[image]

Завершению эры Space Shuttle посвящается

STS-132, Kennedy Space Centre, Cape Canaveral AFS
 
1 2 3 4 5 6 7 17
+
+1
-
edit
 

Guennady

опытный

Эпиграф: Не все мечты должны сбываться. Некоторые лучше чтобы остались мечтами :)...

Так уж получилось, что Space Shuttle сыграл в моей жизни особую роль. Как ни странно, именно трагедия "Челленджера" в далеком 1986-м году сформировала всю мою карьеру и в большой степени повлияла на то, как складывается мою жизнь. Если до того я даже примерно не представлял, кем я хочу быть, после катастрофы "Челленджера" я понял, что моя дальнейшая жизнь - это ракетная техника, космонавтика и авиация. И пусть я не поступил (даже не поступал :) ) в МВТУ им. Баумана, пусть я никогда (или почти никогда) не работал в организациях, связанных с космонавтикой и ракетной техникой, Эти вещи всегда в моем сердце и в моих мозгах :) . Очень глубоко.

Ну и, безусловно, была у меня большая мечта... Увидеть своими глазами, как взлетает Space Shuttle. Услышать рев двигателей, почувствовать мощь взлетающей ракеты... В общем - быть там и понять, что же это такое - взлет настоящей космической транспортной системы.

Но тем и хороша мечта, что ее не всегда нужно воплощать в жизнь :) . Мечтаешь себе и мечтаешь... А Шаттлы летают себе и летают... И мечту "в любой момент" можно реализовать... Но вот в конце 2009 года, совершенно случайно я услышал, что Шаттлы скоро пойдут на прикол. Блин! А как же мечта? Так что, я не посмотрю на взлет Шаттла? Ну да ладно... Есть Байконур, это ближе, наверное - проще... А посмотрю ка я, как можно поехать на Байконур... Да, можно! А сколько это стоит?... А это стоит... Гм... порядка 3200 евро... Н-да... Я, конечно, хочу посмотреть на запуск космической ракеты, но не за такие деньги :( !!! А интересно, сколько же стоит посмотреть на старт Шаттла? Поищем... СКОЛЬКО :eek::eek::eek: ??????... 63 (шестьдесят три прописью) ДОЛЛАРА????? Решено! Едем во Флориду!!!
   5.05.0
03.08.2011 21:35, varban: +1
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Примерно так я рассуждал, сидя где-то в декабре-январе у себя дома. Уж очень захотелось посмотреть и Флориду, и Космодром, и запуск Шаттла. В тот момент оставалось всего четыре официальных полета Шаттла. На ближайший, где-то в апреле, я явно не успевал, решил ехать в мае. Убедился, что смогу получить визу и без всякой задней мысли заказал билеты. Да, заказал так, чтобы было в запасе четыре дня - "на непредвиденные задержки и переносы запуска"... Если бы я знал, как потом будут запускать "Дискавери" - я был бы не так спокоен :) ...

Досконально, в течении нескольких недель, изучал территорию около космодрома в Google Earth. И действительно - выучил так, что потом ориентировался на местности достаточно хорошо. Всё рассматривал ближайшие подходы к стартовой позиции. Было объявлено, что старт будет со стартовой позиции 39A, на нее и ориентировался. И очень удивлялся, почему это все всё время говорят, что ближайшая точка, открытая для публики - Nasa Causway? Это же далеко - почти 10 км!!! А вот тут есть такое классное место - возле берега моря - так там дальность до стартовой - 4,5 км! Буду пробираться туда :) .

Короче - было прорисовано и просчитано много вариантов, по мере увеличения дальности. Специально просматривал местность, чтобы определить, какие дороги могли перекрывать и куда можно будет проехать. И все-таки просмотрел место, где был таки пост. Ну да ладно, все равно даже туда не реально было проехать - останавливали раньше.
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Более чем за месяц начал бронировать гостиницу. И тут столкнулся с первым шоком. Гостиница, например, какой-нибудь среднестатистический "Холидей Инн" в 3-5-ти км от космодрома стоит:

10 мая - 45 долларов
12 мая - 90 долларов
13 мая - 120 долларов
14 мая (предполагаемый день пуска) - 120 долларов
15 мая - 120 долларов
16 мая - 45 долларов

В общем - люди в полном объеме используют запуски Шаттлов в своих, узко корыстных целях :) .

Начал искать гостиницу попроще и подальше. 10 км... 15 км... 20 км... Цены все те же - просто заоблачные. В конце-концов в 30-ти км от космодрома нашел местечко по сходной цене. И прямо на берегу океана, с видом на космодром вдали :) ... Ночью был виден маяк мыса Канавералл. Поездка утром на космодром воспринималась как приятная разминка :). А ездил - как на работу :D . В общем - все, что ни делается - к лучшему.

Вариант транспорта в Америке - единственный доступный - машина в аренду. Договорился из Киева, заплатил. Брал без ЖПС, решил ЖПС купит здесь с тем, чтобы заранее залить карты, использовать потом и В Украине. Идея себя полностью оправдала.
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Очень много читал про космодром, про историю, про окрестности. Мне, как яхтсмену, было интересно посмотреть и близлежащие яхт-клубы - "как это у них там :) ..."

При изучении окрестностей выяснились некоторые интересные детали. В начале космической эра НАСА искала местность, которая удовлетворяла бы нескольким требованиям - минимум населения, отсутствие населения на трассе отлета, ровный климат, близость к воде, как к транспортной магистрали. Было несколько вариантов - Калифорния (Ванденберг, Эдвардс), Невада, Нью-Мексико (White Sands Missile Range), Флорида. Есс-но - победил курорт :) . НАСА хапнула огромную территорию в районе мыса Канаверал. Потом, как выяснилось, столько не нужно. Но как истинные рачительные хозяева, насовцы оставили земли на потом, "на помідорчики!", и сделали там заповедник. Эти территории на север от космодрома общедоступны, но их закрывают в дни стартов Шаттлов.

Примечательно, как выбирали место для космодрома в СССР. Об этом писал Б.Е.Черток в "Ракетах и людях". Когда встала необходимость строительства нового космодрома для ЛКИ ракеты Р-7, то одним из важных факторов, кроме малого населения по трассе полета, была необходимость размещения станций радиокоррекции на 500 км вправо и влево от направления полета. При таких расстояниях радиокоррекция была эффективна для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы. Таких мест было не так много - Астраханская область (тогда станцию нужно было ставить в море), Казахстан, Сибирь. Но в Сибири - обломки было тяжело искать - еще одним требованием, в отличии от американцев, было то, что обломки должны были падать на сушу "чтобы в случае диверсии можно было найти вниовника!" Несмотря на все требования ракетчиков разместить космодром в Астраханской области (читай-почти курорт :) ), было принято решение строить его в Казахстане, возле поселка Тюратам. Интересно, что разработки гироскопических систем управления шли с такой скоростью, что от системы радиокоррекции отказались еще до первого пуска Р-7.
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Вот как выглядит карта района космодрома на мысе Канаверал.

Даже метки дистанций остались :) ...
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
US Сергей-4030 #15.07.2011 00:50  @Guennady#15.07.2011 00:02
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Guennady> Примерно так я рассуждал, сидя где-то в декабре-январе у себя дома. Уж очень захотелось посмотреть и Флориду, и Космодром, и запуск Шаттла.

Я смотрел на запуск шаттла в 2000 году - зрелище незабываемое, хотя и быстротечное. А насчет гостиниц - дело не в запуске, дело в спросе. Я сейчас пытался найти отель в Вирджиния Бич, на побережье начинается от $150 в день. А зимой там же - от $60. Спрос и предложение. :)
   12.0.742.11212.0.742.112
AR a_centaurus #15.07.2011 06:14  @Сергей-4030#15.07.2011 00:50
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Guennady>> Уж очень захотелось посмотреть и Флориду, и Космодром, и запуск Шаттла.
Сергей-4030> Я смотрел на запуск шаттла в 2000 году - зрелище незабываемое,

Хорошо, что вам удалось ЭТО увидеть. Первый снимок старта Колумбии мне привезли французы. В 1983, когда вместе работали по проекту "Вега". До сих пор он у меня висит в оффисе. А в STS 88 (Endevouar) пришлось участвовать с аргентинским спутником (SAC-A). С Robert Cabana (Commander) сидели рядом на ужине во время их визита к нам на фирму в 97 г. Из команды не было только Крикалева. SS был наверное самым романтическим проектом в истории космонавтики. Когда-нибудь его ещё переоценят.
   8.08.0
UA Guennady #15.07.2011 11:50  @a_centaurus#15.07.2011 06:14
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>>> Уж очень захотелось посмотреть и Флориду, и Космодром, и запуск Шаттла.
Сергей-4030>> Я смотрел на запуск шаттла в 2000 году - зрелище незабываемое,
a_centaurus> Хорошо, что вам удалось ЭТО увидеть. Первый снимок старта Колумбии мне привезли французы. В 1983, когда вместе работали по проекту "Вега". До сих пор он у меня висит в оффисе. А в STS 88 (Endevouar) пришлось участвовать с аргентинским спутником (SAC-A). С Robert Cabana (Commander) сидели рядом на ужине во время их визита к нам на фирму в 97 г. Из команды не было только Крикалева. SS был наверное самым романтическим проектом в истории космонавтики. Когда-нибудь его ещё переоценят.

Работать в аэрокосмической отрасли - было голубой мечтой. И "будьте осторожны в своих мечтах - однажды они могут сбыться..." Окончание института совпало с пиком разрухи. И меня пригласили работать в организацию, в которой я бы только мечтал работать еще 4-5 лет назад - на Киевский Механический Завод (КМЗ), другоми словами - КБ Антонова. Причем практически по специальности. Но... Зарплаты по тем временам были не то что мизерные... Просто катастрофические. И перспективы - никакой. И коммерческая жилка победила. И я не жалею о том, что не пошел - многие, кто пошли - не выдержали и свалили в бизнес. И еще лет 15 ничего не происходило. А потом пришла команда Януковича и добила завод.

Ходил по космодрому и внутри все переворачивалось. Такое все "родное и близкое". Все то, о чем я читал и узнавал в течении десятилетий. Вот, чем бы я хотел заниматься!!! И не нужна бы мне была супер большая зарплата - дайте позаниматься тем, чего душа просит!!! Но нет, не сложилось... Очень было грустно...


Вот почему я на этом форуме :) ... Born again rocketeer, блин :) ...
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 15.07.2011 в 12:16
+
-
edit
 

Guennady

опытный

А с другой стороны...

Когда поступал в институт - в какой-то момент выбирал - идти в КИИГА (Киевский Институт Инженеров Гражданской Авиации), или в другой ВУЗ. Однажды посадили передо мной, еще школьником, студента КИИГА и он меня спросил: "Хочешь гайки на морозе крутить?" "Не, не хочу", был мой ответ. "Тогда нехрен тебе в КИИГА идти!" Не, можно было бы поступать в МВТУ, скорее всего я бы гордо не поступил и загремел в армию. Можно было-бы поступать в ХАИ с такой же вероятностью. Даже если бы поступил - жил бы в общаге, непонятно как учился и окончил его в разруху. К моему счастью, я НЕ знал, что в Днепропетровском Политехе есть даже специальность "Проэктирование и производство ракет-носителей КА". Точно поехал бы поступать!!! К несчастью одного моего хоррошего знакомого - он знал. И поступил. Получил профильное образование!!! А потом торговал на рынке лет 5, пока не устроился слесарем. Понятное дело, что не обязательно я бы торговал на рынке, но все равно - в нашей стране (да и в России, наверное, к сожаление, тоже) эта специальность не является супер престижной. И занимаются ею большие фанаты своего дела.

Да и не в нашей стране - закрывается сейчас Спейс Шаттл и огромная армия высококвалифицированнейших специалистов оказывается не-у-дел.

Вот такой выбор - "сытая и довольная" карьера в коммерции или рискованная и неопределенная карьера в любимом деле. Что называется - выбирай сам...
   7.07.0

RLAN

старожил

Читаю эту романтическую ветку и вспоминаю. Но восторженных эпитетов не разделяю.
Про SS узнал где то в середине 70х. До этого уже несколько лет собирал всю доступную космическую информацию. Собственно лунная гонка и явилась источником моего интереса к космонавтике. И я очень ждал, когда же наши полетят туда же (что работы ведутся - знал, по крайней мере о лунном корабле шепотом рассказывали).
И когда услышал о SS - понял, это шаг назад.
А в начале 80х узнав, что наши городят "птичку", ответ Чемберлену, вообще был в шоке.
Единственно обрадовался, когда выяснилось, что Энергия - самодостаточная система.
Так, что, несмотря на все хорошее и плохое, что было связано с SS. считаю ее примером красивых технических решений и безграмотного технического стратегического видения.
Просто кто то сумел свое хобби реализовать за очень большие гос деньги.
   

Azot

втянувшийся

Guennady> Вот такой выбор - "сытая и довольная" карьера в коммерции или рискованная и неопределенная карьера в любимом деле. Что называется - выбирай сам...
В жизни не всегда по справедливости.И всегда было больше коммерсантов Нобелей,чем гениев Винчей.
   3.6.163.6.16
+
+1
-
edit
 

Guennady

опытный

RLAN> Читаю эту романтическую ветку и вспоминаю. Но восторженных эпитетов не разделяю.
RLAN> Про SS узнал где то в середине 70х. До этого уже несколько лет собирал всю доступную космическую информацию. Собственно лунная гонка и явилась источником моего интереса к космонавтике. И я очень ждал, когда же наши полетят туда же (что работы ведутся - знал, по крайней мере о лунном корабле шепотом рассказывали).
RLAN> И когда услышал о SS - понял, это шаг назад.
RLAN> А в начале 80х узнав, что наши городят "птичку", ответ Чемберлену, вообще был в шоке.
RLAN> Единственно обрадовался, когда выяснилось, что Энергия - самодостаточная система.
RLAN> Так, что, несмотря на все хорошее и плохое, что было связано с SS. считаю ее примером красивых технических решений и безграмотного технического стратегического видения.
RLAN> Просто кто то сумел свое хобби реализовать за очень большие гос деньги.

"Вы такая умная, как моя теща потом :) !"

Могу согласиться с Вами в целом, однако это сейчас, 30 или даже 40 лет спустя нам легко говорить о том, "как они ошиблись тогда..."

Концепция многоразовых кораблей разрабатывалась именно с целью 1)экономить деньги на многоразовости, 2)экономить деньги на унифицированности решения. Понятное дело, что лобби никто не отменял и подковерные игры есть во всех странах - поэтому многие решения были явно тенденциозны и навязаны. И только потом выяснилось, что межполетное обслуживание стоило НА СТОЛЬКО БОЛЬШЕ, что это нивелировало ценовой выиграш по сравнению с использованием одноразовых кораблей. Но даже несмотря на это с помощью Шаттлов были реализованы вещи, которые ну точно нельзя реализовать с помощью чего бы то ни было другого.

О Спейс Шаттл и Буране много написано - нет смысла повторять здесь. Мне тоже больше нравиться решение "Энергия"+"Буран", и в то же время никто не может поставить под сомнение, что Спейс Шаттл является программой, которая, будучи сердцевиной и стержнем деятельности НАСА, очень сильно и эффективно продвинула американскую, да и мировую космонавтику вперед.
   7.07.0

Guennady

опытный

Guennady>> Вот такой выбор - "сытая и довольная" карьера в коммерции или рискованная и неопределенная карьера в любимом деле. Что называется - выбирай сам...
Azot> В жизни не всегда по справедливости.И всегда было больше коммерсантов Нобелей,чем гениев Винчей.

В Жизни - ВСЕ ВСЕГДА по справедливости. Но по Высшей Справедливости. Справедливость - это не когда МНЕ ХОРОШО, а когда ВСЕМ ХОРОШО. А, по скольку не все стараются делать, чтобы другим было хорошо, то общий уровень этого "хорошо" - не высокий. Люди не довольны. Вот и кажется, что "не по справедливости". И нет ничего плохого в наличии Нобелей, лишь бы они поменьше изобретали динамитов а побольше Шаттлов :) .
   7.07.0
+
-
edit
 

Ckona

опытный
★☆
Guennady> закрывается сейчас Спейс Шаттл и огромная армия высококвалифицированнейших специалистов оказывается не-у-дел.
Есть вопросы - насколько "огромна" эта армия и до какой степени они оказываются не-у-дел ?

Любая передовая отрасль, по сравнению с ранее освоенными производствами, убыточна.
Людей, которые "продвигают" передовую отрасль, надо кормить, одевать и обогревать - как минимум.
Корм, одежду и обогрев делают люди в "ранее освоенных производствах".
Суть проблемы в том, сколько "кормильцев" должно приходиться на одного "продвигателя", с учетом "остальных" - при "кормильцах" ошивающихся.

Когда соотношение "продвигателей" и "кормильцев" было 2:1 (3:1) при числе "потенциальных ошивающихся" 1:5, после развала государственной системы (говоря правду - сильно помогали развалу с обеих сторон) вот эти 2:(3:) действительно остались "не-у-дел", особенно на фоне глобального перераспределения трудовых ресурсов (почти совпали эти два процесса...).

Завершение Спейс Шаттл происходит не при 2:1, а, наверное, при 1:1000 (надо смотреть экономические цифры), так что проводить аналогии не получается.

Также хочу сказать, что при значительном количестве альтернативных проектов по критерию "сколько долларов за килограмм на орбите", я не встречал ни одного альтернативного по критерию "снять с орбиты и доставить на Землю".

ИМХО, вся соль текущего момента - выбор: куда идти ?
... Определение целевой направленности космической деятельности и выбор цепочки "кормилец" - "продвигатель".
При наличии "ошивающихся".
   

RLAN

старожил

Guennady> "Вы такая умная, как моя теща потом :) !"
Guennady> Могу согласиться с Вами в целом, однако это сейчас, 30 или даже 40 лет спустя нам легко говорить о том, "как они ошиблись тогда..."
Guennady> Концепция многоразовых кораблей разрабатывалась именно с целью 1)экономить деньги на многоразовости, 2)экономить деньги на унифицированности решения. Понятное дело, что лобби никто не отменял и подковерные игры есть во всех странах - поэтому многие решения были явно тенденциозны и навязаны. И только потом выяснилось, что межполетное обслуживание стоило НА СТОЛЬКО БОЛЬШЕ, что это нивелировало ценовой выиграш по сравнению с использованием одноразовых кораблей. Но даже несмотря на это с помощью Шаттлов были реализованы вещи, которые ну точно нельзя реализовать с помощью чего бы то ни было другого.

Суть моих соображений и возражений ТОГДА (у пацана 13+ лет) была (да и сейчас есть) отнюдь не экономическая. Хотя и тогда я не мог понять, как создавая такую огромную и сложную машину, которая почти всегда летает пустой (это уже тогда, до первых полетов оговаривалось), можно получить экономию.
Такой путь отражал реалии космической программы - отказ от романической идеи освоения космоса, Луна, Марс и далее, в пользу коммерции и вояк.
Коммерция в вояки не получилось в конце концов, за эти же деньги можно было сделать намного больше, но это стало ясно уже потом.
Но неприятие этой программы у меня возникло 35 лет назад, и за прошедшие годы не поменялось.
А вот любовь к Апполону и Н1 (намного позднее) осталась.
   
+
+1
-
edit
 

Guennady

опытный

Вернемся к нашей поездке :) .

При приближении даты очень внимательно следил за тем, что происходило на космодроме. "Атлантис" вывезли чуть позже графика по причине непогоды, но время запуска не изменилось. Погода на день пуска ожидалась хорошей (ясно, не слищком жарко), так что переживать было не о чем. Все процедуры проходили по гргафику.

И вот настал день отлета. Перелет происходил очень приятно, я его как-то даже не заметил. Летел через Нью-Йорк. Перед посадкой посмотреть Манхеттен получилось только очень издалека - самолет заходил, ессно, с севера. Недолгая стыковка в Нью Йорке и я лечу в Орландо. В самолете отрубился, ибо было уже очень ночное время у нас, проснулся на подлете к Орландо. Начал вглядываться в иллюминатор... Не зря я подробно изучал местность в Google Earth на юг вплоть до Палм-Бич и на север вплоть до Дайтона. Уже стемнело, и по распределению огоньков при пересечении береговой черты получилось определиться. Самолет пролетал над Дайтна-Бич - Порт Ориндж, а там есть очень характерное раздвоение дорог с темной полосой воды между ними. Мысленно наложив это на карту местности и прикинув, где должен находиться космодром, понял, что это место мне уже должно было быть видно. И там, где оно должно быть, увидел целую кучу проблесковых маяков. Как потом оказалось - это были проблесковые маяки на стартовой позиции 39B. "Атлантис" на позиции 39А скромно, не привлекая особого внимания был немного в стороне. В общем - первое знакомство с космодромом состоялось :) .
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Ckona> Есть вопросы - насколько "огромна" эта армия и до какой степени они оказываются не-у-дел ?

Я слышал цифру 20.000 чел. Только 10-15 процентов может быть задействовано в будущих проектах. Обслуживание Шаттлов - ОГРОМНАЯ ОТРАСЛЬ!!! Его почти полностью перебирают, чистят, собирают обратно, тестируют и запускают.


Ckona> Также хочу сказать, что при значительном количестве альтернативных проектов по критерию "сколько долларов за килограмм на орбите", я не встречал ни одного альтернативного по критерию "снять с орбиты и доставить на Землю".

В том весь прикол - Шаттл разрабатывали в частности для того, чтобы иметь возможность снимать спутники с орбиты, ремонтировать и запускать обратно. Но в течение нацучно-технического прогресса оказалось, что это экономически не выгодно! Спутники так быстро морально устаревают, что запускать их повторно - глупо. Такое происходило всего 1 или 2 раза за всю историю запусков.

Кстати - сейчас X-37B способен доставлять объекты с орбиты. Суть только в необходимости.

Ckona> ИМХО, вся соль текущего момента - выбор: куда идти ?
Ckona> ... Определение целевой направленности космической деятельности и выбор цепочки "кормилец" - "продвигатель".
Ckona> При наличии "ошивающихся".

Меня безмерно удивляет подход Америки в настоящее время. Не иметь программы на длительную перспективу - с моей точки зрения просто глупо. Другое дело, что только сейчас речь зашла об экономии денег. Раньше денег не считали. И особо с экономикой не парились. С появлением коммерческих проектов - все зашевилились и забегали, как в разворошенном муравейнике. Лобби пытается гнать на SpaceX, комиссия сената - тупо экономит деньги. Обама - то он Констеллейшен отменяет, то он тяжелый носитель все-таки разрешает. А потом и Орион, впридачу. А теперь нация опять, вроде, летит на Марс. В общем - полная неразбериха.
   7.07.0
+
+1
-
edit
 

Guennady

опытный

Приземлился в Орландо, вышел из самолета и сразу меня окатила волна мягкого южного тепла. К сожалению - влажного. Ну да ладно, на 3-й 4-й день - привыкаешь. Прошел контроли, выхожу в Америку. Приятные ощущения, однако :) . Ощущения приключения, ощущение нового места, ощущение отпуска, в конце концов!!!

Беру машину. Все машины, как вы догадываетесь, автоматы. Получил документы, ключи, сфоткал все вмятины, уведомил смотрителей. Сажусь за руль и понимаю, что я НИКОГДА не водил машины с автоматом ;) . Ну - почти никогда. 10 км пару лет назад - не считается. Сморю на надписи на рычаге переключения переда... Ну в смысле - на рычаге... Ну как его... Ну вы поняли :) ! Замечаю знакомые P, R... Понимаю, что значит D... А вот что значит 2 и 3 - никак не поййму :) . Позвонил знакомым, они сказали: "А, забудь. Они тебе не нужны :) ." Оказалсь - это что-то типа "не переключается выше 2 или 3-й передачи. Сразу стартонул, аккуратненько и медленно. Спросил парня на выезде про циферки - он тоже недоуменно пожал плечами. ЖПС поставил в паркинге, но он никак не мог словить спутники (логично, под 3-мя этажами паркинга) и перейти во Флориду. Карты не связаны и все тут! Мол нельзя из Украины во Флориду проехать никак! А нет карты - нельзя Final destination поставить. Выехал, проехал немного - не ловит! Пытаюсь остановится - а фиг - нету обочин - хайвеи. И на них остановка запрещена. Короче - минут через 10-12 нашел-таки съезд, остановился, уговорил ЖПС, что тут лучше - он нехотя согласился и еще минут через 10 радостно сказал, что мы, блин, оказывается в АМЕРИКЕ!!! Ну я тоже порадовался вместе с ним, поставил Final destination свой отель и поехал. Поездка была великолепна! Был, правда, прикол, когда я попал с самой мелкой купюрой, как положено, в 100 долларов из нашего банка на необслуживаемый пункт въезда на кусочек платного хайвея, но потом подоспела помощь в виде тоже заблужившегося канадца, который мне поменял сотку на 20-ки а с двадцаток там был размен на мелочь. Ехать было просто в кайф - совсем ненапряжно и легко. ЖПС, особенно карты, порадовали! Указатели на хайвее появлялись на моем ЖПС на минуту раньше, чем на дороге - успевал посмотреть и все сообразить. Гнать - особенно не гнал, но, поскольку разрешенная скорость была 75 миль в час - столько и ехал. Ну может 80... Ну ладно, 85 :) . Короче - не медленнее американцев! Хотя у них есть практика выдергивания машины из потока, который идет явно быстрее и штрофования ее. Это называется "Сегодня твоя очередь платить штраф." И фишки типа "ну так все же едут!" не конает. Но, честно скажу, мне быстро перехотелось ездить быстро, потому, что за одну поехдку от отеля до космодрома я каждый раз видел по 2-3 полицейские машины "за работой".


Время было - к часу ночи, когда я съезжал с хайвея уже на подъезде к Порт Канаверал. Там где нужно по моему "счислению" показались проблесковые огни космодрома. Стартовых позиций там много, так что посмотреть было на что. Поворачиваем направо, на Кокоа-Бич, едем еще немножко и на экране появляется финальный флажок! Едем еще 15 минут - и мы дома! Гостиница показалась просто шикарной, находилась прямо на берегу океана, насколько это может быть близко - порядка 200 метров пещаного пляжа. Сильный ветер, шум прибоя, ьмаяк на мысе Канаверал - в общем полный букет эмоций!!! Сходил к океану, вожичку попробовал, но купаться побоялся - кто же меня искать станет, ежели чего...

Отбой!
   7.07.0

Guennady

опытный

RLAN> Суть моих соображений и возражений ТОГДА (у пацана 13+ лет) была (да и сейчас есть) отнюдь не экономическая. Хотя и тогда я не мог понять, как создавая такую огромную и сложную машину, которая почти всегда летает пустой (это уже тогда, до первых полетов оговаривалось), можно получить экономию.

Многоразовость. Отсутствие необходимости строить все заново каждый раз. Одни ускорители многоразовые что стоят!!!

Почему закрыли "Энергию"? Нет нагрузок под такую ракету, был ответ. И только потом "ну еще у нас страна разваливается..." А Шаттлу повезло, что подвернулась МКС.

RLAN> Такой путь отражал реалии космической программы - отказ от романической идеи освоения космоса, Луна, Марс и далее, в пользу коммерции и вояк.

Отнюдь. Планировалось собирать корабль на Марс на орбите - Шаттл как раз заточен на это.


RLAN> Коммерция в вояки не получилось в конце концов, за эти же деньги можно было сделать намного больше, но это стало ясно уже потом.

Так и я-ж о том!

RLAN> Но неприятие этой программы у меня возникло 35 лет назад, и за прошедшие годы не поменялось.

Не... Шаттл - большая моя любовь :) ...

RLAN> А вот любовь к Апполону и Н1 (намного позднее) осталась.


А вот понастоящему оценить Апполон я смог только приехав в Америку! А до этого - ну просто корабль, который летал на Луну. Но обо всем по порядку :) .
   7.07.0

ED

аксакал
★★★☆
Guennady> А вот понастоящему оценить Апполон я смог только приехав в Америку! А до этого - ну просто корабль, который летал на Луну.

А мне в детстве довелось посидеть в настоящем командном модуле одного из последних лунных "Аполлонов". То ли 16-й, то ли 17-й, к сожалению не запомнил. Было это в 70-е на американской выставке в Казани. Вообще то модуль можно было осматривать только снаружи и заглядывать сверху в открытый люк. Но меня, пацана, американский гид взял за руки и спустил в корабль. Впечатления были, конечно, непередаваемые.
С тех пор у меня очень особое отношение к "Аполлонам" и космической программе вообще.
   5.05.0
AR a_centaurus #15.07.2011 19:19  @Guennady#15.07.2011 17:56
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

RLAN>> Суть моих соображений и возражений.... можно получить экономию.
Guennady> Многоразовость. Отсутствие необходимости строить все заново каждый раз....

Если позволите. В космических программах не было, нет и никогда не будет ни экономии, ни целесообразности в её примитивном понятии. SS как любая другая дорогостоящая национальная программа высшей целью имел ВОСПИТАНИЕ и ОБЩИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ. Из SS вышли несколько поколений специалистов. Были созданы технологии, которые стали базовыми для всего того, что мы сейчас используем в обычной жизни. Первый опыт дал Manhattаn Project. Уже тогда поняли, что постановка обществу сверхзадач, в ходе их реализации оправдывает любые затраты. Лунный проект был следующим. Потом SS. Сейчас лихорадочно ищут нового "кандидата".
И не важно что это будет: Луна, Марс, защита Земли от астероидов etc. Важно, чтобы на современном этапе хватило воли и понимания. А желающие удовлетворять собственное любопытство за гос. счёт всегда найдутся. И отработают в конце-концов все авансы. Смею заверить (как заинтересованное лицо) :D.

А от STS 88 на память осталась "почётная грамота". Я думаю, что эту фичу NASA переняла у Союза... Наверное помните ещё наши Великие Стимулы в виде грамот, вымпелов, вывешиваний на Доске, Благодарственных Писем в адрес... Я видел, что и в кап. об. это здорово работает.
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
UA Guennady #16.07.2011 10:55  @a_centaurus#15.07.2011 19:19
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Полностью признавая Вашу правоту хочется только отметить...

a_centaurus> Если позволите. В космических программах не было, нет и никогда не будет ни экономии, ни целесообразности в её примитивном понятии.

Ну это в смысле - чтобы запустить то же самое, но дешевле :) ...

a_centaurus> SS как любая другая дорогостоящая национальная программа высшей целью имел ВОСПИТАНИЕ и ОБЩИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ.

Ну да... Я-ж и говорю, что в последнее время Обама поговаривает, чтобы всей нацией слетать на Марс :) .

a_centaurus> А от STS 88 на память осталась "почётная грамота". Я думаю, что эту фичу NASA переняла у Союза...

Я работал во французской компании и мой шеф просто зверел - "У вас людям не нужны деньги!!! Им нужны ДОЛЖНОСТИ!!! Дай человеку более высокую должность и можешь урезать ему зарплату!!!"
   5.05.0
+
-
edit
 

Ckona

опытный
★☆
Guennady> шеф просто зверел - "У вас людям не нужны деньги!!! Им нужны ДОЛЖНОСТИ!!! Дай человеку более высокую должность и можешь урезать ему зарплату!!!"
Товарищ нэ понымаэт ! (ТМ)
тех фальшивостей, которые имеют место быть в других (не его) странах.
Мало ездил, неопытен !
   
UA Voldemar #16.07.2011 17:32  @Guennady#15.07.2011 15:12
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Guennady> И нет ничего плохого в наличии Нобелей, лишь бы они поменьше изобретали динамитов а побольше Шаттлов :) .

Дело не в тех,кто изобретает - а в тех,кто использует и как. :)
   3.5.193.5.19
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

sasza

втянувшийся
☆★★
Эх, а я прощёлкал последний запуск Шаттла. А всего-то нужно было пару сотен долларов на билет потратить. Никогда себе не прощу.
Боюсь, что на нашем веку мы больше не увидим таких мощных ракет. Дай бог, чтобы ошибся.
   3.0.193.0.19
1 2 3 4 5 6 7 17

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru