Портал "Русская Цивилизация" (rustrana.ru) ищет спонсора
выберите:   журнал  
  • энциклопедия  
  • навигатор  
  •   18:41
     


    Объвления
  • знакомства Анна (0)
  • знакомства Анна (0)
  • Помогите больному человеку - просто и немного! Александр (0)
  • Россияне, помогите! Алексеева Вера Николаевна (0)
  • Удалённая работа. Маришка (0)


  • /0.0.0/

    ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-10


         В конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк. Основным требованием являлось ограничение боевой массы машины — не более 50 тонн. Танк создавался с 1949 года в КБ под руководством Ж.Я. Котина при тесном сотрудничестве Ленинградского Кировского (ЛКЗ) и Челябинского Кировского заводов (ЧКЗ) на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.
         Сперва построили деревянный макет танка ИС-8 («Объект 730») в натуральную величину, а затем началось изготовление его первого прототипа. После заводских испытаний было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Весной 1950 года в Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Госкомиссия рекомендовала начать серийное производство танка ИС-8, но с доработками.
         Объем доработок оказался столь велик, что проект менялся несколько раз, в результате чего танк получил новый индекс ИС-10. В марте 1953 года умер И.В. Сталин и индекс ИС-10 заменили на Т-10. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 15 декабря 1953 года. Серийное производство Т-10 началось в 1954 году в Челябинске и продолжалось до 1957 года.
         Танк имел классическую схему общей компоновки с продольным размещением двигателя в МТО. Конструкция носовой части корпуса была такой же, как у танка ИС-3 с аналогичным расположением люка механика-водителя.
         Сварной броневой корпус имел верхние лобовые листы толщиной 120 мм с углами наклона 55° и подворота 40°. Гнутые бортовые листы корпуса имели толщину 80 мм и переменный угол наклона от 0 до 62°. Максимальная толщина лобовой части литой башни составляла 201 мм под углом наклона от вертикали 24°.
         Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА, спаренным с ней и зенитным 12,7-мм пулеметами ДШКМ. В боекомплект пушки входили боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг с соответствующим весом артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза) 45,96 кг и 47,76 кг. Пушка по своим баллистическим данным не отличалась от пушки танка ИС-4, однако с целью увеличения скорострельности до 3-4 выстрелов в минуту и облегчения процесса заряжания был установлен электромеханический досылатель снарядов и гильз. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 400 мм, а бронебойного снаряда на дальности 2000 метров — 145 мм.
         Наведение пушки и спаренного пулемета по горизонтали и вертикали осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1 и телескопического прицела ТШ-2-27. Командирская башенка имела следящее устройство целеуказания.
         На танке был установлен двигатель В-12-5 с центробежным нагнетателем и эжекционной системой охлаждения. 630 литров топлива заправлялось во внутренние баки и 300 литров — в наружные.
         Трансмиссия состояла из 8-скоростной планетарной коробки передач, механизма поворота типа ЗК и комбинированных бортовых редукторов разгруженного типа. Она имела систему гидросервоуправления.
         На танке применялась пучковая торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами, смонтированными внутри балансиров передних и задних опорных катков. В качестве подрессорников использовались буферные пружины. Пучковый торсион состоял из семи параллельно работающих торсионных валиков. Такая конструкция обеспечивала большой ход катка при малой длине торсионов благодаря увеличенному углу их закрутки. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорным катком.
         Применение пучковой торсионной подвески позволило разместить соосно опорные катки левого и правого бортов и оставить свободной от деталей подвески среднюю часть днища шириной 460 мм на всю длину корпуса, что позволило уменьшить высоту корпуса и общую высоту танка.
         Ходовая часть танка состояла из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.
         В танке имелась автоматическая углекислотная система ППО, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5. В качестве средств связи были установлены радиостанция 10-РТ-26Э и ТПУ-47-2.
         Важнейший показатель боевых качеств танка — маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.
         Первое из этих качеств — способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное — стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности — средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 — 40 км/ч. Максимальная же скорость — 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.
         Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц — 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке".
         Наконец, третье слагаемое маневренности — проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел — 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.
         Танк Т-10М — последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена конфигурация лобовой части корпуса "щучий нося. В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке "Чифтен-900".
         Модификации танка Т-10
         За те сорок лет, которые Т-10 состоял на службе в Вооруженных Силах нашей страны, он неоднократно модернизировался и улучшался.
         
         В 1955 году были созданы две опытные машины — «Объект 267» сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267» сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены в новую модификацию Т-10А («Объект 730А»). Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года. Его серийное производство было организовано в 1957 году в Челябинске.
         Т-10А отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ «Ураган», гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел наводчика ТУП.
         Т-10Б представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения ПУОТ-2 «Гром» и нового прицела наводчика Т2С-29-14. «Объект 730Б» был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР в 1957 году.
         Т-10БК. В 1957 году был создан командирский танк, который отличался от Т-10Б наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.
         
         Т-10М. Представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение «Объект 272». Он был разработан в Ленинграде КБ под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года под обозначением Т-10М. Серийное производство танка осуществлялось с 1958 года в Ленинграде (до 1966 года) и Челябинске (до 1962 года). Серийные танки ЧКЗ имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом «Объект 734».
         В 60-х годах все Т-10 были модифицированы до уровня Т-10М. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись, ибо этот очень удачный танк состоял на вооружении гвардейских танковых соединений «первого удара», дислоцированных на дальних подступах к нашей стране – в ГДР и Чехословакии. Отлично вооруженные и бронированные, они должны были нанести поражение НАТОвским частям в случае начала войны с Западом. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской Армии.
         Танк был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками и щелевым дульным тормозом. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и с максимальной прицельной дальностью 4000 м.
         В состав боекомплекта пушки входили новые по тому времени типы боеприпасов — бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 года — бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный — 320 мм на дальности 2000 м.
         Вместо спаренного с пушкой пулемета ДШКМ был установлен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться и как пристрелочный с дальностью до 2000 м. С 1959 года каждый пятый танк дополнительно оснащался зенитным пулеметом КПВТ, который размещался на башне непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу вел заряжающий, стоя на сиденьи.
         Было усилено бронирование башни танка. Т-10М получил новые конструкцию крыши силового отделения, формы бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, была изменена конструкция крышки люка механика-водителя, увеличен запас возимого топлива на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.
         Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм.
         Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м). Танк получил систему ПАЗ и ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.
         С декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Танк с этой трансмиссией имел обозначение «Объект 709».
         В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.
         С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С 1964 года вводится автоматическая система ППО с огнетушащим составом «3,5».
         Т-10МК. Командирский танк, созданный в 1962 году на базе Т-10М, отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км.
         Источники: ЛУЧШИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ
         А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский
         (Моделист-Конструктор №2 за 1990 г.)
         Сайт «Русская сила»
         

         



    ПОИСК:
    введите ключевое слово
      Фонд "Русская Цивилизация", 2004
    ©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004.  Столетие Русский проект
    Аукцион
    Ухо бронзовой личины средневекового шлема, XII в.
    Цена: 2000.00 руб.

    Балканские Новости
    /25.1.2008/ Ограбление банка в Новом Белграде
    /25.1.2008/ Очередное появление американских инвесторов
    /25.1.2008/ Новое медицинское оборудование поступило в детскую клинику

    Мнение
    Реклама
    советские мультфильмы | справочник лекарств | пинк флойд | ремонт своими руками