[image]

Бессопловые двигатели

 
1 2 3 4 5 6 7 109
+
-
edit
 

Serge77

модератор

моделизм ракетомоделизм
Решил завести отдельную тему, потому что планирую серию испытаний и в дальнейшем полёты на бессопловых двигателях.

Первый двигатель был испытан на стенде в прошлом году:

В прошлое воскресенье испытаны два бессопловых двигателя калибра 40 мм:


Интересует мнение коллег о причинах затяжного падения тяги у первого двигателя.
Также интересны мнения о причинах взрыва второго двигателя. Как отличить - это был пузырь или топливо треснуло уже во время работы двигателя?

Если у кого-то есть информация о бессопловых двигателях - пишите сюда.
   

RLAN

старожил

Озвучу свое мнение.
Горение идет с цилиндра на конус (эррозия или как угодно назови).
Обеспечить нормальный у.и. во все время работы можно или относительно тонкой стенкой (соответственно малым временем работы), или максимальным ускорением горения (еще в пару раз, опять таки малое время работы), или все таки какими то сопловыми ухищрениями.
Бессопловый режим переходящий в сопловый - стандартная практика.
По второму двигателю - я бы отдал голос за трещину. Хрупкое топливо и относительно упругая стенка.
Лично я бы экспериментировал со стандартной, но максимально ускоренной карамелью.
Но не буду :)

А чем вообще то безсопловик так хорош? Насколько я понимаю, их выгодно делать на малое время работы и большое давление в прочных корпусах. Тогда потери у.и. невелики.
А для нас каков прок?
   
+
-
edit
 

SashaPro

аксакал

Serge77> Интересует мнение коллег о причинах затяжного падения тяги у первого двигателя.
Serge77> Также интересны мнения о причинах взрыва второго двигателя. Как отличить - это был пузырь или топливо треснуло уже во время работы двигателя?

Попробую смоделировать их в программе FloWorks, там будет видно...

А вот пламя не было яркого - это не удивительно. Серж, попробуй хотя бы ради интереса сделать карамель с серой на нитрате натрия, и под давлением в бессопловике сжечь.

Свои испытния я пока не могу провести из-за катастрофической нехватки времени.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Плюсы бессопловика:
- простота изготовления
- беспроблемное воспламенение и быстрый выход на режим из-за простой формы канала
- высокое массовое совершенство
- немного менее опасные последствия взрыва

УИ получается низкий, это да. Но ведь от двигателя нам нужен не собственно УИ, а суммарный импульс. Так вот суммарный импульс, поделённый на массу снаряженного двигателя получается такой:
для моего SFM2 357 Н*с/кг
для бессопловика калибра 25 мм (там был УИ 50) 346 Н*с/кг.

Конечно, SFM2 далёк от совершенства, можно сделать двигатель и полегче, но в первом приближении картина такая: если взять стандартный стальной двигатель и бессопловик такой же полной массы, то суммарный импульс они дадут примерно одинаковый. Так зачем тогда точить железяку? ;^))

На AROCKET писали, что кто-то делал весьма крупные бессопловики на перхлорате, сейчас поищу.
   

RLAN

старожил

Конечно, у бессопловиков своя ниша и свои плюсы.
Но характеристики, как ни крути, далеко не рекордные.

И вот тут вопрос цели - главный.
В смысле цветовой дифференциации штанов :)
   

GOGI

координатор
★★★★
Небольшое замечание по описанию испытаний. Электрокартон не бывает пропитанный маслом. Он обычно вообще ничем не пропитан, так как в процессе изготовления деталей пропитывается лаками, компаундами или трансформаторным маслом. Одна марка ЭВП проклеивается канифольным клеем, но это не самая распространенная марка электрокартона.
   
+
+1
-
edit
 

Serge77

модератор

RLAN> Конечно, у бессопловиков своя ниша и свои плюсы.

Конечно. Ясно, что они не есть чудо, лучшее всего остального. Но они и не настолько плохи, как может показаться, если сравнивать только по УИ.

RLAN> И вот тут вопрос цели - главный.

Цель, как обычно, - получить удовольствие ;^))
Интересно посмотреть, чего тут можно добиться.
   
+
+1
-
edit
 

Serge77

модератор

GOGI> Электрокартон не бывает пропитанный маслом.

Может не масло, но что-то в нём есть, что даёт черную копоть, ведь сама целлюлоза так не коптит.
В тот же день испытывали двигатели на карамели со стандартными шашками в бронировке из того же электрокартона, в конце горения тоже было много копоти. Ватман, склеенный на том же ПВА, такой копоти не даёт.

Да и на вид похоже, что бумага чем-то пропитана. И вроде логично - для уменьшения гигроскопичности и повышения электрического сопротивления.

Собственно, основная мысль там была - чёрная копоть означает обгорание корпуса, т.е. горение пошло между топливом и корпусом.
   
+
+1
-
edit
 

Serge77

модератор

Вот VMK нашёл видео тех бессопловиков, о которых я писал:
Българската следа :) [-VMK-#20.11.07 19:18]
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Собрал немного теории по бессопловым двигателям. Есть интересные моменты.

   
RU termostat #21.11.2007 18:08
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Serge77, я тебя поздравляю ! И опять убеждаюсь в том что за что бы ты небрался у тебя всё получается.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Ну про получилось ещё рано говорить ;^))
Но понемногу кое-что получается.

Мысль возникла. Чтобы узнать, с какой скоростью горит топливо в разных частях канала, нужно просверлить маленькие дырочки в корпусе до топлива. Когда из дырочки пойдёт дым, это будет сигнал, что в этом месте топливо догорело до корпуса. Одновременно в кадре будет видна тяга и всё станет ясно.
   
RU termostat #23.11.2007 15:43
+
-
edit
 

termostat

аксакал

А может попробовать такую конструкцию.

Канал должен расширяться от сопла к крышке. т.е. при заливке мотор ставим сопловым торцом вниз и стержень используем конический. Затем на торец с широкой стороной канала ставим крышку и делаем пробку мотора.

Мне кажется в этом случае бОльшая часть топлива будет сгорать под давлением.

=======
нужно делать несколько наборов отверстий разной глубины по длине мотора.

Может перед заливкой навтыкать в корпус гвоздей обкусаных до разной длины ? Чтоб не сверлить.
   
RU termostat #23.11.2007 15:47
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Составить карту отверстий и по раскадровке восстановить картину горения. Соответственно сформировать "хитрый" компенсирующий канал.

Но мне бы очень интересно было взглянуть на резултат работы конусного канала.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Если сделать конусный канал, не расширяя выходное отверстие, это сильно повысит давление в начале работы, а оно и так максимальное в самом начале, это же основная проблема для бессопловиков. Но можно будет попробовать, когда более-менее прояснится общая картина, чтобы было с чем сравнивать.

Насчёт отверстий я тоже думал, можно будет попробовать.
   
RU termostat #23.11.2007 17:57
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Еще можно сделать цилиндрический канал но не до торца соплового заливать топливо. А потом остаток "залить" например эпоксидкой+селитра 70-30 - вроде и не сопло а разгар наверно меньше будет чем у карамели.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Да, так делают, заливают более медленное топливо. Может и до этого дойду.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Мне нравятся бессопловые движки. Кстати, в спортивном ракетомоделизме, в диапазоне где-то 10 N, они без конкуренции. Насчет конусов - мы в свое время пробовали с коническим корпусом :) Сразу убивали несколько зайцев - было какое-никакое сопло в конце работы, поверхность горения не так сильно нарастала и двигатели прекрасно вписывались в конических законцовок корпусов ракет после изменения правил.

Для пороховика бессопловики приличествуют более всего, это Сергей правильно заметил. Зачем точить и жечь железки? :D
   
UA Non-conformist #21.01.2008 21:08
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Да, так делают, заливают более медленное топливо. Может и до этого дойду.

Забить вместо сопла сахарную крамель, затупленную лимонкой, 1,4 мм/с к примеру. Основное топливо - что-то типа состава "25". Попробовать, что-ли...
   
RU Mike_HAMmer #23.02.2008 23:45
+
-
edit
 

Mike_HAMmer

новичок
Сергей, в своем двигателе шпильку, которая образует канал, ты обматывал бумагой и скотчем. А когда вынимал шпильку, не было проблем? Саму шпильку то наверно легко вывинтить, а как бумагу вынимать? Или тянуть надо одновременно за шпильку и за то, что на ней? Как скоро после заливки?
   
RU Mike_HAMmer #24.02.2008 00:15
+
-
edit
 

Mike_HAMmer

новичок
Еще вопросы по составу топлива в твоем эксперименте.
KNO3 частично заменен на NaNO3 только для окраса пламени или для чего другого ?
Сорбит частично заменен на сахар для увеличения скорости горения?
Присутствие FeOOH важно? Можно его заменить на ржавчину (Fe2O3 кажется)
Для чего нужна вода в составе?
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Там же написано:

После отверждения топлива гайки свинчиваются, стержень выкручивается из бумаги, бумага и скотч легко вынимаются.

Там же есть ссылка на технологию:
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Состав выбран из соображений лёгкости плавления и низкой гигроскопичности. Можно использовать любой другой со скоростью горения 2.5 мм/с или выше.

Ты хочешь сделать такой двигатель? Какой калибр?
   
RU Mike_HAMmer #24.02.2008 00:46
+
-
edit
 

Mike_HAMmer

новичок
Хочу начать с 20 мм, чтобы получтиь первый опыт. Хочу сравнить работу трех двигателей:
1) обычного бессоплового, 2) такого же по длине с сопловым блоком и 3) бессоплового с заужением на выходе: хочу поставить шайбу с большим диаметром отверстия.
Завтра надо определиться с составом. Очень прошу, посоветуй, конкрентный вариант: у меня есть KNO3, сорбит, сахар, Fe2O3.
   
Это сообщение редактировалось 24.02.2008 в 00:55
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Да, интересный опыт. Какое топливо планируешь?

20 мм наверно чуть маловато, может быть неудобно работать. Вот 25 уже неплохо.
   
1 2 3 4 5 6 7 109

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru