Чифтен
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Чифтен» Mk.3 | |
Chieftain Mk.1 | |
---|---|
Классификация | основной боевой танк |
Боевая масса, т | 51 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Год(ы) производства | 1965—1983 |
Год(ы) эксплуатации | с 1966 |
Количество выпущенных, шт | 2265 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10800 |
Ширина корпуса, мм | 3500 |
Высота, мм | 2640 |
Клиренс, мм | 510 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая и катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 120 |
Борт корпуса, мм/град. | 38 |
Корма корпуса, мм/град. | 25,4 |
Днище, мм | 16 |
Лоб башни, мм/град. | 195 |
Борт башни, мм/град. | 45 |
Корма башни, мм/град. | 45 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 120-мм L11A5 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 |
Боекомплект пушки | 64 |
Пулемёт(ы) | 1 × 12,7-мм L21A1, 1 × 7,62-мм L8A1, 1 × 7,62-мм L37A1 |
Подвижность | |
Тип двигателя | вертикально-оппозитный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 585 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 30 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Удельная мощность, л.с./т | 11,5 |
Тип подвески | тип Хорстман |
Ширина гусеницы, мм | 610 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 3,15 |
Преодолеваемый брод, м | 1 (4,5 с ОПВТ) |
«Чи́фтен» (англ. Chieftain) — основной боевой танк производства Великобритании, состоявший на вооружении армии Соединённого Королевства в 60-х и 70-х годах ХХ века. Сочетая в себе высокую огневую мощь с мощным бронированием, «Чифтен» считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени. На этой машине также впервые было установлено полулежачее кресло водителя- конструкция, позволившая значительно снизить высоту танка.
Содержание |
[править] Краткий обзор
Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион», хорошо зарекомендовавших себя в различных военных конфликтах. Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в британской военной доктрине. В частности, после столкновений с хорошо защищёнными немецкими танками, англичане поняли, что нельзя пренебрегать огневой мощью и бронированием в угоду маневренности.
Компания «Лейленд», вовлечённая в производство танка «Центурион», учла эти выводы при разработке прототипов дизайна нового танка, которые были затем отправлены в Военное министерство Великобритании. В начале 60-х новый дизайн был утверждён, и в 1967г в производство поступила первая модификация машины. Танк «Чифтен» был разработан так, чтобы быть настолько защищёной машиной, насколько это только возможно. Огневая мощь также была поставлена во главу угла: на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка; пушек с большим калибром на танках других западных стран в то время не было. Мощное бронирование было достигнуто, конечно же, за счёт ограничения маневренности танка. Недостаточная маневренность являлась также следствием ограниченных возможностей двигателя L60, установленного на танке; это явилось самым существенным недостатком новой машины. Двигатель, выбранный для установки был многотопливным и при установке дал меньшую мощность, чем ожидалось. Изменения, внесённые в конструкцию двигателя всё равно не смогли увеличить мощность до требуемой величины.
[править] Конструкция
[править] Применение
Как и его европеские конкуренты, «Чифтен» широко экспортировался в другие государства, в основном в страны Ближнего Востока. В отличие от его предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО, и Содружества наций.
«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный и надёжный в бою танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных театров военных действий. Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 90-х годов, когда им на замену пришли танки «Челленджер», конструкция которых во многом была создана под влиянием дизайна «Чифтена». Последняя версия танка, использовавшаяся британской армией вплоть до 1995г включала в себя новую броню «стиллбрю», улучшенную систему контроля за огнём и термическую систему наблюдения у наводчика.
Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.
В 60-х годах было также достигнуто соглашение о продаже серии машин Израилю, но после Шестидневной войны, в 1969г оно было отменено. Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979г туда поступило около 1000 машин модификации Mk5(P). События 1979г прекратили дальнейшие поставки. Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988г.
[править] Литература
- М.Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000 (Часть 1). — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2001
[править] Ссылки
Послевоенные танки Великобритании | ||
---|---|---|
Лёгкие танки | Средние танки | Тяжёлые танки |
FV101 Скорпион | FV107 Сцимитар | Чариотир | Центурион | Конкэрор |
Основные боевые танки | ||
Чифтен | Виккерс | Челленджер | Челленджер 2 |
Это незавершённая статья о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |