Iva>>>> второй том.
Эти купцы были вовлечены в так называемую трехстороннюю торговлю, у которой в действительности существовало много вариантов. В треугольнике, включавшем Африку и Вест-Индию, вест-индская патока направлялась в северные колонии, откуда ром и безделушки шли в Африку, а африканские рабы — в Вест-Индию. В треугольнике с Англией и Вест-Индией из северных колоний в Вест-Индию направлялась провизия и бревна, сахар и табак из Вест-Индии шли в Англию, а английские мануфактурные товары — в северные колонии (либо приходивший оттуда корабль продавался в Англии). В третьем, с меньшим периметром треугольнике с Южной Европой и Англией пшеница,375 рыба и пиломатериалы из северных колоний направлялись в Южную Европу, южноевропейские вина, соль и фрукты шли в Англию, и вновь английские мануфактурные товары уходили в северные колонии.
Следует подчеркнуть два момента, связанных с этими знаменитыми треугольниками. Прежде всего, это в значительной степени теоретические конструкции: они в гораздо большей степени представляют собой движение товаров, нежели реальные перемещения кораблей. Корабли из северных колоний были сосредоточены на челночном маршруте в Вест-Индию и обратно, лишь в незначительной степени совершая плавания через Атлантику в Англию и совсем немного походов в Африку.376
Стр 288-289
375 Слихер ван Бат даже заявляет, что во второй половине XVII и первой половине XVIII веков «лишь крупные [европейские] землевладельцы могли выращивать зерновые достаточно дешево, чтобы конкурировать с зерном из Пенсильвании» (Slicker van Bath, 1963а, 220).
Прим Стр 288
Во-вторых, англичане давили на северные колонии с целью поддержания неблагоприятного баланса прямой торговли, и это означало, что колониям приходилось обеспечивать себя монетой, если они хотели приобретать мануфактурные товары. Поскольку трехсторонняя торговля не приносила необходимого количества драгоценных металлов, колонии должны были либо расширять собственные мануфактуры (и, соответственно, сокращать импорт из Англии), либо искать какой-либо крупный рынок.377 В первой половине XVIII века политическая борьба североамериканских колоний с Англией сосредоточилась вокруг того, какая из данных альтернатив будет реализована. В XVII веке северные колонисты постепенно стали конкурировать с английскими производителями как кораблестроители, флотоводцы и поставщики провианта в Вест-Индию и Европу. Согласно меркантилистской доктрине, они были «скорее конкурентами, <...> [чем] активом», и тем самым имели «наименьшую ценность среди британских владений».378 После 1689 года англичане сделали сознательное усилие379 по исправлению положения — они попытались расширить функции колоний в качестве рынка для английских мануфактур путем поощрения производства новых базовых товаров (корабельных материалов) и удушения зарождающегося индустриального производства.380 Как «создать» рынок на отдельно взятой территории? — путем вовлечения ее населения в производство для мира-экономики, а если там не хватает людей с достаточно высоким уровнем дохода, то стимулировать «поселение» на этой территории. Англичане взяли именно последний курс, и это существенно отличало их от французов, голландцев и даже испанцев и португальцев на Американском континенте.381
В действительности между 1713 и 1739 годами имел место особенно значительный поток мигрантов, прежде всего в среднеатлантические штаты. Поскольку англичане не желали массово эмигрировать, Англия в это время осуществляла данный процесс путем открытия британской Северной Америки для неангличан: шотландцев, ольстерцев и так называемых «голландцев» (которые на деле были немцами и швейцарцами).382 Англичане надеялись, что эти новые мигранты будут задействованы в производстве нового «главного» товара — корабельных материалов. Это сулило Англии не только экономическое, но и военное превосходство. Корабельные материалы долго были «серьезным дефектом»383 английской колониальной торговли, и в течение XVII века «постоянной целью»384 английской политики было исправление этой ситуации. Данный недостаток оказался еще более острым, когда в 1689 году разразилась Девятилетняя война. Почти все производство или транзит английских корабельных материалов были в руках шведов, которые соблюдали нейтралитет, но находились на французской стороне, и это было «постоянной причиной для беспокойства».385 Очевидным альтернативным источником были северные колонии (а также Ирландия). В 1696 году Англия создала Бюро (Министерство) торговли и плантаций, одной из первых задач которого стало освобождение от зависимости от Швеции. Бюро попыталось создать монополию на реализацию этой задачи, но подобный подход вызвал значительное сопротивление.386
Стр 289-291
376 Walton (1968b, 365-371)* Причина этого носила экономический характер. Знакомство между купцом и его агентами значительно сокращало риски, и это вело к специализации маршрутов. Экипажам кораблей на трехсторонних маршрутах платили, когда корабль находился в порту, в отличие от экипажей кораблей на челночных маршрутах (Waltony 1968b, 386-389). Джилман М. Острандер идет еще дальше, сомневаясь в подлинности данной конструкции, поскольку в действительности корабли не совершали путешествий по трехсторонним маршрутам. Он приписывает само понятие трехсторонней торговли идеологическим потребностям XIX века (Ostrander, 1973, 642).
