Пару слов о гамбургском метро.
Перед закрытием дверей объявляется "Zurückbleiben bitte", что можно перевести как "оставайтесь позади пожалуйста" т.е. чтоб больше не входили/выходили, потом включается прерывистый звуковой сигнал сопровождающий закрытие дверей. Сразу после отправления короткий звуковой сигнал и объявляется "Nächste Halt ist ..." - "следующая остановка ...". После фразы "следующая остановка" выдерживается короткая пауза и объявляется название станции. Главный вокзал и самая большая остановка в центре города "Юнгфернштиег" объявляются как на немецком так и на английском. Голос как женский так и мужской. Объявления чёткие и легко понимаемые, а вот чтоб понять объявления машиниста или диспетчерского пункта надо уже прислушиваться.
Вообще в Гамбурге (1,7 млн. населения) 3 линии метро U-Bahn (
схема), но они хорошо дополняются "городским поездом" S-Bahn (
Полная схема). Основное отличие это размеры, вагоны метро меньше и составы короче. Также расстояния между остановками метро короче и все станции находятся в черте города. У "Городского поезда" есть станции и за чертой города.
А вот трамвая в Гамбурге нет вообще, когда-то посчитали что такой небедный город может себе позволить вместо трамвая очень развитую сеть U- и S-Bahn'нов. Теперь на общем фоне экономии средств, задумываются о том чтоб вместо новых линий метро строить более дешёвые трамвайные линии
Вот как бы всё