Сам Маск в воплощении своей идеи в жизнь не участвует.
— В чем основные отличия технологий, которые сегодня развивает Hyperloop One, от тех, что изначально представил Маск?
— Надо сказать, что физика в основе Hyperloop не космически сложная. Все трудности — в деталях. Илон Маск изначально предложил использовать эффект «воздушной подушки», на которой должен парить поезд. Но мы быстро отказались от этой идеи, это слишком сложно и дорого. В конструкции трубы были бы допустимы только минимальные отклонения. Мы решили разрабатывать технологию пассивной магнитной левитации, которую изначально разработали в Ливерморской национальной лаборатоории им. Э. Лоуренса в 1980-х. Эта технология предполагает, что мы двигаем постоянные магниты с достаточной скоростью над проводящей поверхностью. Так создается эффект левитации. Используя его определенным образом, мы продвинулись гораздо дальше.
К тому же важно разработать систему для переключения движения между вакуумными трубами. Это даст возможность без торможения «съезжать» с магистральной трубы или «въезжать» на нее, чтобы можно было проложить путь «от точки до точки», без «пересадок». И все это должно работать на огромных скоростях.
— За счет чего вы снижаете стоимость системы? Потенциальная дороговизна Hyperloop остается главным аргументом критиков проекта.
— Скептики говорили и братьям Райт, что их полет не состоится, и Стефенсону, что из-за дороговизны паровозы не заменят лошадей. Инфраструктура, необходимая для Hyperloop, будет дешевле, чем инфраструктура современных высокоскоростных поездов. Во-первых, длина транспортных путей будет меньше. Во-вторых, вся транспортная система будет намного легче. Сравните поезд весом в 600 т и капсулу на 40-45 человек, которое весит примерно как небольшой частный самолет — 20-25 т. Если строить мост, расход бетона и стали будет несопоставимым. В противоположность проекту Transrapid (немецкая компания по разработке поезда на магнитной левитации — Forbes), создатели которого пытаются решить только инженерную проблему, инженерам нашей команды нужно изначально думать и о том, как сделать технологию дешевой. Сейчас, например, мы работаем над технологией, которая уменьшит расход стали на 80% от того, сколько мы тратим сегодня.
Пассивная магнитная левитация работает, когда капсула движется. Система, которую в Ливерморе назвали Inductrack, предусматривает наличие постоянных магнитов, закрепленных на транспортном средстве. Когда эти магниты двигаются относительно проводящих элементов на полотне, появляется электромагнитное поле. Это поле отталкивает капсулу от земли. Система автоматически стабилизируется: если капсула поднимается слишком высоко, воздействие поля ослабевает, и она опускается обратно до нормального состояния.
Так как левитация создается при движении, при снижении мощности капсула будет замедляться и опустится на землю только тогда, когда ее скорость упадет почти до нуля. Для этих целей, а также для маневрирования на низкой скорости около станций, капсулам потребуются колеса, но это не такая уж большая проблема.
Пока технология проверена только в уменьшенном масштабе. В конце 1990-х Пост сделал 20-метровую модель такой дороги в масштабе 1:12. Модель показала себя настолько хорошо, что в NASA заинтересовались технологией как способом доставки объектов на орбиту.
Пассивная магнитная левитация кажется настолько удачным решением проблемы, что было бы удивительно, если бы другие компании-разработчики систем Hyperloop не начали собственные исследования. Hyperloop Technologies сообщает, что ведет разработки подобной системы, а также рассматривает использование потоков воздуха и другие идеи. А если вам не столь интересен проект Hyperloop, знайте, что подобную технологию применяют и для создания ховербордов.
В качестве вариантов применения этой технологии предварительно рассматриваются такие проекты, как перевозки пассажиров между аэропортами Московского авиационного узла, развитие транспортного сообщения с Новой Москвой и некоторые другие.
По его словам, речь идет о грузовом направлении протяженностью 70 км между Китаем и Россией в Приморском крае с выходом на порт Зарубино.
"Это такой достаточно компактный, но в то же время просчитанный проект, где эта инфраструктура (которую может создать Hyperloop - ИФ) может быть задействована в полном объеме. Мы договорились (с компанией - ИФ), что займемся разработкой проекта с сегодняшнего дня, чтобы первую модель представить уже на Восточном экономическом форуме в начале сентября во Владивостоке. Но как утверждают коллеги, инфраструктура будет создана дешевле, чем железнодорожная. То есть о 70 км можно говорить в пределах 30-40 миллиардов рублей при сегодняшнем курсе. Позиция Минтранса такова: проект может быть реализован без какой-либо государственной поддержки. Поскольку компания и занимается продвижением этого проекта, мы просто предлагаем свою площадку для его реализации в качестве пилота", - сказал Соколов.
Он отметил, что поскольку проект рассчитан не на российскую экспортную грузовую базу, а на китайскую, то он должен быть реализован без средств господдержки.
По его словам, примерно через месяц состоится рабочая группа в рамках российско-китайского межгосударственного совета. "Я своему (китайскому - ИФ) коллеге предложу рассмотреть этот проект, в том числе и для инвестиций, тем более, что у нас создан фонд поддержки проектов по шелковому пути, и этот может на 100% претендовать на получение поддержки из фонда. Компания утверждает, что первый промышленный образец они разработают уже к 2020-2021 году", - отметил он.
"Мы наблюдаем. Это все еще на уровне концепции. Мы информированы, понимаем, что происходит. По результатам испытаний будем понимать, что делать дальше", - заявил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин журналистам в кулуарах делового форума Россия - АСЕАН в четверг в Сочи.
"Это пока еще предварительные испытания - возможно ли такое физически и физиологически", - подчеркнул топ-менеджер. "Мы в курсе, поддерживаем отношения с ними", - добавил он.
Ранее газета "Ведомости" писала, что РЖД и американская компания Hyperloop One несколько месяцев назад создали рабочую группу для обсуждения сотрудничества.
Hyperloop - транспортный проект по идее миллиардера Илона Маска, известного своими проектами электромобиля Tesla, частной космической компании SpaceX и платежной системы PayPal. Это капсула на воздушных подушках, которая должна перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч.