Курсовая работа на тему «Как
бы я поступил в этом случае …»
студента первого курса
Ракетомодельного форума - Джи-джи.
Стандартные крепежные резьбовые детали общего назначения изготавливают из мало- и среднеуглеродистых сталей (см. табл. 1). Эти стали, позволяют изготовлять резьбовые детали методом холодной штамповки с последующей накаткой резьбы. Легированные стали 35Х, 30ХГСА применяют для весьма ответственных винтов, болтов, шпилек и гаек.
(Можно сравнить по таблице пределы текучести для ст.3 и 35Х)
Механические свойства сталей
для резьбовых соединений.*
Табл.1
Марка стали |
Предел текучести, σт н/мм2 |
Ст.3 |
230 |
А12 |
240 |
20 |
245 |
Ст.4 |
260 |
25 |
275 |
35 |
314 |
35Х |
785 |
* Данные взяты из справочника Куклин Н.Г. «Детали машин» М., 1973г.
В
дальнейшем при расчетах принимаю, что резьбовые детали сделаны из самой
«плохой» стали – ст.3.
Теперь рассмотрим болтовое соединение, нагруженное поперечной силой Т (рис.1)
Рассмотрим
- Вариант А.
Болт ставится с зазором в отверстия деталей. При затяжке болта на стыке возникают силы трения, препятствующие относительному их сдвигу. Внешняя сила Т непосредственно на болт не передается, поэтому его рассчитывают только по силе затяжки V.
, где
Т – внешняя сила.
(Давление 100 атмосфер (принимаю пока для расчета такое значение)– следовательно, на
крышку диаметром 64 мм (s=201мм2 или 20,1 см2) будет давить сила равная 2000кг или 20000Н (20кН).)
r = 1,2…2 - коэффициент запаса по сдвигу деталей (беру 1,5);
f – коэффициент трения. (Для стальных поверхностей f = 0,15 - 0,20 - беру 0,15)
i = 1..2 число стыков (в нашем варианте i = 1)
z – число болтов (принимаем 10 штук)
Подставляем в формулу выше приведенные значения
При затяжке болт работает не только на растяжение, но и на кручение, поэтому вводится поправочный коэффициент 1,3.
Vрасч=1,3V=26кН
Значения
требуемого коэффициента запаса прочности [nт]
при
расчете болтов с неконтролируемой затяжкой
Табл.2
Сталь |
Постоянная нагрузка |
Переменная нагрузка |
||||
Диаметр резьбы d,мм |
Диаметр резьбы d,мм |
|||||
От 6 до 16 |
Св. 16 До 30 |
Св.30 До 60 |
От 6 до 16 |
Св. 16 До 30 |
Св.30 До 60 |
|
Углеродистая |
5-4 |
4-2,5 |
2,5-1,6 |
10-6,5 |
6,5 |
6,5-5 |
Легированная |
6,6-5 |
5-3,3 |
3,3 |
7,5-5 |
5 |
5-4 |
Внутренний диаметр резьбы болта считается так:
, где
σр – допускаемое напряжение на растяжение для винта (болта)
, где
σт – предел текучести материала болта (см. табл. 1 для стали 3)
[nт] – коэффициент запаса прочности принимают по табл.2 (я выбрал [nт] = 3 – нагрузка постоянная, предполагаемый диаметр болтов от 16 до 30 мм, сталь углеродистая)
Получилось d1=20,8мм
Таким образом, выбираются болты с резьбой М22 (10 штук), что при таком диаметре корпуса двигателя невозможно.
Как видно из этого расчета соединить крышку только затяжкой болтов
не удастся
(либо надо уменьшать
давление, либо увеличивать кол-во болтов, либо менять материал болтов).
Рассмотрим
- Вариант Б.
В этом варианте, болт установлен в отверстие из под развертки. Эти болты работают на срез, как штифты. Диаметр стержня болта при этом значительно меньше, и его определяют из условия прочности на срез:
, где
[τср] =(0,2…0,3) σт = 0,2*230=46н/мм2 - допускаемое напряжение на срез стержня болта.
σт – предел текучести материала болта принимаем также как и в первом случае он равен 230н/мм2
Из приведенного выше расчета ( с некоторым «натягом»;) )принимаем большую ближайшую резьбу М8.
ВЫВОД: при рабочем давлении в двигателе 100атмосфер необходимо крепить крышку двигателя десятью винтами М8. (впрочем, опять таки, как и в первом варианте, можно уменьшить количество болтов или их диаметр, если выбрать вместо ст. 3 сталь с более высоким пределом текучести σт).
Пользуясь данным расчетом можно пересчитать какие болты необходимо применить при креплении крышки на 8, 6 или к примеру 12 болтов. Или наоборот выяснить какое усилие выдержит один болт (а также пересчитать какие болты необходимо применять, если нагрузка переменная).