подкласс (b)

    Легкие надводные корабли:
    подкласс (а)
    подкласс (b)
    подкласс ©

    Подводные лодки согласно определений приложения II к настоящей Конвенции.

    Водоизмещением, которое должно быть учтено при исчислении общего тоннажа, является стандартное водоизмещение, как оно определено в приложении II. Будут приниматься в соображение лишь корабли не "устарелые", как они определены в названном приложении.
    2. В сообщение, предусмотренное в статье 18, абзац b), должен быть включен, кроме того, общий тоннаж кораблей, относящихся к классам и подклассам, упомянутым в пункте 1 настоящего приложения.

    Протокол

    В момент подписания Конвенции от сего числа, нижеподписавшиеся уполномоченные, берущие на себя обязательство за свои соответственные правительства, заявляют о принятии следующих ниже постановлений:
    1. Турция будет иметь право немедленно ремилитаризировать зону Проливов, как она определена во вступительной части названной Конвенции.
    2. С 15 августа 1936 г. Турецкое правительство будет временно применять режим, изложенный в названной Конвенции.
    3. Настоящий Протокол вступит в силу с сего числа. Совершено в Монтре, двадцатого июля тысяча девятьсот тридцать шестого года.

    (Следуют подписи)

    Ратификационные грамоты Союза ССР депонированы в г. Париже 9 ноября 1936 г.
    Опубликована в Собрании Законов за 1937 г. отд. II, N 13, ст. 71.

    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, вып. IX, стр. 61 - 78.
    Изд. НКИД. 1938 г.
       43.0.2357.13443.0.2357.134
    RU USSRNAVY #22.01.2016 02:00  @БорПалыч#21.01.2016 19:36
    +
    +1
    -
    edit
     

    USSRNAVY

    аксакал
    ★★☆
    МГ-34> Конвенция Монтрё о статусе черноморских проливов. Полный текст
    А зачем это? Все желающие уже нашли этот текст, прочитали и обсудили в этой теме несколько месяцев назад.

    Режим Черноморских проливов

    Странно что такая важная и очень актуальная сейчас тема не выделена отдельно. Может что-то важное на эту тему обсуждать здесь. "Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя "находящейся под угрозой непосредственной военной опасности", ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. ст.22" РИА Новости Контроль над…// Морской
     

    Зачем воду в ступе толочь?
       33
    +
    -
    edit
     

    Lot-2

    аксакал
    ★★☆
    МГ-34>> Конвенция Монтрё о статусе черноморских проливов. Полный текст
    USSRNAVY> А зачем это? Все желающие уже нашли этот текст, прочитали и обсудили в этой теме несколько месяцев назад.
    Выходит что не все. :)
    Опять по новой вчера всплыло.
       47.0.2526.11147.0.2526.111
    +
    +1
    -
    edit
     

    МГ-34

    опытный

    USSRNAVY>... А зачем это? ....
    Я думаю,что так будет нагляднее. Легче искать. Не надо ничего обсуждать.Это просто документ. У нас много топов с почти одинаковыми названиями лежат по несколько лет мертвым грузом. Если эта тема не заслуживает отдельного топа - могу убрать,если технически возможно. Нет, так пусть "начальство" снесет.
       43.0.2357.13443.0.2357.134
    +
    -
    edit
     

    murzik

    опытный

    Посмотрел тут книжечку 30-х годов.

    По берегам Проливов понатыкано "установок для пуска ракет" - много!!! :eek:

    Кто Первый скажет - для Чего такие страсти? :p
       43.043.0
    FR Shoehanger #05.03.2016 23:02
    +
    -
    edit
     

    Shoehanger

    аксакал

    Сообщение было перенесено из темы Режим Черноморских проливов.
    По справочнику для детей на английском получается, что настоящим авианосцам всё-таки запрещён проход в Чёрное море.
       49.0.2623.7549.0.2623.75
    MD Serg Ivanov #05.03.2016 23:25  @Заклинач змій#05.03.2016 23:02
    +
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★★
    ☠☠
    Shoehanger> По справочнику для детей на английском получается, что настоящим авианосцам всё-таки запрещён проход в Чёрное море.

    Авианосцы и проливы: внесем ясность

    Альтернативная История Даже часы истории имеют своих часовщиков. (Богуслав Войнар) На сайте неоднократно поднимался вопрос о том "разрешает или нет на самом деле конвенция Монтре проход авианосцев черех проливы"? Что же, разберем вопрос внимательно: Статьи конвенции, имеющие отношение к проходу через проливы военных кораблей. Раздел II, так и названный "Военные корабли": Раздел II                          Военные корабли                              Статья 8      В целях   настоящей   Конвенции   определением,    подлежащим применению  к  военным  кораблям  и  к их спецификации,  а также к исчислению тоннажей, является определение, изложенное в приложении II к настоящей Конвенции. // Дальше — alternathistory.com
     
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    LT info #05.03.2016 23:45  @Заклинач змій#05.03.2016 23:02
    +
    +1
    -
    edit
     

    info

    аксакал
    ★☆

    Shoehanger>

    все суда 300 м требуют особого разрешения на проход
    суда дл более 310- 320 м просто не вписываются в повороты

    Нимиц - 333 м
    Джон Кеннеди - 320 м
    Адмирал Кузнецов почти -305 м

    танкера свыше 200 м проходят только днем и без встречного движения
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    Это сообщение редактировалось 05.03.2016 в 23:55
    FR Shoehanger #06.03.2016 00:05
    +
    -
    edit
     

    Shoehanger

    аксакал

    Сообщение было перенесено из темы Режим Черноморских проливов.
    глобалсеки:

    В 76 г. и в 79 г. Турция позволила советским авианосцам пройти проливы в нарушение Конвенции Монтрё 36 г. Страны НАТО заявили протест ввиду угрозы со стороны советских авианосцев 6 флоту США и силам НАТО. Другие выступили с позиций, что за прошедшее время договорные ограничения утратили силу де факто в отношении к "Киевам". Турция, в чью ответственность входит ежедневное толкование конвенции, не оспаривала ни советскую классификацию крейсеров, ни право прохода проливов. Другие подписанты не возражали, а США в их число не входили и не вмешивались.

    +++

    В последнее время через Дарданеллы и Босфор проходили корабли ВМС США, имеющие водоизмещение более 10 тыс. т: "Пенсакола" (13.700 т), "Понсе" (ок. 17 тыс. т), "Ла Салль" (ок. 15 тыс. т). Плюс к тому в "Си бризе-98" участвовал десантный вертолетоносец "Остин" (ок. 17 тыс. т), который нес на борту 6 вертолетов СН-46 и UH-1. Его в полной мере можно отнести (исходя из Конвенции, принятой в 1936 г., когда вертолетов не было как таковых, а самолеты были исключительно поршневыми) к категории авианосцев, т.е. к носителям летательных аппаратов. Надо было бы иметь в виду и то, что современный вертолет по своим боевым возможностям далеко превосходит самолеты довоенной поры.
    Подробнее: В одностороннем порядке | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

    +++

    Варяг не пускали, длинной больше 300 м. Пока КНР не стала давить на Турков.
       49.0.2623.7549.0.2623.75
    LT info #06.03.2016 00:22  @Заклинач змій#06.03.2016 00:05
    +
    -
    edit
     

    info

    аксакал
    ★☆

    Shoehanger> глобалсеки:
    Shoehanger> В 76 г. и в 79 г. Турция позволила советским авианосцам пройти проливы в нарушение Конвенции Монтрё 36 г.
    так у них 273 м

    балктанкера тип Борис Бутома проходили постоянно при дл. 259 м
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    RU Kostya-Vet #06.03.2016 06:39  @Заклинач змій#06.03.2016 00:05
    +
    -
    edit
     

    Kostya-Vet

    опытный

    Shoehanger> Варяг не пускали, длинной больше 300 м. Пока КНР не стала давить на Турков.
    касаемо сегодняшнего дня: летом планируется отправить ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземку. Если потребуется его (ТАВКР) заход в Черное море, я так понимаю турки возражать не станут.
       1616
    Это сообщение редактировалось 06.03.2016 в 11:30
    06.03.2016 10:41, Заклинач змій: +1: У турков ситуация в стране аховая, им дальнейшая пикировка с РФ не нужна. Это хороший способ проверить действие конвенции, но кроме пиара тавкр в чм делать нечего.
    +
    -
    edit
     

    info

    аксакал
    ★☆

    Kostya-Vet> касаемо сегодняшнего дня: летом планируется отправить ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземку. Ели потребуется его (ТАВКР) заход в Черное море, я так понимаю турки возражать не станут.

    Проход таких судов обязателен с лоцманами. Это не обычный проход.а целая операция.Ну кто же так будет рисковать...
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    +
    -
    edit
     

    YAV

    старожил
    ★★
    Kostya-Vet> Ели потребуется его (ТАВКР) заход в Черное море, я так понимаю турки возражать не станут.

    Не знаю правда зачем может понадобится этот заход, если в Чёрном море уже есть один "авианосец", который во много раз больше, да к тому же непотопляемый))))). А чего туркам возражать. Денег срубят просто немерено, а потом могут подумать, выпускать обратно или нет. Выпустят конечно (наверное), но и цену себе набъют ;)
       44.044.0
    +
    -
    edit
     

    Kostya-Vet

    опытный

    info> Проход таких судов обязателен с лоцманами. Это не обычный проход.а целая операция.Ну кто же так будет рисковать...
    а что там такого рискованного?
    Фарватер очистить от яхт и других судов на время прохода ТАВКР. Ведь ходили же там наши: Киев, Баку, Тбилиси, Новороссийск, Кузнецов.
    Прикреплённые файлы:
    varyagbajopuente.jpg (скачать) [1600x852, 225 кБ]
     
     
       1616
    +
    +4
    -
    edit
     

    YAV

    старожил
    ★★
    Kostya-Vet> а что там такого рискованного?

    Скажите, а сколько кораблей длиной в 300 метров Вы провели через Босфор? :D
       44.044.0
    +
    -
    edit
     

    info

    аксакал
    ★☆

    Kostya-Vet> а что там такого рискованного?
    ветер течение уровень воды и много др. факторов
    суда такого размера тяжело вписываются в повороты

    уже говорить не стоит о стоимости прохода и обеспечивающих буксиров

    зы. на Вашем снимке тащат пустой корпус
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    UA illich #06.03.2016 11:42  @Kostya-Vet#06.03.2016 11:33
    +
    -
    edit
     

    illich

    втянувшийся

    Kostya-Vet> Ведь ходили же там наши: Киев, Баку, Тбилиси, Новороссийск, Кузнецов.
    Не "ходили", а "проходили" или "выходили", причем, один раз и навсегда.
    Если все было бы так просто, то они и назад возвращались бы.
       
    +
    -
    edit
     

    MOJJEVEL

    аксакал
    ★★
    illich> Если все было бы так просто, то они и назад возвращались бы.

    Нафига назад?
       
    MD Serg Ivanov #06.03.2016 11:45  @Kostya-Vet#06.03.2016 06:39
    +
    +2
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★★
    ☠☠
    Kostya-Vet> Если потребуется его (ТАВКР) заход в Черное море, я так понимаю турки возражать не станут.
    Не потребуется. Возражать будут.
    В Чёрном море есть большой непотопляемый авианосец. Крым называется.
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    Это сообщение редактировалось 06.03.2016 в 11:51
    MD Serg Ivanov #06.03.2016 11:46  @MOJJEVEL#06.03.2016 11:44
    +
    +1
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★★
    ☠☠
    illich>> Если все было бы так просто, то они и назад возвращались бы.
    MOJJEVEL> Нафига назад?
    Ремонт. Модернизация.
    Одной из причин, почему советские авианосцы назывались «авианесущими крейсерами», был запрет, накладываемый конвенцией Монтрё 1936 года на проход авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы. Поскольку верфь, где строились все крупные советские корабли, находилась в Николаеве, то построенные там авианосцы оказывались запертыми в Чёрном море, не представляя особой ценности для Советского флота[1].
    Конвенция Монтре[2] разрешает проводить через черноморские проливы только лёгкие и вспомогательные надводные военные корабли (водоизмещением до 10 000 т)[3] при условии, что их суммарное водоизмещение ограничено 15 000 т[4]. Черноморским государствам (Болгария, Румыния и СССР/Россия) предоставлены особые права на провод через проливы военных кораблей иных типов (капитальные корабли и подводные лодки) сверх норм, установленных для других государств. Согласно статье 11, при условии предуведомления турецкого правительства, черноморские государства могут проводить через проливы капитальные корабли любого водоизмещения:
    « Статья 11. Черноморские государства могут проводить через проливы капитальные корабли с тоннажем, превышающим ограничения, предусмотренные первым параграфом статьи 14, при условии, что они будут проходить в одиночку, эскортируемые не более чем двумя эсминцами.
    Оригинальный текст (англ.) [показать]
    »
    В приложении II к конвенции даётся определение капитального корабля и авианосца[5]:
    « B. КАТЕГОРИИ
    (1) К капитальным кораблям относятся корабли следующих двух подкатегорий: (a) Надводные военные корабли, исключая авианосцы, вспомогательные корабли и корабли, попадающие в подкатегорию (b), стандартное водоизмещение которых превышает 10 000 т (10 160 метрических тонн) или несущие орудия калибра более 8 дюймов (203 мм);
    (b) Надводные военные корабли, исключая авианосцы, стандартное водоизмещение которых не превышает 8 000 т (8 128 метрических тонн) и которые несут орудия калибра более 8 дюймов (203 мм).
    (2) Авианосцы — это военные корабли, независимо от водоизмещения, построенные или переоборудованные главным образом для действий авиации. Если действия авиации не является их главным назначением, эти корабли не должны классифицироваться как авианосцы, даже при наличии полётной палубы.
    Оригинальный текст (англ.) [показать]
    »
    Таким образом, авианосцы явно исключаются из перечня кораблей, которым разрешено проходить через черноморские проливы. Однако советские авианесущие крейсеры, вооружённые мощным ракетным оружием, нельзя было однозначно отнести в категорию авианосцев.
     

    Авианесущий крейсер — Википедия

    Авианесу́щий кре́йсер (англ. Aviation cruiser, Aircraft cruiser, Carrier cruiser, Seaplane cruiser) — разнородная по своим характеристикам группа кораблей, сочетающая в себе элементы крейсерского вооружения (артиллерия; противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение. К авианесущим крейсерам можно отнести следующие типы кораблей: С некоторой натяжкой к авианесущим крейсерам можно отнести несколько типов кораблей, которые никогда официально так не именовались, однако обладали признаками авианесущего крейсера: В настоящее время практически на всех боевых кораблях от корвета и выше базируется небольшое количество противолодочных и поисково-спасательных вертолётов. // Дальше — ru.wikipedia.org
     
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    +
    +2
    -
    edit
     

    illich

    втянувшийся

    illich>> Если все было бы так просто, то они и назад возвращались бы.
    MOJJEVEL> Нафига назад?
    А чтоб показать, кто в доме (т.е. в Черном море) хозяин!
       
    +
    -
    edit
     

    MOJJEVEL

    аксакал
    ★★
    Сообщение было перенесено из темы Режим Черноморских проливов.
    А причем,тут ремонт и модернизация?У нас че заводов мало,или доков готовых их принять нет?С верьфями проблемма,вот и строили в Николаеве.
       
    +
    -
    edit
     

    info

    аксакал
    ★☆

    Kostya-Vet> а что там такого рискованного?
    проблема вот в чем

    с точки зрения обеспечения безопасности судоходства минимальные радиусы кривизны полос движения должны в три раза превышать длину судна. Минимальная кривизна полос движения в проливе Босфор составляет более 5 кб (более 900 метров).
       48.0.2564.11648.0.2564.116
    Kostya-Vet> а что там такого рискованного?
    Kostya-Vet> Фарватер очистить от яхт и других судов на время прохода ТАВКР.
    ничего, только нужно протаскивать и обеспечивать перечисленное Вами, что и есть спецрежим
       44.044.0
    1 2 3 4 5 6 7 15

    в начало страницы | новое
     
    Поиск
    Настройки
    Твиттер сайта
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru