Главная >> Виртуальные выставки >> СС "Коммуна" ("Волхов"): сто лет в строю

СС "Коммуна" ("Волхов"): сто лет в строю

 

 К 100-летию зачисления в списки флота и спуска на воду спасательного судна Черноморского флота Российской Федерации "Коммуна" (до 31.12 1922 г. - "Волхов").

 По материалам РГАВМФ

Спасательное судно "Коммуна" (бывший "Волхов") Черноморского флота Российской Федерации - военный корабль, без преувеличения, уникальный. Он был построен для флота Российской империи, вошел в состав Советского Военно-Морского флота, принимал участие в Первой мировой и Великой Отечественной войнах и на сегодняшний день продолжает оставаться в строю - теперь уже Черноморского флота Российской Федерации.

Спасательное судно "Коммуна" ("Волхов")

В первое десятилетие ХХ века, в связи с развитием подводного флота, остро стал вопрос о спасении экипажей подлодок в случае аварий. Требовалось особое судно, обеспечивавшее быстроту, мобильность, полную техническую поддержку операций по подъему затонувших подлодок.

В конце 1910 года конкурс на строительство спасательного судна-дока, объявленный Морским министерством, выиграло Общество Путиловских заводов. В мае 1912 года Главное управление кораблестроения Морского министерства заключило с заводом контракт, который предусматривал строительство судна согласно стандарту, принятому в России для военных кораблей. В частности, материалом корпуса была (и это оговаривалось в контракте) смит-мартеновская марка стали. Распространенные сегодня легенды о якобы особой, путиловской, стали, обеспечившей судну такую феноменальную живучесть, не имеют оснований - военный корабль строился согласно утвержденным Морским министерством нормам и правилам.

В контракте также оговаривалось, что все узлы и механизмы должны быть российского производства, и за границей можно приобрести только те предметы и материалы, которые в России не изготавливались. Поставщиками оборудования и механизмов для судна стали Общество Сормовских заводов, Механический завод Роберт Круг (Санкт-Петербург), Русское общество Всеобщая компания электричества (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие российские фирмы. Наблюдающим за постройкой судна со стороны Морского министерства стал полковник А.П.Шершов.

24 июля 1913 года спасательное судно, по высочайшему повелению, получило имя - "Волхов" - и было зачислено в списки судов российского флота. 17 ноября 1913 года судно спустили на воду. После спуска в корпус судна устанавливались различные системы и механизмы, фермы для подъемного устройства, производилась отделка кают, лазарета и других помещений. На завершающем этапе постройки оборудовали мастерские, устанавливали различные средства связи.

Акт об окончательной приемке судна в казну был составлен 1 июля 1915 года, однако после этого на судне производились переделки, поскольку в процессе эксплуатации обнаружились конструктивные недостатки. Так, поперечные связи в кормовой части оказались очень неудобными, и по просьбе командира бригады подводных лодок Балтийского моря Путиловский завод изменил их конструкцию.

Команда "Волхова" составляла 128 человек нижних чинов, не считая мастеровых, и 9 офицеров, включая лекаря и лекарского помощника. Первым командиром судна стал капитан 2 ранга А.А.Якубовский (с 01.06.1915), до этого командовавший эскадренным миноносцем Деятельный.

После вступления в строй "Волхов" использовался как база подводных лодок, выполняя их ремонт и зарядку аккумуляторов. А первую операцию по подъему затонувшей подводной лодки осуществил в 1917 году.

3 июня 1917 года в 14 час. 25 мин. подводная лодка АГ-15 вышла в море на практическое погружение. Вскоре заметили, что лодка идет с очень сильным дифферентом на корму. Затем лодка стремительно погрузилась. Находящиеся поблизости от места катастрофы суда немедленно предприняли попытки спасти экипаж. В 17 час. 35 мин. лодка выпустила мину с прикрепленной запиской: ...в носу нас 11 человек. Буксируйте на мель. Срочно подымите нас, вода прибывает.... В 23 час. 08 мин. из лодки вышли пять человек нижних чинов и старший офицер. После этого спасатели попытались поднять нос лодки, но неудачно. Так как стало очевидно, что оставшиеся в лодке моряки погибли, приняли решение дождаться прихода "Волхова". Следующие дни прошли в подводке и заведении стропов, работы затрудняли сильный ветер и волнение. 15 июня в 18 час. 30 мин. "Волхов" начал выбирать все гинеи, и лодка оторвалась от грунта. 16 июня АГ-15 вышла на поверхность. В этой спасательной операции, проведенной в сложных погодных условиях, новое судно с успехом выполнило все положенные задачи.

После Октябрьской революции судьба "Волхова" едва не сложилась трагически. В феврале 1918 года он, в составе группы кораблей Балтийского флота, совершил в сложной ледовой обстановке переход из Ревеля в Гельсингфорс, где был брошен командой. И только в мае, накренившийся на один борт, с плещущейся в трюмах водой, на буксире был приведен в Кронштадт.

А уже осенью 1918 года "Волхов" поднял подводный заградитель "Ерш", ушедший под воду во время ремонтных работ. Осенью 1919 года поднял подводную лодку "Рысь", затонувшую у стенки завода. Всего с 1919 по 1922 год "Волхов" поднял 6 подводных лодок.

31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Советской Республики спасательное судно "Волхов" было переименовано в "Коммуну".

В ноябре 1923 года "Коммуну" стали готовить к переводу на Черноморский флот, но вмешательство начальника штаба Морских сил Балтийского моря Л.М.Галлера не позволило тогда этим планам осуществиться. В состав Черноморского флота "Коммуна" вошла только после Великой Отечественной войны.

12 февраля 1926 года решением судового собрания "Коммуны" был утвержден судовой праздник - 6 июля, день спасения затонувшей в 1917 году подводной лодки АГ-15. В протоколе собрания отмечалось, что воспоминания о спасении АГ-15 в открытом море будут напоминать краснофлотцу, что лодки спасают не только у стенки Балтвода и что поэтому необходимо поддерживать свой корабль в полной готовности.

В июле 1928 года экипаж "Коммуны", под командованием Сергея Игнатьевича Рябкова, совместно с черноморскими водолазами Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), осуществил операцию не менее сложную, чем спасение АГ-15 - подъем английской подводной лодки L-55, затонувшей после боя с эскадренным миноносцем "Азард" близ Кронштадта 1 июля 1919 года.

По горькой иронии судьбы "Волхову-Коммуне" довелось второй раз участвовать в подъеме подводных лодок "Ерш" (с 31.12.1922 - "Большевик") и "Рысь" (с 31.12.1922 - "Рабочий"), погибших при трагических обстоятельствах со всем экипажем.

22 мая 1931 года в Финском заливе в результате столкновения погибла подводная лодка №9 "Рабочий". Большие глубины на месте гибели не позволили провести спасательную операцию сразу после катастрофы, и лишь спустя два года, после изнурительной работы, подводная лодка была поднята. Это была первая в мире операция по спасению лодки такого тоннажа со значительной глубины - около 80 метров. Для "Коммуны" этот подъем тоже был рекордным, поскольку на треть превышал глубину подъема - 55 метров - на которую было рассчитано судно.

Гибель "Рабочего" была первой в трагической череде катастроф советского подплава, произошедших в предвоенные годы.

25 июля 1935 года во время учебного маневрирования линкор "Марат" разрезал подводную лодку Б-3 "Большевик", после столкновения лодка стремительно затонула. Проведенная в короткие сроки "Коммуной" совместно с ЭПРОНом спасательная операция позволила получить вахтенный и навигационный журналы лодки, что помогло в расследовании причин аварии и сняло обвинение с непричастных к этому моряков.

15 ноября 1938 года в результате столкновения с посыльным судном ЛК-1 в Ораниенбауме затонула лодка М-90, на следующий день лодка была поднята "Коммуной".

В период с 1918 по 1940 годы "Коммуна" осуществила десятки спасательных операций, некоторые - в сложнейших погодных условиях и на больших глубинах. Всего же за столетнюю службу "Коммуной" было поднято свыше 100 различных судов.

В настоящий момент "Коммуна" является старейшим кораблем Российского Военно-Морского флота. Пройдя модернизацию и получив новое оборудование, способное работать на глубине почти 3 километра, судно, несмотря на возраст, выходит в море, активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы Черноморского флота.

Черноусова Е.В.

 

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО КОММУНА (ВОЛХОВ)
ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(материалы РГАВМФ)

5 мая 1912 г.
Контракт с Обществом Путиловских заводов на постройку спасательного судна для подводных лодок.
Ф.401. Оп.6. Д.5. Л.151-155. Подлинник.

[1914]
Двигатель Дизеля для спасательного судна для подводных лодок в цехе Общества чугунолитейного и машиностроительного завода (б. Фельзер и К).
Ф.401. Оп.7. Д.237. Л.1. Фотография.

Дизель для сс ВОЛХОВ

Декабрь 1913 г.
Чертеж трюма, второй и третьей палубы спасательного судна для подводных лодок.

Ф.876. Оп.129. Д.556. Заверенная копия.

26 июня 1913 г.
Приказ по Морскому ведомству о присвоении судну, строящемуся на верфи Общества Путиловских заводов, имени "Волхов" и зачислении его в списки флота.

Типографский экземпляр.
Сборник приказов и циркуляров по Морскому ведомству за 1913 г. Научно-справочная библиотека РГАВМФ.

18 Ноября 1913 г.
Рапорт наблюдающего за постройкой спасательного судна для подводных лодок полковника А.П.Шершова о спуске судна на воду.

Ф.401. Оп.1. Д.1134. Л.137. Подлинник.

23 декабря 1913 г.
Отношение Общества Путиловских заводов начальнику механического отдела Главного управления кораблестроения на требование Управления оснащать "Волхов" станками только русского производства.

Ф.401. Оп.4. Д.227. Л.288. Подлинник.

[1913 г.]
Рекламный проспект Общества Путиловских заводов с описанием строящегося спасательного судна для подводных лодок "Волхов".

Типографский экземпляр.
Научно-справочная библиотека РГАВМФ.

[1914-1515 гг.]
Спасательное судно для подводных лодок Волхов в достройке на Путиловском заводе.
Ф.Р-2239. Оп.1. Д.2310. Л.1. Фотография.

сс ВОЛХОВ - достройка на Путиловском заводе

[1916 г.]
Волхов, спасательное судно для подводных лодок, на рейде.
Ф.Р-2239. Оп.1. Д.2312. Л.1. Фотография.

сс ВОЛХОВ, на рейде

[1916 г.]
Подводные лодки "Пескарь", "Аллигатор", "Барс" и "Гепард" у борта спасательного судна для подводных лодок "Волхов" в Ревеле.
Ф.Р-2239. Оп.1. Д.4484. Л.1. Фотооткрытка.

Подводные лодки у борта сс ВОЛХОВ

Июнь 1917 г.
Из вахтенного журнала спасательного судна для подводных лодок "Волхов" о ходе операции по подъему подводной лодки АГ-15.
Ф.870. Оп.6. Д.357. Подлинник.

Июнь 1917 г.
Спасательное судно для подводных лодок "Волхов" во время подъема подводной лодки АГ-15.
Ф.Р-2239. Оп.1. Д.4508. Л.1. Фотография.

Подъем подводной лодки АГ-15

Июнь 1917 г.
Подъем подводной лодки АГ-15 спасательным судном для подводных лодок "Волхов".
Ф.Р-2239. Оп.1. Д.4507. Л.1. Фотография.

Подъем подводной лодки АГ-15

2 декабря 1920 г.
Анкета с указанием основных тактико-технических характеристик спасательного судна для подводных лодок "Волхов" Морских сил Балтийского моря.
Ф.Р-1. Оп.3. Д.3165. Л.81. Подлинник.

7 декабря 1926 г.
Исторический формуляр спасательного судна Балтийского флота "Коммуна".
Ф.Р-2033. Оп.1. Д.58. Л.1-2. Подлинник.

26 августа 1928 г.
Статья руководителя ЭПРОНа Л.Мейера "Подъем подводной лодки Л-55", опубликованная в газете "Красная звезда" (?) 26 августа 1928 г. (№198).
Подлинник.
Ф.Р-174. Оп.2. Д.118. Л.92.

18 апреля 1928 г.
Схема положения Л-55 на грунте с показанием тоннелей и остропки.
Ф.Р-174. Оп.2. Д.118. Л.103. Фотокопия с рисунка.

Подъем подводной лодки Л-55

[1928г.]
Подводная лодка Л-55 в доке после подъема.
Ф.Р-174. Оп.2. Д.118. Л.102. Фотография.

Подводная лодка Л-55 в доке

[1930-е гг.]
Судоподъемное судно "Коммуна" у причала. Кронштадт.
Ф.Р-2243. Оп.1. Д.106. Л.13. Фотография.

сс КОММУНА. Кронштадт.

2 июня 1931 г.
Приказ Реввоенсовета СССР №040 о причинах гибели подводной лодки № 9 "Рабочий" и ходе спасательной операции.
Типографский экземпляр.
Сборник приказов РВС СССР за 1931 г. Научно-справочная библиотека РГАВМФ.

июнь 1931 г.
Походный ордер Отряда особого назначения.
Ф.Р-92. Оп.7. Д.57. Л.9. Рисунок на кальке.

26 мая 1933 г.
Доклад командира Отряда особого назначения о ходе операции по подъему подводной лодки № 9 "Рабочий".
Ф.Р-92. Оп.7. Д.179. Л.271-281. Копия.

28 июля 1935 г.
Проект подъема подводной лодки "Большевик".
Ф.Р-92. Оп.5. Д.53. Л.9-10. Подлинник.

на главную страницу