…автор «Ледокола» совершенно не следит за своими словами. Как Хлестаков из «Ревизора». Например, на странице 302 он пишет о том, что Советский Союз имел «десятки тысяч» быстроходных танков (имея ввиду Бт)… А «десятки тысяч»— это получается не менее 30 тысяч одних только Бт
До данного перла я считал, что под псевдонимом "Рябушев" скрывается г-п М.Гареев или кто-то из его учеников. После него стал подозревать, что это ученик г-п Г.Гудериана. Ибо Native Russian, или русскоговорящий с рождения человек, вряд ли настолько плохо знает русский язык. Именно поэтому я именую Рябушева герром.
К сведению герра Рябушева: в русском языке для существительных есть только два числа: единственное и множественное. Множественное число начинается с двух. Два танка – это танки, а не танк. Две ошибки – это ошибки, а не ошибка. Два десятка – это десятки, а не десяток.
Танковый парк СССР в 1941 году составлял около 23 тысяч танков. То есть было 2 десятка тысяч. Ил "десятки тысяч".
Далее. Танк Виккерс 6-тонный разрабатывался англичанами как быстроходный танк НПП. В дополнение к тяжелому (небыстроходному) танку НПП. И именно в этом качестве служил в РККА танк Т-26, созданный на его основе.
Наконец, эквилибристика с географией: герр Рябушев, а танки внутренних округов Сталину не подчинялись?
Шла ли от Халхин-Гола до Ундурухана, не то что бы автострада европейского качества, а просто приличная дорога? Если эти танки выдержали такой марш, на колесах, в условиях монгольского бездорожья, то насколько легче им было двигаться по нашим, хоть и грунтовым, но все же, я думаю, более высокого качества дорогам.
Герр Рябушев уже показал отвратительное знание военного дела, политики, истории, логики, русского языка. Теперь он дополняет свою коллекцию географией.
К сведению: большая часть Монголии – это солончаковые каменистые равнины Гоби. Фактически это гигантское плато с каменными россыпями. Там нет дорог, и они совершенно не нужны. Это уникальная местность, действительно позволяющая массированное использование танков на колесах. К сожалению, в европейской части СССР такой местности не было.
Суворов употребил слово "никогда" применительно к ВОВ (советско-германской войне), что очевидно из контекста.
Изучая историю Бт, я обнаружил факты, говорящие о том, что и при движении на колесах по посредственным дорогам Бт, возможно, обладал не такой уж плохой проходимостью, так как мне попадались фотографии, на которых был изображен Бт двигающийся на колесах по размокшей от дождя дороге. Правда, по фотографиям судить о том насколько он успешно это делал нельзя.
Данный тезис говорит сам за себя. Орфографические ошибки и полная алогичность (факт… возможно… нельзя судить) текста по-своему уникальны.
…прочтя «Ледокол» можно подумать, что танки типа Бт были если не единственными, то, по крайней мере, основными в нашей армии.
…количество Т-26 составляло около половины всего количества танков. Этот танк имел почти такое же вооружение, и броню, как и Бт, но был тихоходным… По заявлениям В.Резуна войска этого округа, как и других приграничных округов, должны были совершить стремительное нападение на Германию.
…Годился этот танк для резуновской агрессии? Нет, конечно.
Если бы герр Рябушев окромя Ледокола и периодических изданий почитал что-нибудь еще, он бы, возможно, узнал, что у Т-26 и БТ были разные задачи. Т-26 должны были вынести основную нагрузку в приграничных боях, после чего БТ в составе мехкорпусов уходили в чистый прорыв.
Для чего предназначался самый распространенный танк, если следовать логике В.Резуна? Конечно, для обороны.
Конечно, для Непосредственной Поддержки Пехоты. В обороне и наступлении. Для поддержки соединений на БТ, т.е. для действий во втором эшелоне.
Танки типа Бт —это машины начала тридцатых годов, которым в начале Великой Отечественной пришлось сражаться, под управлением неквалифицированного командования с более современными машинами, и именно этим, а не тем что они были приспособлены только для агрессии, объясняются их большие потери
.
Данный тезис полностью верен в отношении БТ-2. БТ-5 – это танк середины 30-х годов, БТ-7 – танк КОНЦА 30-х годов. Танк А-20, ТТЗ на который было выдано в конце 30-х, пошел бы в серию в начале 40-х. Это – не УСТАРЕВШИЕ, а ЛЕГКИЕ танки.
…к 41 году, многие Бт были сильно изношены, в следствии длительной эксплуатации. 29% танков всех типов, в действующей армии, требовало капитального ремонта, 44% —среднего, полностью боеготовых танков всех типов было 3,8 тыс.
Данный тезис встречается довольно часто. Верный по содержанию, он не верен по существу.
Дело в том, что "Требование ремонта" в войсках зависит не от состояния танка, а от нормативов. Средний и капитальный ремонт необходимо делать через столько-то километров (часов) пробега.
Именно по данным нормативам технические службы частей составляли ведомости состояния техники, на основе которых получены эти цифры. Реальная же боеспособность была очевидно иной.
Я не утверждаю, что все или подавляющее большинство танков были боеспособны. Я против исключения "требующих ремонта" танков из боевого расчета.
Наконец, данные цифры свидетельствуют о достаточно интенсивном использовании бронетанковой техники для обучения. Что опровергает тезис об экономии.
Реальный Бт обладал хорошей проходимостью, а Бт, который носится по шоссе, но ковыляет по проселочной дороге, существовал только на страницах одного знакомого нам научно-фантастического произведения.
Еще раз, хоть это и повторение:
Танк на колесах обладает низкой проходимостью не потому, что он на колесах, а потому, что у него высокое удельное давление на грунт. Это важно на слабых поверхностях: грязь, снег, пески. И не имеет никакого значения в каменистой пустыне типа Гиби или Невады. На перевалах Хингана важны не удельное давление и не коэффициент сцепления, а удельная мощность и вес машины.
Наконец, имеет значение не способность отдельного танка пройти 100 метров – можно и на БМВ проехать 100 метров по болоту. Важна способность двигаться по типичной для данного ТВД местности с тактически приемлимой скоростью в составе крупных соединений. Такой способностью БТ не обладал, равно как и его собрат по несчастью Pz.6 "Тигр".
Во время первой мировой и, начале двадцатых годов, гусеница выдерживала вообще только 80-100 километров, и танки стремились перебрасывать как можно ближе к полю боя по железной дороге или другим способом. В начале тридцатых эта проблема по-прежнему сохранялась.
Использование колесного хода виделось выходом из трудного положения.
Данная проблема сохраняется до сих пор, хотя проблемы с гусеницами решены. Переброски танков во всех странах осуществляются либо морским и ж/д транспортом, либо на специальных трейлерах.
Вполне разумный в целом тезис лишается смысла, если вспомнить об отсутствии в приграничной полосе как требуемого количества рокад, так и служб материального обеспечения для таких перебросок.
…на испытаниях в Кубинке в 1940 году, на мерном километре гравийного шоссе немецкий Т-III на гусеничном ходу показал 69,7 км/час, а Бт-7 на колесном только 68,1 км/час (Бронеколлекция 3/99).
Я встречал ссылки на эти испытания. Довольно бессмысленные, как и многие другие рекорды.
Во-первых, не указан срок разгона танка до такой скорости. А приемистость была слабым местом Тройки. Во-вторых, мало где написано, что после ровного участка начался подъем, на котором Тройка благополучно встала. Хорошая ходовая часть не смогла компенсировать слабого двигателя.
за танками, движущимися со скоростью 72 км/час, не успела бы ни какая пехота. Не на чем было!
Было на чем. Даже сегодня пехота часто успевает за танками, не пользуясь БТР. В виде танкового десанта. Именно танковые десанты были основным средством быстрого передвижения пехоты в бою.
Пехотинцы, открыто сидящие на танках, так же уязвимы и хорошо смотрятся только в кинохронике…
Очередная лажа. Даже в Афганистане и Чечне пехота чаще передвигалась на броне, чем под ее защитой. Причины очевидны.
И после насыщения войск противника таким количеством подвижных и эффективных противотанковых средств, легкие танки типа Бт, как танки предназначенные для прорыва и действий в глубине вражеской территории, использоваться уже не могли. Их время давно прошло.
В реальности же большая часть танков в приграничных сражениях 1941 года были потеряны из-за нехватки горючего и запчастей. Либо подбиты и оставлены при отступлении.
Например, 8МК за время маршей оставил на дорогах до половины танков (около 400), в том числе все тяжелые Т-35. За первый день боев (26 июня) у 12ТД подбито 8 танков, у 34ТД – 5 танков.
Боевые потери – несколько процентов от небоевых. Требуются ли комментарии?
Командир корпуса г-л Рябышев писал в отчете: "Несоблюдение элементарных уставных норм в организации проведения маршей явилось главной причиной потери боеспособности боевой материальной части". И я с ним полностью согласен.
колесный ход, при увеличении надежности гусениц, превратился в рудимент.
Колесный ход действительно оказался тупиковой ветвью развития, "пятым колесом". Но важно не это, а планы командования РККА, под которые БТ ставили на вооружение.
Давайте рассмотрим действия страны, которая действительно собиралась завоевать Европу с ее хорошими дорогами, да так и сделала —Германии. Там ведь не принимались на вооружение колесные танки. Почему? Потому что их основные танки принимались на вооружение позже Бт.
Или потому, что Кристи отказался продавать им свой танк. Полякам продал, и те приняли на вооружение 10TP.
Вопрос: почему проиграли французские танковые войска?
Ответ: потому что этих самых войск у французов не было. Танки были рассредоточены по пехотным дивизиям, а 4 танковые дивизии не могли конкурировать с панцерваффе.
Вот что пишется о уровне подготовки экипажей Т-34 и КВ в статье, анализирующей борьбу с танками в 1941 году: «Немногие из механиков-водителей имели более 5 часов вождения танка, а многие экипажи не проводили учебных стрельб». ( Техника и оружие 1/97).
Что никак не свидетельствует о слабой учебе. Т-34 были новейшими танками и находились в войсках буквально несколько недель или месяцев. 5 часов практики – это после полного теоретического курса.
Кстати, это примерно равно практике танкистов 80-х годов.
В.Резун, в «Ледоколе» называет немецкую армию не готовой к войне в начале лета 1941 года, только на основании того, что у них не было зимней одежды и зимней смазки.
Тогда, нашу армию, танкисты которой не умели воевать, не готовой можно назвать тем более. А так оно и было на самом деле.
А вот за такие вещи хочется и в морду, простите, дать. Если мехводы Т-34 имели 5 часов практики на Т-34 – значит ли это, что они имели 5 часов практики вообще?
Можно ли сравнивать незавершенное владение техникой с отсутствием подходящей техники?
Сколько практики было у экипажей многих тысяч Т-26 и БТ?