[image]

Тяжелые (дальние) перехватчики ПВО в СССР

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 8
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

Для поддержки настроения личного состава, начну новую тему.
В принципе, я отдаю себе отчет, что она безразмерная, т.к. в связи с неоднозначностью типажа и классификации к ней можно будет отнести самые разные самолеты. Однако, я не хочу сильно углубляться в обсуждение отдельных типов, а просто попытаюсь выкладывать здесь те материалы, которые в свое время увидел в архиве МАП, относящиеся к тематике разработки в СССР самолетов соответствующего назначения. Сразу оговорюсь, что изложение я начну с рубежа 1960/61 года, потому что по более ранним материалам я подробных записей пока еще не делал…
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 01.04.2020 в 16:05
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

К началу 60-х разработкой истребителей-перехватчиков (ИП) в СССР занимались сразу 4 ОКБ: Туполева, Микояна, Яковлева и Сухого. Каждое из них параллельно вело работы сразу по нескольким, иногда прямо дублирующим друг друга темам. К примеру, в 1957 году ОКБ-155 (А.И. Микояна) одновременно вело работы по 21 теме, из них к работам по ИП относилось 7. В ОКБ-115 (А.С. Яковлева) – из 26 тем – 8, в ОКБ-51 (П.О. Сухого) из 14 тем – 9. Конечно, не все из них представляли собой полномасштабные проекты, иногда речь шла лишь о модификациях уже существующих машин, или об испытаниях какого-то нового оборудования или вооружения. Однако, даже при этом, существенной проблемой являлось многотемье при явной нехватке ресурсов. Понятно, что в этой ситуации, с учетом того, что руководство страны делало теперь ставку на преимущественное развитие ракетной тематики, существенное сокращение авиационной составляющей было практически неизбежным.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Как результат, в авиапроме СССР начался глобальный «секвестр» тематики: в 1958 г. в ГКАТ (преемник МАП с 1957 г.) с разработки было снято 24 темы по самолетам и 12 по двигателям, в следующем 1959 г. - 21 и 9 соответственно. В итоге этой компании, к 1961 году по тематике ИП уже была полностью завершена эпопея с проектами таких новых перехватчиков, как Ла-250, П-1 и Т-37:
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Ла-250/250А (система К-15) был задан ПСМ № 2837-1200 от 20.11.1953 г., это задание в дальнейшем уточнялось ПСМ № 2543-1224 от 30.12.1954 г. и № 419-198 от 16.04.1958 г. Заводские испытания опытных машин велись с 16.07.1956 г., но сопровождались постоянными авариями, в которых были разбиты оба первых опытных экземпляра самолета. Постройка последующих машин осуществлялась уже на серийном заводе № 18 в Куйбышеве, но темпы работ по прежнему оставляли желать лучшего, и работы по системе К-15 были закрыты летом 1959 года.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

П-1 (система «Ураган-1/5») с двигателем АЛ-9 был задан ПСМ СССР N 124-65 от 19.01.1955 г. В дальнейшем, ПСМ № 424-261 от 28.03.1956 г., № 1143-589 от 17.08.1956 г. и № 419-198 от 16.04.1958 г. задание корректировалось в части состава оборудования (РЛС «Пантера»), вооружения (ракета К-9-51) и сроков работ. ЗЛИ первого опытного экземпляра начались 09.07.1957 г., кроме этого, на заводе в Новосибирске в 1957-59 г.г. велось изготовление еще трех опытных машин. ПСМ № 1087-495 от 13.09.1958 г. работа была переведена в разряд ЛЛ, а ПСМ № 887-372 от 12.08.1960 г. закрыта окончательно.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 01.04.2020 в 16:07
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Т-3М/Т-37 (комплекс перехвата Т-3А-9) с двигателем Р15-300, РЛС «ЦП» и ракетами К-9-51, был задан ПСМ № 608-293 от 04.06.1958 г. В конце 1959-го, когда на совещании с военными встал вопрос о дальнейшем сокращении тематики, предлагалось выбрать между Т-37 и Е-152. Выбор пал на суховский самолет, и ПСМ СССР № 138-48 от 05.02.1960 г. работы по Т-37 были закрыты на этапе постройки первого опытного экземпляра самолета.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Однако к 1961 году в разработке по прежнему оставались еще несколько типов перехватчиков, которые мы с некоторой долей условности можем отнести к тематике «тяжелых» (дальних) перехватчиков. Разработку Е-152 и Ту-28 сумели «отстоять» перед руководством, и одним из основных доводов в пользу продолжения работ по ним являлось то, что в отличие от всех более ранних машин, они должны были, наконец, реально обеспечить возможность всеракурсной атаки ВЦ.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 01.04.2020 в 17:13
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Е-150/152 (комплекс перехвата Е-152-9) с двигателем Р15-300 и РЛС «ЦП» был задан ПСМ № 424-261 от 28.03.1956 г. В дальнейшем, ПСМ № 251-124 от 07.03.1957 г., ПСМ № 419-198 от 16.04.1958 г. и ПСМ № 608-293 от 04.06.1958 г. задание неоднократно уточнялось как в части вооружения (ракеты К-70, К-9), так и по части сроков проведения работ. Летные испытания первого ОЭ Е-150 начались 18.07.1960 г., в варианте Е-152А с двигателями Р-11Ф-300 – 10.07.1959 г., а в варианте Е-152, с двигателем Р15-300 – 21.04.1961 г.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 01.04.2020 в 16:09
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Ту-28 (комплекс перехвата Ту-28-80) с двигателями АЛ-7Ф, РЛС «Смерч» и ракетами К-80, был задан ПСМ № 608-293 от 17.06.1958 г., при этом, ПСМ № 1013-482 от 28.08.1958 г. (20.09.1958 г.), и № 735-338 от 04.07.1959 г. была задана дальнейшая модификация самолета – самолет Ту-28А с двигателями ВД-19. На летные испытания 1-й ОЭ Ту-28 с двигателями АЛ-7Ф вышел 18.03.1961 г.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Интересная ситуация складывалась с перехватчиком для малых высот, который в перспективе должен был заменить в войсках ПВО Як-25М. ПСМ № 608-293 от 04.06.1958 г. ОКБ Яковлева была официально задана разработка самолета соответствующего назначения – перехватчика с 2 двигателями Р11-300, который получил заводское обозначение Як-35МВ. Срок постройки был определен в 08.1960 г., срок предъявления на ГИ – 4 кв. 1961 г. Тем не менее, практически параллельно, в ОКБ-115 в 1959-60 г.г. все еще продолжались работы по перехватчику Як-27, причем как в исходном варианте, с пушечным, так и с ракетным вооружением – К-8М. Кроме этого, с 1959 года появилась новая работа – ИП на базе Як-28.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Хочу заметить, что история работ по этой модификации семейства Як-28, к сожалению, освещена крайне слабо, особенно в отношении начального ее периода. К примеру, в открытых источниках я не нашел практически никаких сведений о том, кто, как и когда собирал первый опытный экземпляр самолета, и как проводились его испытания. Попытаюсь здесь немного восполнить этот пробел.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Впервые тема с таким названием фигурировала в годовом отчете ОКБ-115 за 1959 год, где в перечне выполняемых работ был указан пункт: «4. Легкий 2-местный бомбардировщик с 2 двигателями Р11АФ-300 в варианте истребителя-перехватчика Як-28ПД, заказ 518». В качестве основания указывалось ПСМ № 19-7 от 05.01.1959 г. (это было базовое постановление правительства по Як-28) со сроком постройки и передачи на ЛИ – март 1960 г.
В годовом отчете ОКБ-115 за 1960 год этот пункт был сформулирован аналогичным образом, но в качестве основания теперь фигурировало некое письмо зам. председателя ГКАТ от 20.10.1959 г. и был указан фактический срок передачи самолета на ЛИ = 21.04.1960 г. Также было указано, что 1-й этап ЛИ был закончен в 11.1960 г …
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

Резюмирую: 1-й опытный экземпляр самолета под заводским обозначением Як-28ПД (заказ 518) строился в ОП ОКБ-115 с 1959 года, скорее всего на базе серийного самолета, и вышел на ЗЛИ 21 апреля 1960 года; первый этап этих испытаний был завершен в ноябре 1960-го. На самолете не было штатного оборудования и вооружения, соответственно эти испытания были ограничены только определением летных характеристик, при этом было выполнено 28 полетов. Отчет по испытаниям был выслан в ГКАТ, СМ, ВВС и ПВО…
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

В годовом отчете за 1961 год информации было уже немного больше: пункт по этой теме переместился ближе к началу списка и звучал теперь так: «2. Истребитель-перехватчик Як-28П с системой наведения «Воздух-1», РЛС «Орел-Д», и системой К-8М, заказы 518, 565», В качестве основания снова указывалось распоряжение ГКАТ от 22.10.1959 г., однако тут же было написано, что самолет создан "по инициативе ОКБ-115, и успешно прошел СИ". Попутно, со ссылкой на ПСМ № 1056-456 от 27.11.1961 г., утверждалось о запуске в серию на заводе № 153; о том, что была выполнена доработка чертежей, и в 12.1961 они были переданы на завод. Кроме того, в том же самом годовом отчете за 1961 год было написано, что работы по теме Як-35МВ закрыты …
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 05.04.2020 в 00:25
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

Из прочих доступных документов известны некоторые подробности этих событий. Известно, в частности, что в апреле 1961 г. ГК ВВС Вершинин и ГК ПВО Бирюзов обратились в адрес Министра обороны Малиновского с докладом, в котором информировали о разработке А.С. Яковлевым «в инициативном порядке» 2-местного ИП Як-28П, и о ЛТХ, полученных в ходе его ЗИ. Говорилось о том, что декларируемые ОКБ летно-технические данные самолета могут представлять интерес для ПВО при использовании его в качестве маловысотного перехватчика. В связи с этим, предлагалось в 1961 г. провести (по сокращенной программе) его совместные испытания. Решение о проведении этих испытаний было оформлено МО 6 июня 1961 года.
Опытный самолет был предъявлен на СИ в ГНИКИ 31.06.1961 г, принят на испытания 01.08.1961 г, а к 25.10.1961 г. они были завершены, при этом было выполнено 43 полета.
Прямо в ходе этих испытаний, 23.09.1961 г. было оформлено решение ВПК № 194 (продублированное для исполнителей приказом ГКАТ № 344 от 06.10.1961 г.) о переоборудовании еще 3-х серийных Як-28 производства завода № 39 (Иркутск) в опытные самолеты Як-28П, предназначенные для ускорения испытаний. Выполнение переоборудования возлагалось на ОКБ-115 и завод № 153 в Новосибирске, что, вполне очевидно, следовало воспринимать, как прицел на будущий запуск Як-28П в серию на этом заводе
И действительно, по результатам этих испытаний, буквально в «пожарном порядке» был подготовлен проект постановления правительства, которое вышло 27.11.1961 г. за № 1056-456. В соответствии с ним, в серию на заводе № 153 запускался Як-28П, а выпуск в Новосибирске Су-9 с 1962 года планировалось полностью прекратить.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Теперь о том, что меня удивило в свое время. Понятно, что выходу правительственного задания на разработку самолета всегда предшествовал некий этап его предварительной проработки в ОКБ. Однако, вплоть до конца 50-х, для большинства машин, разрабатывавшихся в те годы этот этап, так или иначе, почти всегда оставался в «тени», и сведений по нему почти не было. И первые упоминания о разработке любого нового самолета в те годы обычно появлялись только со ссылкой на соответствующее постановление правительства. А вот в отношении Е-155 я нашел целую кучу документов, предшествовавших появлению ПСМ № 131-62 от 05.02.1962 г., которым он был задан. О чем речь?
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Прежде всего, оказалось, что соответствующее поручение на проработку этого проекта ОКБ А.И. Микояна получило еще в 1958 году: одним из пунктов объемного ПСМ № 608-293 от 04.06.1958 г., ОКБ-155 было поручено: «проработать вопрос о создании средств перехвата ВЦ, летящих на высотах до 30 км, со скоростями до 3000-3500 км/час и представить предложения в СМ СССР». При этом, в годовых отчетах ОКБ-155 с 1958 по 1960 годы не было никаких упоминаний об этой работе, кое-что нашлось только в ведомственной переписке тех лет.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Вот, к примеру, доклад ГК ВВС Вершинина, адресованный МО Малиновскому, датированный 1 октября 1960 года:
«Докладываю: … Ген.к-ром т. Микояном произведена эскизная проработка и предлагается создать комплекс перехвата высотных сверхзвуковых ВЦ «С-155» с пилотируемым ИП «Е-155». Согласно ЭП КП «С-155» должен обеспечивать:
- перехват ВЦ с любых ракурсов на высотах до 27-30 км при Vполета до 3000 км/час, при этом радиус перехвата по запасу топлива составит при возвращении на свой АЭ 700 км, а при посадке перехватчика в 200 км от места поражения цели – до 1400 км. Wпораж.целей 2хУР >=0,8. Продолжительность ГП на Н=21-22 км при крейсерской сверхзвуковой V=2500 км/час до 40 км, что позволяет осуществить перенацеливание перехватчика или выполнить в 1 полете 2 атаки с б/к = 4 УР.
- эксплуатацию ИП с АЭ 2 класса.
Установка на с-т БРЛС с дальностью обнаружения цели до 100 км и дальностью захвата 50-80 км, бортовой (системой) наведения и автономных средств навигации существенно снизит зависимость ИП от наземных средств наведения…
… Учитывая высокие ТТД комплекса «С-155» … а также имея в виду, что в США в настоящее время проводятся работы по созданию самолета-носителя В-70 «Валькирия» с Vmax=3200-3500 км/час, и Нполета в момент пуска ракеты 24 км, считаю необходимым выдать задание на разработку комплекса перехвата «С-155». …»
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

В результате, в конце ноября 1960 г., при разработке очередного проекта ПСМ «О создании новых авиационных средств поражения, разведки, ПЛО, ПВО, модифицированных серийных самолетов», в перечне новых самолетов и систем вооружения, по которым ГКАТ должен был совместно с МО подготовить и представить предложения по их созданию, среди всех прочих появился соответствующий пункт:
… 5. Авиационный комплекс С-155 … На базе Е-155 – фронтовую систему разведки и поражения…
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Этот проект, как и положено, прошел стандартный цикл согласования во всех инстанциях, и 9 января 1961 г. в адрес ЦК КПСС ушло совместное письмо с проектом ПСМ, подписанное Дементьевым, Калмыковым, Рудневым, Бирюзовым и Вершининым.
В нем говорилось о необходимости создания комплекса С-155 в 2 этапа:
- С-155: с 2хР15Б-300, РЛС «Смерч-А», УР К-40 с а/д управлением, с обеспечением поражения целей на высотах от 5 до 27-30 км, и V до 3000-3500 км/час, с W=0,7-0,8.
- С-155А: с БРЛС «Вихрь-3» с квазинепрерывным излучением, УР ВВ К-40А и К-44А с а/д и газодинамическим управлением, с обеспечением поражения целей на высотах до 35 км, и V до 3000-3500 км/час, с W=0,7-0,8. С увеличением Н до 100-200, V до 1200-1400 км/час.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

30.01.1961 г. в ГКАТ прошел НТС, на котором, среди прочих, обсуждался проект Е-155Р, докладчиком был Н.З. Матюк.

17.02.1961 года вышло ПСМ № 141-68, а 04.03.1961 г. – дублирующий его приказ ГКАТ № 65, одним из пунктов которого было записано:
… ген.к-ру т. Микояну: разработать и внести в СМ предложение об использовании создаваемого ИП с длительным полетом на высоте в качестве самолета-разведчика, имея в виду создание нового СР не позднее 1963 г.

После выхода этого постановления, практически сразу, без раскачки, начался процесс подготовки к выпуску в свет базового ПСМ о создании Е-155. Первую «итерацию» проекта такого ПСМ П.В. Дементьев отослал в адрес председателя ВПК Д.Ф. Устинова уже 22.02.1961 г.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Еще один интересный документ, датированный 24.02.1961 г.:
В письме, адресованном начальнику ППО ГКАТ А.А. Лапшину, среди прочих отчетных показателей по 1 управлению ГКАТ за 1960 год, фигурировал такой:
… Общий объем прекращенных работ за 1960 г. – 647.973 тыс. руб., в т.ч.:
а) оформлены к списанию: в 1960 г.:
… комплекс Т3-А-9 = 120.211 тыс. руб.
экспериментальные работы по П-1 = 3.004 тыс. руб.
комплекс Як-35МВ = 4.332 тыс. руб.
разведчик Як-32 = 14.295 тыс. руб.
экспериментальный истребитель Е-155 = 5.292 тыс. руб. …
б) списано в 1960 г.:
… истребитель П-1 = 40.805 тыс. руб.
истребитель Т-3 = 25.725 тыс. руб.

истребитель Е-150 = 40.600 тыс. руб.
истребитель И-75 = 24.056 тыс. руб. …
(надо понимать, что приведенные цифры - по дореформенным ценам …)
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Задания на разработку комплектующих для нового самолета начали раздавать даже не дожидаясь выхода официального ПСМ:

Приказ ГКАТ № 118 от 15.04.1961 г.
В развитие приказа ГКАТ и ГКРЭ № 466/592сс от 14.12.1960 г., в целях своевременного обеспечения двигателями Р15Б-300 для комплекса С-155 приборами и агрегатами, приспособленными к работе в условиях высоких температур и больших высот, приказываю: … (далее следовал перечень поручения различным подведомственным организациям…)


Письмо зам.пред. ГКАТ Б. Куприянова, адресованное зам.пред. ГКОТ Звереву С.А. от 19.05.1961 г.:
Прошу Вас, не ожидая выхода ПСМ, выдать задания и обязать нижеследующие организации немедленно начать разработку комплектующих изд. для ракет К-40 и К-44 комплекса С-155, как предусмотренных в проекте ПСМ. …
ЦКБ-589 – тепловая всеракурсная ГСН, совместно с НИИ-648 ГКРЭ по НИР комбинированной ТРЛГСН.
НИИ-571 – совместно с ГСКБ-47 – боевое снаряжение из БЧ и неконтактного радиовзрывателя.
НИИ-571 – совместно с ГОМЗ, ГОИ и НИИ-6 – комбинированный взрыватель и БЧ (для К-44).
НИИ-862 – трассер до Н=40 км.


Приказ ГКАТ № 295 от 28.08.1961 г.
ЦК КПСС и СМ СССР постановлением от 17.02.1961 г. № 141-58, п.19, и приказом ГКАТ № 65сс от 04.03.1961 г. обязали ген.к-ра т. Микояна разработать и внести в СМ предложение об использовании создаваемого ИП с длительным полетом на высоте в качестве самолета-разведчика, имея в виду создание нового СР не позднее 1963 г.
Для обеспечения создания комплекса СР Е-155Р, разрабатываемого в ОКБ-155, в соответствии с указанным постановлением, приказываю:
1. Организациям комитета, перечисленным в приложении № 1 немедленно приступить к разработке опытных образцов элементов комплекса Е-155Р. …
   49.0.2623.7549.0.2623.75
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

20.04.1961 г., сообразуясь со сроками, предусмотренными в февральском ПСМ-1961 года, в адрес ЦК КПСС ушло очередное письмо, подписанное Устиновым, Малиновским и Дементьевым: «В соответствии с поручением, предусмотренным ПСМ от 17.02.1961 г., нами подготовлено предложение о создании авиационного ракетного комплекса перехвата ВЦ С-155 и Е-155Р. …»
В самом письме снова излагалась двухступенчатая схема работ по комплексу перехвата, предусматривающая:
на 1-м этапе - создание КП С-155А: (Н=500…27-30 км, V от 800 до 3500 км/час), включающий: с-т Е-155, с 2хР-15Б-300, УР К-40А, «Смерч-А» и системой наведения «Воздух-1». ЛИ начать в 1963 г.
На 2-м этапе – комплекс С-155Б (Н до 35 км, атака под любыми ракурсами, и на малых Н), на котором устанавливалась бы РЛС «Вихрь-3» с квазинепрерывным излучением и ИК-каналом, УР К-40 (модернизированные) и К-44 с ГДУ. ЛИ начать в 1965 г.
ЛИ Е-155Р предполагалось начать в 1963 г.
   49.0.2623.7549.0.2623.75
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

PPV

опытный

Продолжалась эпопея с Е-152.
26.04.1961 г. ГК ВВС Вершинин в письме, адресованном в СМ СССР, докладывал:
В соответствии с ПСМ от 19.07.1955 г. № 1304-741, докладываю о ходе выполнения в 1 кв. 1961 г. основных заданий Правительства:
… по Комплексам перехвата:
… 4. Не выполнено в срок задание по созданию автоматизированного КП Е-152-9, который должен быть предъявлен на СИ во 2 кв. 1961 г.
В КБ-1 ГКРЭ практически прекращены работы по доводке БРЛС «ЦП» и аппаратуры управления ракет К-9…
В настоящее время с-т Е-152 построен и укомплектован бортовой аппаратурой автоматического выполнения атаки, и изготавливается к началу ЗЛИ. Находится в постройке 2-й экз. с-та Е-152.
На самолете-аналоге Е-152А выполнено 77 полетов, проведены пуски ракет К-9 в полете. Продолжается летная отработка дв. Р15-300 на самолете-лаборатории Е-150, выполнено 11 полетов. В первых полетах получено М=2 и Н=22 км.
На заводе № 155 ГКАТ построено 13 пусковых ракет, 3 программно управляемых и 1 телеметрическая. …
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 04.04.2020 в 16:07
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru