Техника безопасности в ER-деятельности.
Всегда нужно рассчитывать на самое худшее. И если
это «самое худшее» случится, то вы будете к нему готовы и понесете
минимум потерь.
Коротко о главном...
- Не используйте для запуска РД бикфордовы шнуры, стопины,
запалы и прочие огнепроводные устройства. Так как после зажигания
отменить его уже невозможно. Да и сами огнепроводы (особенно
самодельные) довольно ненадежны и могут сгореть слишком быстро,
или неравномерно, затухая на неопределенное время. Для запуска
используйте электрозапал проверенной конструкции, кабель необходимой
длины и пульт с проверкой целостности цепи и надежным ключом
(тугая или закрытая кнопка, замок зажигания и т. п.), исключающим
возможность случайного запуска.
- На тестах двигателей и запусках ракет не находитесь в зоне
поражения их осколками и зоне возможного рикошета этих осколков.
- Не производите тесты и запуски в населенной и (или) пожароопасной
местности. При отказе системы спасения ракеты, она, падая с
большой высоты и имея небольшое лобовое сопротивление, разовьет
огромную скорость и будет способна разрушить чье-либо имущество
или голову. Даже сравнительно легкая модель может причинить
травму, не говоря уже о килограммовых проектах.
- Не водите кого попало на тесты и запуски.
- Не производите запуски в ветреную погоду. Допустимая скорость
ветра – не больше 10 м/с. Модель со стабилизаторами полетит
против ветра.
- Используйте прочную и надежную пусковую установку с жесткими
направляющими достаточной длины.
- Не направляйте модель на цель, не снаряжайте ее боеголовками
и прочими взрывными устройствами.
- Не используйте хлораты, перманганаты, пероксиды, фосфор,
тонкие порошки металлов и другие активные окислители и горючие.
Смеси с ними могут воспламениться или взорваться еще при перемешивании.
- Не сжигайте образцы смесей вблизи посуды с этими смесями
и горючих предметов. Горящие частицы способны разлетаться на
метры!
- Не подвергайте смеси любых окислителей и горючих каким-либо
воздействиям, которые могут вызвать их воспламенение или взрыв
(трение, удары, нагревание). Необходимо узнать свойства смеси
прежде чем готовить ее в больших количествах.
- Для разных компонентов необходимо использовать отдельную
посуду и оборудование, либо тщательно их мыть после использования.
Не использовать загрязненные реактивы и посуду при изготовлении
топлива и пиросоставов.
- Не заниматься ER (да и не только) в нетрезвом виде!
- Не начинать крупные проекты без консультации со знающими
людьми.
- Не выдумывать самостоятельно новых топлив. А при выдумывании
проверять их минимальные количества на чувствительность (к удару,
трению, нагреву (резкому и постепенному)), стойкость.
Техника безопасности при типичных операциях.
На испытаниях двигателя...
Ракетные двигатели обычно испытывают чтобы узнать
их основные характеристики: время работы, профиль тяги и т. п. И
для этого абсолютно незачем во время теста непосредственно смотреть
на этот двигатель. А многие идут на этот ненужный и очень опасный
шаг. Как правило, до первого взрыва двигателя. При этом горе-испытатель
либо погибает, либо у него обостряется инстинкт самосохранения.
Тесты нужно проводить в безлюдных местах. Стенд
с двигателем надежно закрепить. Во время теста нужно находиться
в укрытии. Пуск двигателя, естественно, производится дистанционно
с помощью проверенного электрозапала. Если он не сработает, то необходимо
отключить питание этого запала и подождать не меньше пяти минут.
Только после этого можно выйти из укрытия и подойти к двигателю
для выяснения причины отказа. Если очень хочется посмотреть на работающий
двигатель, то можно воспользоваться зеркалом. Для этого нужно находиться
напротив стенда за толстой каменной стеной. У края стены установить
зеркало на подставке. Держать его, высунув руку из-за стены нельзя.
Так же нельзя сидеть в том месте, в которое могут срикошетить от
других стен или упасть сверху осколки двигателя, стенда и другого
оборудования, находящегося вблизи этого двигателя. Так как зеркало
находится в зоне поражения осколками, то смотреть в него нужно в
защитных очках. Это защитит глаза в случае разрушения зеркала осколками
двигателя. Так же не стоит забывать о том, что разлетающиеся осколки
и остатки топлива способны пролететь сотни метров, а так же могут
поджечь окружающие предметы.
При изготовлении топлива (карамель)...
Готовить это топливо желательно вдали от всего,
что может загореться. Нельзя использовать открытый огонь. Только
электричество – электроплитку с регулятором или утюг. Так же понадобится
термометр (ртутный или термопара) и песчаная баня. Вокруг убрать
сухую траву, хлам и прочие горючие предметы. На себя одеть что-нибудь
типа фартука и рукавицы по локоть из неплавящегося материала. Чтобы
в случае попадания на них горящего топлива, этот фартук с рукавицами
можно было легко и быстро снять. Так же нужно одеть защитные очки.
Или лучше щиток из оргстекла. Он обеспечит лучший обзор и защитит
все лицо. В случае возгорания карамели нужно немедленно отойти на
безопасное расстояние. При ее горении будет выделяться очень много
дыма, при вдыхании которого можно получить серьезное отравление.
Тушить ее не стоит. Проще дождаться, пока она сгорит.
Добавлю еще
основные операции...
|