Мобайл и Уилмингтон – последний важный порт Конфедерации заперт
Альманах Войны,история,факты - авторские тексты о военной истории
// www.almanacwhf.ru
Сражение за Мобайл приближалось. Мобайл был важнейшим портом в Заливе, который все еще могла использовать Конфедерация. До войны он был вторым – после Нового Орлеана – по объемам поставляемого через него хлопка портом США
...
Вновь проявилась ставшая хронической проблема нехватки броневых плит, ставшая причиной фатальных для сильнейших конфедератских броненосцев задержек в строительстве.
...
Мы вновь видим, что технологическая отсталость Юга и его неспособность направить все свои возможности на совершенствование своей военной машины подрывала его попытки завоевать себе независимость.
Броненосец "Теннеси"
...
И опять же, стоит вновь указать, что если бы Конфедерация сосредоточила в начале войны большую часть свой промышленности для быстрой постройки броненосцев, и решительно бы использовала построенные корабли, то она могла бы установить контроль на море вокруг своих основных портов. Мы считаем, что этот, вполне возможный ход событий, и его возможные последствия не в полной мере учитываются многими авторами, пишущими о Гражданской войне. Открытые порты позволили бы вести торговлю, пусть даже временно, сделали бы более вероятным вмешательство иностранных держав на стороне Конфедерации, привело бы к поражению части флота юнионистов, и негативно повлияло бы на решимость Севера добиваться окончательной победы. Во всяком случае, это бы сделало цель южан – независимость – более реальной.
...
Следует упомянуть и об использованной южанами при Уилмингтоне «летучей батарее» нарезных 2.75-дюймовых английских пушек. Они могли быть быстро переброшены на тот участок, где требовалась артиллерийская поддержка – обычно к севшим на мель прорывателям блокады, на то время, пока велась их разгрузка. Большая дальность стрельбы этих пушек позволяла избежать проявлений пристального внимания кораблей северян к происходящему. ...
...
В Уилмингтоне на оборонительных позициях, названных в честь русских позиций под Севастополем времен Крымской войны «Малаховым курганом Юга» были установлены более 100 пушек, в том числе – 8-дюймовая нарезная пушка Блейкли и 150-фунтовая нарезная пушка Армстронга.
...
Завершение первой современной войны
Если бы не блокада, Юг смог бы решить некоторые из своих наиболее неприятных транспортных проблем. Вместо того, чтобы пользоваться импортированными рельсами, локомотивами, железом, станками и корабельными паровыми машинами, Югу пришлось выбирать между производством броненосцев и развитием железных дорог.
Роберт М. Браунинг Младший
...
Благодаря созданию парового флота появилась возможность преследовать и захватывать быстроходные прорыватели блокады. Использование пара позволило кораблям Союза без труда передвигаться по обширной речной системе Юга, поддерживая и снабжая армии Севера, и облегчая им наступление – или отступление, если в нем возникала необходимость. Другим, часто игнорируемым, фактором был переход Конфедерации от снабжения и перевозок по водным путям (захваченным Союзом) к использованию распадающейся сети железных дорог, охватывающей к тому же, отнюдь не всю территорию Конфедерации. Причем Север мог перерезать железные дороги там, где они пересекали реки.
О действиях рейдеров
...интерес, проявляемый Великобританией к подвигам «Алабамы» и братства рейдеров Конфедерации был продиктован ее личной заинтересованностью в этом вопросе. Действия этих рейдеров вкупе с переоборудованием торговых кораблей для нужд военного флота Союза нанесли огромный ущерб торговому флоту США.
В течение войны Конфедерация захватила 261 корабль, почти все из них были парусными.
Судоходство Союза было практически уничтожено – те суда, что не прекратили рейсы, подняли флаги других стран, рассчитывая хоть так избежать угрозы «Серых Рейдеров» – и оправилось еще не скоро. Один из британских авторов, Г. У. Стивенс, живший в XIX веке, писал: «До войны Соединенные Штаты располагали процветающим судоходством. Благодаря приватирам Конфедерации оно попало в наши руки – и по сей день остается нашим». Иллюстрацией к новой «табели о рангах» может служить следующий факт. В 1860 году из заходивших в Нью-Йорк торговых кораблей две трети несли звездно-полосатый флаг. В 1863 году – лишь одна четверть!
Рейдеры Конфедерации строились для выполнения двух задач. Во-первых – отвлекать военные корабли Союза от осуществления блокады побережья, и тем облегчить проход кораблей в порты Юга. Во-вторых – уничтожая торговые корабли, подвести терпящих от этого убытки судовладельцев и банкиров Союза к мысли о скорейшем заключении мира. Но все, чего Конфедерация достигла своими рейдерами – провала по обоим пунктам.
Союз, опасавшийся возможной войны с европейскими державами, также построил серию сверхбыстрых военных кораблей типа «Вампаноа» (Wampanoagh), способных развивать скорость до 17 узлов. Построенные для того, чтобы преследовать корабли типа «Алабамы», они по мысли своих создателей «могли и наносить соответствующий урон Британскому судоходству», в случае, если бы дошло до войны.
Русский визит
Один из величайших и неоспоримых успехов флота
Царь Александр II
...
Визиты русского флота приветствовались газетами Севера как демонстрация поддержки его дела тем самым царем, что освободил крепостных. Многие газеты Союза поспешили заключить, что царь поддерживает Север в его борьбе с Конфедерацией. Но настоящей целью визита была защита русского крейсерского флота, и русское правительство рассчитывало, что «Президент Авраам Линкольн сохранит строгий нейтралитет по отношению к европейским делам, что доставит России несказанную радость».
В дальнейшем большинство газет Севера и Юга поняло истинную причину визита, и некоторые статьи, написанные в это время, весьма точны в своих оценках ситуации. Из двух русских адмиралов только Попов заигрывал с прессой, обещая защищать Сан-Франциско от рейдеров Конфедерации.
...
Предотвратил ли войну этот поход? Сказать сложно, но уж точно России он не повредил. Но интересно посмотреть, насколько русский флот усилился за те годы, что успели пройти после его провала в Крымской войне. Как отмечает Кипп, в «результате некомпетентности лиц, отвечавших за создание флота, Россия вступила в Крымскую войну с устаревшим флотом и несостоятельной морской стратегией». Однако теперь она располагала флотом винтовых пароходов, строила батарейные броненосцы (позднее взявшись за постройку мониторов для нужд береговой обороны), и выставила две океанские эскадры, состоящие из паровых фрегатов и быстроходных винтовых клиперов, предназначенных для уничтожения вражеской торговли.
Пользуясь опытом Гражданской войны в США Россия продолжала укреплять крейсерский флот, могущий угрожать британской морской торговле.