Борис Раушенбах - Пять лекций по истории древнерусской живописи

академик-ракетчик об иконописи и "четырёхмерности" икон
 
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Покойный академик Раушенбах - человек нетривиальной судьбы; немец по происхождению, русский "по выбору", причём - православный. "Я чувствую себя одновременно русским и немцем - интересное ощущение".
Перед войной работал в РНИИ, с началом войны был посажен как немец, в своих мемуарах пишет, что выжил почти чудом, но тем не менее весьма спокойно и фаталистично относится к этому факту своей биографии - "что ж, я был немец, была война, и это было вполне естественно". В лагере тем не менее продолжал научную работу, списавшись с бывшими коллегами - что и помогло ему продержаться. После войны несколько лет был лишен права на жительство в Москве, и работал "дистанционно" пока его не вытащил Келдыш. Занимался сперва процессами горения в ракетных двигателях, позднее - проблемами управления космическими аппаратами, чему и посвятил тридцать лет на фирме Королёва.
Работая над проблемой стыковки КА, задумался о восприятии плоской телевизионной картинки пилотом-космонавтом, и обратился к теории перспективы. В результате написал три книги на эту тему. Отдельно интерес к иконописи и довольно смелые трактовки.

ПЯТЬ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ (октябрь-ноябрь 1979 г)


Лекция первая. Происхождение и сущность иконы.
Лекция вторая. Происхождение и структура иконостаса.
Лекция третья. Иконы праздничного ряда иконостаса.
Лекция четвёртая. Внутренняя сущность икон
Лекция пятая. Икона в целом

pdf, 35 страниц:
http://museum.fizteh.ru/gallery/.../f_2zvmc6/f_31is7u-arpf3wg43y5




Этим лекциям предшествовал другой цикл лекций БВР о пространственных построениях в живописи, прочитанный им, кажется, в 1978 году. Я сожалел, что законспектировал их весьма поверхностно, но в 1986 г. в издательства «Наука» вышла книга «Системы перспективы в изобразительном искусстве», которая и явилась обобщением цикла лекций 1978 года. Впрочем, те лекции имели преимущество, что БВР иллюстрировал их большим количеством слайдов, и уж конечно, печатный текст не может передать обаяние БВР как рассказчика и лектора.
 



Сборник "Пристрастие" - в нём помимо воспоминаний (в т.ч. о Королёве и М.М.Герасимове), биографии Оберта также эссе о живописи:



Интерпретация икон как изображения "четырёхмерного" пространства:

 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
О принципах изображении в иконописной живописи того, чего никто из людей не видел и не мог видеть.
Прикреплённые файлы:
 
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
О художественно-символическом назначении металлических окладов.
Прикреплённые файлы:
 
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Предположение - книгопечатание как причина упадка искусства иконописи.
 
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Раушенбах много рассуждал об обратной перспективе в иконописи, немногочисленных её примерах в светской живописи, и о причинах применения (см. выше).
Церковная точка зрения иная, и в чём-то пожалуй любопытнее.

В иконописании канон окончательно утвердился и оформился после эпохи иконоборчества. Определение каноничности образа дано правилом Пято-Шестого Собора. 82 правило ознаменовало переход от раннехристианских символов к символическому реализму восточнохристианского иконографического канона.

Для канонической иконы характерны:

1. Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Портретные черты изображаемых святых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены – ровно настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма. К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности.

2. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке – идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний. В обратной перспективе удаляющиеся предметы увеличиваются в размере, в то время как в реальности, т.е. в прямой перспективе они уменьшаются.

...
 



Для канонической иконы характерна обратная перспектива: точка схода располагается не на линии горизонта (в глубине образа), а в стоящем перед иконой человеке. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе наоборот. По мнению богословов, это облегчает молитву. Восприятие изображения получается панорамным, напряжение с глаз снимается, и образ воспринимается сердцем.

С помощью обратной перспективы существенно облегчается решение одной из самых сложных задач начальной стадии искусства Иисусовой молитвы – соединение ума с сердцем. Существует две принципиально различающиеся формы зрительного восприятия. Первое из них – обычное восприятие, которое состоит в том, что глазные оси фокусируются в одной воспринимаемой точке. Типичным примером такого восприятия является чтение печатного текста. Второй формой является панорамное восприятие. В отличие от дискретного оно представляет собой цельное восприятие всего зрительного поля. При таком восприятии напряжение с фокусированных глаз снимается.

Наблюдение за взаимосвязью зрительной и сердечной деятельности обнаруживает, что расслабленному состоянию глаз соответствует сердечное восприятие.

Геометрия обратной перспективы в иконе настраивает зрение на панорамное восприятие, ее расходящиеся оси приводят глаза в расслабленное состояние, в результате икона воспринимается сердцем.
 


- "идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний." - совершенно иная трактовка, чем у Раушенбаха, который пытался рационализировать обратную перспективу. Тут в некотором смысле тоже рационализируется, но в совершенно иной логике. Даже глубже в своём роде.
 51.051.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru