Tico> Люди, способные заниматься системным анализом и архитектурой на высококлассном уровне, вырастают уже в процессе работы, потому что тут важны не только базовые знания, но и полученный опыт. Тем не менее, именно таким и нужны матан с физом и всё остальное.
Это и есть, по-моему, одна из фундаментальных проблем образования. Из числа тех фундаментельных проблем (типа проблем Гильберта или теоремы Ферма), которые нелегко не то что решить, а даже осознать их важность.
Есть вещи, которые нельзя не знать, есть вещи, которые можно знать. Вещи, которых нельзя не знать - понятно, что должны знать все. Им точно надо учить. Но есть вещи, которые знать очень важно, но совершенно не всем. Может быть, одному человеку из ста или даже из многих тысяч. Но как узнать, как угадать, кому именно эти знания, это понимание, понадобится через 10-20 лет? Приходится обучать всех, так сказать, разбрасывать семена просвещения, в надежде на то, что нужное зерно попадёт в нужное место, и хоть одно да взойдёт.
Учить чему-то (из необязательного для всех) всё равно всех, чтобы досталось 1 из 1000, кому надо.
То есть что-то вот эдакое - нужно будет, условно, только министру. А как угадаешь - кто будет министром? Поэтому учить приходится всех. Хотя, возможно, иногда в ущерб знаниям, которые необходимы именно 100%. Ну или полезны 80%.
Если не учить, высвободить время подо что-то другое - получим низовых работников получше, но министров похуже. И наоборот. Это два предельных случая, конечно, но для иллюстрации идеи.
(вариант учить целенаправленно тех, кто уже попал в узкую группу кандидатов на министерское кресло - имеет право на бытие, это модель "академии Генштаба", но там тоже нельзя научить совсем уж всему необходимому, потому что людям на тех ярусах трудно уделить столько времени на обучение; многое должно быть уже готова)