marata> 1. Помнится объясняли мне, что без металлического лома невозможно представить современную черную металлургию. Что-то вроде "круговорота железа", при этом сплавы получаются все лучше и лучше
Вообще черные металлы являются единственно удачным примером рециклинга материалов в современной промышленности (до 80%). Скажем строительные металлоконструкции со сроком оборота 50 лет утилизируются на 85%, автомобиль через 12 лет на 95%, упаковка через год – на 65%.
Металлофонд РФ оценивается в 1,5 млрд.т. Примерно половина этого обьема: конструкции зданий, сооружений и коммуникации, вторая половина – это различные машины.
Лом кстати по происхождению бывает
амортизационный и
оборотный. Годовой ресурс РФ по амортизационному лому составляет 40-45 млн.т, из этого количества реально можно собрать не более 35 млн.т., остальное безвозвратные потери.
Оборотный лом – это технологические отходы возникающие на металлургических заводах, как правило за ворота заводов этот лом не попадает и используется тут же повторно.
Главная проблема нашего времени в заготовке лома состоит в том, что с одной стороны постоянно возрастают требования к качеству стали, в т.ч. по содержанию примесей цветных металлов, а с другой стороны конструкция современной техники (когда ее приходится утилизировать) способствует увеличению загрязнения лома цветными металлами и полимерами. Причем эта тенденция (к загрязнению) постоянно растет и будет расти. Этот процесс усугубляется тем, что из-за совершенствования металлургических технологий уменьшается доля «чистого» оборотного лома и соот. растет доля «грязного» амортизационного лома.
Пока нет технологий позволяющих удалять из жидкой стали примеси цветных металлов.
Эту проблему («грязного» лома) сейчас решают различными способами:
-например качественные марки стали выплавляют использую в качестве шихты (сырья т.е.) только передельный чугун - без лома (даже в дуговых электропечах используют чугун при отсутствии качественного лома, при том электропечи изначально получили распространение именно для использования скрап-процесса, т.е. переработки лома в качестве основного сырья).
-или используют в качестве шихты продукты прямого восстановление железа, несмотря на их дороговизну.
-постоянно усовершенствуются методы подготовки лома, в части более тщательной сепарации и очистки (что разумеется приводит к повышению себестоимости).
Поэтому и существует нижеописанный мной оборот лома на мировом рынке:
Экономика металлургии РФ... - создание страницы
Когда развитые страны с одной стороны обладают огромным накопленным в результате индустриального развития металлофондом, а с другой стороны качество собираемого лома у них постоянно ухудшается (см. выше), а металлургия этих стран ориентирована на производство продукции высоких переделов с соот. качеством и не может использовать собственный некачественный лом в качестве сырья и вынуждена выкручиваться вышеописанными способами. А что касается собранного у них лома, то это добро конечно не пропадает - а экспортируется в страны где металлургия производит рядовую продукцию и менее щепетильны в смысле экологии, вот пример:
Как умирают корабли ...
Вот и получается, что главным мировым импортером лома является Турция. Спрашивается - а чем у нас славна Турция в экономике? А прежде всего туристическим бизнесом и производством дешевых ТНП. В свою очередь тот же туристический бизнес требует создания соот. инфраструктуры (т.е. потребителем металла является строительная сфера), особенно с учетом того, что еще 20 лет назад в смысле инфраструктуры в Турции был полный голяк**.
**Офф. У меня отец когда в конце 70-х ездил в туда в командировки, были они проездом во всем известной (ныне) Анталии – так это была абсолютная деревенская глушь, и когда они уговорили сопровождавшего их турецкого гэбшника разрешить им искупнуться в море (жара) – то сбежались все местные жители и в удивлении тыкали пальцами на «этих сумашедших европейцев».
Так вот – поэтому ныне металлургия Турции состоит в основном из мини-заводов специализированных на производство строительного сортамента (арматуры и пр.) – т.е. достаточно рядовые марки стали. Ну а на мини-заводах в качестве сталеплавильного агрегата как правило используют дуговые электропечи, т.е. скрап-процесс, т.е. главное сырье – лом. Своего они еще пока не накопили, так что 2/3 обьема поставок лома им обеспечивает ЕС, остальное РФ и Украина (в прошлые годы в Турцию шло до 40% от всего экспортного обьема российского лома - в основном по причине удобной логистики).
А те же китайцы в целом работают на импортном железорудном сырье, в результате у них широко развит доменный процесс (производство передельного чугуна из руды), а выплавка стали производится в конвертерах (90% от всего обьема выплавки стали; т.е. сырье - собственный передельный чугун) – как следствие Китай импортировал в 2006 г. только «жалкие» 5,4 млн.т. лома (при годовом обьеме выплавки стали в 400 с кепкой млн.т).
……………
Пока все хорош, домой пора