378 Barrow (1967, 8). Неттельс полагает, что подобное рассуждение отрицает «невидимые доходы» Англии от северных колоний, а именно потоки монеты и драгоценных металлов, плоды пиратства, «приобретение» услуг короны и даже кораблестроение для английских покупателей. Однако эти невидимые доходы именно такими — менее заметными — и были, а значит, они могли быть не в состоянии существенно изменить представление англичан о ценности северных колоний (см. Nettels, 1933, 344-347).
Прим Стр 289
379 Каким бы сознательным ни было усилие по увеличению ценности северных колоний для Англии, нет сомнения, что в сравнении с отношением англичан к колониям большого Карибского бассейна это было пренебрежительное отношение. А.Г. Франк полагает, что подобное пренебрежение, объясняемое «сравнительной бедностью земли и климата, а в равной степени и <...> отсутствием рудников», было приятным сюрпризом для этих колоний, поскольку позволяло им развиваться отличным образом от тропических и субтропических колоний (Franky 1979b, 60). Томас Барроу рассматривает «политику ’’спасительного прене брежения”» под другим углом. Он указывает, что, по меньшей мере, в XVIII веке «поддержание удовлетворенности колонистов [британской Северной Америки] требовало политики умиротворения, а не принуждения. Следовательно, Уолпол и его последователи стали руководствоваться принципом ”не до жиру — быть бы живу”. Тем самым политической максимой Уолпола в управлении колониями стала фраза Quieta non movere [успокаивать, а не беспокоить — лат.)» (Barrow, 1967, 116, 134).
Прим Стр 289-290
380 См. Nettels (1931а, 233). Что касается хронологии, то Неттельс ссылается на точку зрения Дж.Л. Биэра, согласно которой североатлантические колонии стали рассматриваться как рынок лишь после 1745 года. Неттельс утверждает, что данное представление неверно и что эти колонии воспринимались подобным образом уже в конце XVII века (см. Nettelsy 1931а, 230-231). Кэммен утверждает, что после 1713 года «все колониальные ресурсы [включая ресурсы северных колоний] рассматривались [англичанами] как важные с точки зрения вклада в создание самодостаточной империи» (Каттеп, 1970, 46). Однако Стюарт Вручи считает, что это произошло «в более поздний колониальный период» (Bruchey, 1966, 8). Наиболее раннюю дату приводит Коулмен — по его утверждению, «североамериканские колонии Англии демонстрировали наиболее поразительный чистый прирост спроса уже после 1650 года. Тем самым открывался эксклюзивный рынок для английской индустриальной продукции в тот самый момент, когда внутриевропейская торговля сжималась, а конкуренция усиливалась» (Coleman, 1977,197-198).
Возможно’ здесь перед нами намерение (возникшее в 1690-х годах), переходящее в стадию реализации (к середине XVIII века). Совокупные данные Д.А.Фарни по американским колониям показывают, что принадлежавшая им доля рынка английских товаров выросла с 10% в 1701-1705 годах до 23% в 1766-1770 годах, а доля колониального импорта в Англию — с 19 до 34%. Роль континентальных колоний (включая северные и южные) впервые превзошла роль Вест-Индии в 1726-1730 годах. Фарни предполагает, что результатом этой «американизации» (термин заимствован у Вернера Шлоте) английской внешней торговли стала «фактическая сверхзависимость», объясняющая английские экономические трудности во второй половине XVIII века (Farnie, 1962, 214). На меня это производит впечатление очень сомнительного утверждения — фактически речь идет о меркантилистской идеологии, доведенной до крайности. Скорее суть дела, как мы увидим далее, в том, что Англия была не в состоянии удержать северные колонии от превращения в полупериферийную зону (и в этом смысле Англия создавала некоторые из их будущих трудностей) — а если не от этого, то от чего-либо другого. 381 См. Nettels (1933, 322).
Прим Стр 290
385 Astrom (1962, 20). Из товаров, которые импортировались в Англию в 1699- 1700 годах — конопли, льна, смолы, дегтя, железа, поташа, 48% происходили напрямую из Швеции, 26,4% шли из России, 24,1% с Балтики и только 1,5% из Дании-Норвегии. Однако российские товары шли транзитом через Нарву, которая была в руках Швеции, а прибалтийские товары — через Ригу, которая также принадлежала шведам (см. Astrom, 1962, 99).
Прим Стр 291
В любом случае северные колонисты оставались более заинтересованными в производстве дерева, чем в производстве смолы и дегтя,389 а древесина не только шла в Англию, но и использовалась ими в собственном кораблестроении.390 Дело в том, что развитие этой отрасли промышленности играло для расширения рынка для английских товаров, по меньшей мере, такую же роль, как это сделала бы успешная программа по производству корабельных материалов. Именно это могло быть фундаментальной причиной того, что при режиме навигационных актов «в наиболее практичных целях» корабли, которыми владели колонисты, никогда не лишались привилегий для судов, которыми владели британцы.391 По этой причине появился экономический смысл строить корабли в северных колониях, где заработки были высоки, но стоимость дерева была более чем низка, что компенсировало этот фактор.392 Данное сравнительное преимущество было усилено постоянным ростом производительности американского колониального мореплавания в период с 1675 по 1775 годы.393 В результате к 1775 году около трети всех кораблей, зарегистрированных в Британии как принадлежащие британцам, были построены в северных колониях — и это был «важный источник процветания колоний».394
Стр 292-293